Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников
Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97
В данном контексте полезным может быть создание некоторого банка таких продуктов и различных медиасообщений, включающего в себя наиболее часто используемые ресурсы, презентации, повторяющиеся сообщения по различным темам учебных курсов, с возможностью оперативной замены морально устаревшей информации новой, более актуальной.
С позиций
принципа систематичности
Эти затруднения
связаны с тезаурусом человека, то
есть с системой взаимосвязанных
представлений, в которой отражается
картина мира данного субъекта. Тезаурус
определяет отношение субъекта к
получаемой информации. При этом возможны
три качественно различных
Поскольку тезаурусы разных людей различны, то возникновение тезаурусного барьера у одного вовсе не означает, что такой же барьер возникнет и у другого. Это значит, что трудность информации - субъективная характеристика сообщения, которую, однако, следует учитывать.
Информация может быть использована в учебных целях, если:
Помимо рассмотренных традиционных дидактических принципов, учет которых необходим для отбора медиа сообщений и их эффективного использования, можно выделить также дополнительные принципы:
Особая форма применения новых медиа представляет возможность их использования для коммуникации. Это происходит посредством соединения компьютеров на месте или по всему миру, чаще всего в форме так называемых электронных писем (e-mails), либо в форме видеоконференций (videoconferencing), при которых дети могут не только говорить друг с другом, преодолевая любые границы и расстояния, но и также видеть друг друга. Помимо этого к коммуникации относят возможность получать информацию через Интернет, также как и самим предоставлять информацию в пользование другим, как это уже делают многие ученические газеты в “WorldWideWeb”. В Интернете учащиеся могут быть как потребителями, так и производителями информации одновременно. [27]
Включение новых медиа в моделирование действительности (реальное или ирреальное) представляется нам важной, нацеленной на будущее функцией, в которой можно выявить сложные связи, которые иначе не были бы доступны наблюдению и изучению. Электронные медиа таким образом, а также посредством конструирования искусственных миров делают возможным новый масштаб исследования, который может быть использован и в педагогических целях. [28]
Личность
учителя. В условиях информатизации
большие требования предъявляются
к педагогам. Современные технические
средства в известной степени
моделируют деятельность преподавателя.
Безусловно, имея ряд неоспоримых
преимуществ, открывающих новые
возможности для учебно-
В условиях
информатизации образования задача
педагогов превращается из «передатчика
знаний» в «деятельность
Многие
педагоги имеют в распоряжении достаточно
широких ряд технических
В условиях применения медиа на занятиях, как правило, используются индивидуальные или групповые формы работы. А сам факт использования медиасредств в учебно-воспитательном процессе направлен, по мнению учителей, на реализацию познавательных, эстетических и коммуникативных возможностей современных технических средств.
Современные
медиа играют роль каналов передачи
обучаемым мыслей, чувств, эмоций их
создателей, и одновременно они служат
обучаемым каналами презентации
собственных суждений, реализации продуктов
своей созидательной
Выводы ко 2 главе
Во второй главе мы рассмотрели, какие же методики можно использовать для повышения уровня познавательного интереса на уроках ОБЖ.
В нашей работе были представлены такие методики как:
Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями, рабочей группы но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше определений, интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую разновидность активных методов обучения.
Полноценная
дидактическая игра ориентирована
на повышение эффективности
Также во второй главе мы выяснили, как же влияет мультимедиа на развитие познавательного интереса школьника.
Мы выделили случаи, в которых возможно использовать мультимедиа, их можно использовать, при условии того, что:
Глава 3. Практическая часть
3.1. Исследование мотивов учения у школьников
В процессе педагогической практики были протестированы ученики седьмых классов на мотивацию учения, для этого были использованы тесты А.С. Герасимовой и А.К. Марковой. (приложение 6)
В
своем анализе теории учебной
мотивации в отечественной
Л.И. Божович пишет: «…мотивы
учения могут быть
В своем анализе теории
При создании методической
По результатам теста выяснилось, что: