Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 352.89 Кб (Скачать файл)

Исследования  познавательных интересов учащихся раскрыли роль факторов, обусловливающих  избирательное отношение к учебным  предметам:

    • место и роль в общественном прогрессе наук, соответствующих изучаемым в школе учебным предметам;
    • удельный вес данного учебного предмета в общей структуре учебных курсов;
    • общая направленность учебных планов образовательного учреждения;
    • содержание учебных предметов и учебников;
    • характер процесса обучения, в котором обнаруживается влияние уровня преподавания, в том числе особенности форм и методов, сообщаемого учащимся нового материала, характер их самостоятельной познавательной деятельности[4].

Стремительно  нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. Любая внешкольная информация может быть применена в учебных целях, поскольку она расширяет представления учащихся об окружающем их мире и процессах, протекающих в нем[5]. Однако проблема чрезмерно большого объема информации, подлежащей усвоению современными школьниками, не решается, наоборот, все больше обостряется. Обилие информационных потоков, многообразие информации приводят к дезориентации личности, становятся причиной различных фобий, вызывают фрустрационные эффекты. В связи с этим возникает необходимость формирования у учащихся познавательного интереса для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.

В работах  Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой и др. указывается на следующую закономерность в становлении познавательного  интереса – это прохождение последовательно  таких этапов, как:

    • мотивационный,
    • репродуктивно-деятельностный
    • творческий

В условиях индивидуализации обучения необходимым  является учет дидактических принципов  личностно-ориентированного обучения, а это означает:

    • Учет самоценности индивидуума;
    • Подход к обучаемому, как к активному субъекту познания;
    • Опора на субъективный опыт обучаемого;
    • Ориентация на саморазвитие,
    • Самообучение, самообразование обучаемого;
    • Учет его индивидуальных психофизиологических особенностей;
    • Развитие коммуникативных способностей личности.

Основными источниками формирования познавательного  интереса выступают:

    • содержание учебного материала;
    • процесс обучения;
    • личность учителя.

Новые средства обучения диктуют новые формы  и методы обучения. Это уже качественно  иной процесс: обучение в процессе общения, поиска информации и работы с ней. Здесь на первый план выступает главная  движущая сила познания нового - интерес  к новой информации, желание осмыслить  ее, поделиться новыми знаниями с окружающими, применить имеющиеся знания и  умения в конкретной ситуации.

Развитие  познавательного интереса – сложный  динамический процесс, который необходимо рассматривать с позиций основных подходов, принятых в педагогических исследованиях: системного, личностного, деятельностного, представлять как  эволюцию субъектности ученика в  дидактической системе, связывать  с этапами становления личностного  опыта. Такой анализ позволяет выявить  динамику развития познавательной деятельности, особенности процесса формирования познавательного интереса на разных этапах развития.

    1. Возрастные особенности учеников седьмого класса

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».

Центральное новообразование отрочества - чувство  взрослости – возникающее представление  о себе как уже не ребенке. Подросток  начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Ведущие позиции начинают занимать общественно  полезная деятельность и общение  со сверстниками. Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.

Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется, как субъективное переживание  готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых. Подросток  начинает чувствовать себя взрослым, стремиться им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности.

Формированию  у взрослых равноправного отношения  к подросткам мешают:

  • Неизменность общественного положения подростка -  он по-прежнему школьник;
  • Полная материальная зависимость от родителей;
  • Привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать ребенка;
  • Сохранение у подростка детских черт в поведении.

Важно обсуждать  с подростками проблему прав и  обязанностей каждого человека, в  том числе, родителей, по отношению  к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка в немалой  степени зависит от преодоления взрослыми своего стереотипного отношения к нему как к ребенку.

Специфика данного возраста хорошо описывается  с применением частицы «НЕ»:

    • НЕ хотят учиться так, как могут;
    • НЕ хотят слушать никаких советов;
    • НЕ убирают за собой;
    • НЕ делают домашние дела;
    • НЕ приходят вовремя.

В это  время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых  ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию, а для этого он должен вносить реальный вклад в жизнь  своей семьи. Полезно прописать  договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать. И тогда многие из тех НЕ будут  постепенно уходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что  его заставляют, а понимая, что  ему это нужно. Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции, пожалеет родителей.

Меняется  общение со сверстниками. Общение  выходит за пределы школы и  выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства  взрослых. В сверстниках подросток  ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а  не успеваемость), смелость, умение владеть  собой.

Появляется  дифференцированное отношение к  учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся.

По словам Г.И. Щукиной «познавательные интересы современного подростка в значительной мере определяются новообразованием этого возраста - стремлением к взрослости (Д. В. Эльконин, Т. В. Драгунова), и вместе с ним и стремлением к самостоятельности. В познавательном процессе интерес их еще в полной мере не освободился от интереса к фабуле, к описаниям. И тем не менее он уже носит поисковый характер, связан с желанием проникать в более глубокие основания знаний. В этой связи подросток нередко задает па уроках «каверзные вопросы», свидетельствующие о его явном желании опрокинуть бытующие суждения, об интересе к необычайным явлениям, еще не получившим объяснения в науке (Бермудский треугольник, снежный человек). Вместе с тем своими познаниями подросток нередко опережает прохождение программного материала и может привнести в учебный процесс информацию, почерпнутую им из других источников, что вызывает у него самоуважение и укрепляет познавательный интерес. Но в развитии познавательных интересов подростки неоднородны. Среди них значительны расслоения и в предметной направленности, и в уровнях их продвижения, и в характере самих интересов. Их можно разделить на «теоретиков», стремящихся проникнуть в истину, в познание причин, закономерностей, единых принципов, и «эмпириков», тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний, поэтому ответить на запросы всех и удовлетворить интересы каждого в подростковых классах — задача для учителя весьма трудная, и тем не менее, опираясь на перспективы развития этого возраста, необходимо вводить подростков в круг теоретических проблем, побуждать их отыскивать доказательства ее обоснования, побуждать к творческой деятельности, развивать стремление к собственным маленьким открытиям, создавать условия для практического использования приобретенных знаний, умений, приобщать к анализу деятельности». [Щукина]

Следовательно, учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростков. Центральное место в учебной мотивации  занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития учебной мотивации и общей познавательной мотивации путем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Когда подростки терпят неудачу (или не достигают такого успеха, которого ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи – существенные моменты для учебной мотивации.

Слабость  воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет  «типичного подростка». Стремление «стать более волевым человеком» в этом возрасте не подкреплено подлинным  желанием измениться. Для подростка  характерна «не слабость воли, а  слабость цели». Развивать волевое  поведение следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая  и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти  цели были для школьника действительно  важными, а не задавались бы искусственно. Очень важно обеспечить школьника  средствами достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных  и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность  представлять себе такие последствия  не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток, это для них трудно, поскольку подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не об объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. 

 

Вывод к  главе 1

В первой главе мы рассмотрели историю  развития познавательного интереса, как в отечественной, так и  в зарубежной литературе. Этим вопросом занимались довольно давно, и существует много наработок на данную тему. Ведущим мы выделили определение Г.И. Щукиной: познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Так же в  первой главе мы рассмотрели основы формирования познавательного интереса. Мы  выяснили, что основными причинами  возникновения познавательного  интереса являются:

  • Общественная жизнь (развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека) т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека.
  • Процесс  сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи (значительна взаимосвязь в структуре деятельности ее результата и познавательных интересов)
  • Вдумчивый анализ результатов деятельности со стороны учителя при активном участии в этом учащихся вырабатывает адекватность оценок своих результатов у каждого школьника, что также способствует движению познавательного интереса, переводу его на новый, более высокий уровень развития, поскольку в этом процессе оценок и самооценок результатов деятельности и осуществляется воспитание ценностных ориентаций в познании и знаниях учащихся [6].
  • Социальные стимулы (вера в свои силы, воля, поощрение, отношения и.т.п.), которые для личности обучающегося важнее и сильнее всех остальных.

В первой главе рассмотрены также возрастные особенности учеников седьмого класса и выяснили, что средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое». Выяснили, что учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростков. Центральное место в учебной мотивации  занимает мотив самоутверждения. Это открывает возможность для развития учебной мотивации и общей познавательной мотивации путем укрепления самооценки школьника, развития произвольности поведения, стратегий преодоления трудностей. Когда подростки терпят неудачу (или не достигают такого успеха, которого ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Поддержка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи – существенные моменты для учебной мотивации.

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ