Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 352.89 Кб (Скачать файл)

В данном контексте полезным может быть создание некоторого банка таких продуктов  и различных медиасообщений, включающего в себя наиболее часто используемые ресурсы, презентации, повторяющиеся сообщения по различным темам учебных курсов, с возможностью оперативной замены морально устаревшей информации новой, более актуальной.

С позиций  принципа систематичности медиаинформация может быть использована в учебных целях, если:

    • сообщение не разрушает структуру учебного курса;
    • медиапродукт расширяет представления об изучаемом предмете или имеет историческую ценность;
    • сообщение является классическим, хорошо знакомым всем учащимся.
    • принцип доступности (является важнейшим принципом обучения). При работе с медиапродуктами учебного назначения и сообщениями различных медиа как у учащихся, так и у преподавателя могут возникнуть затруднения, связанные с содержанием информации и со стилем её изложения.

Эти затруднения  связаны с тезаурусом человека, то есть с системой взаимосвязанных  представлений, в которой отражается картина мира данного субъекта. Тезаурус определяет отношение субъекта к  получаемой информации. При этом возможны три качественно различных случая:

    • информация не находит соответствия в тезаурусе, не может быть к нему привязана и потому не меняет его. Такая информация субъектом воспринимается как «непонятная».
    • информация частично соответствует тезаурусу и слегка меняет его. Такая информация воспринимается как «новая», «интересная».
    • информация полностью соответствует тезаурусу и поэтому не меняет его. Такая информация воспринимается как «банальная».

Поскольку тезаурусы разных людей различны, то возникновение тезаурусного барьера  у одного вовсе не означает, что  такой же барьер возникнет и у  другого. Это значит, что трудность  информации - субъективная характеристика сообщения, которую, однако, следует  учитывать.

Информация  может быть использована в учебных  целях, если:

    • данная информация несколько превышает тезаурус учащегося, которым он обладает на момент предъявления сообщения, благодаря чему она воспринимается не как банальная;
    • сообщение полностью соответствует тезаурусу субъекта, но освещает событие или факт с новой, возможно неожиданной, стороны;
    • есть возможность дидактической обработки сообщения, снимающей тезаурусный барьер (адаптация текста), с сохранением основной информации сообщения и стиля её изложения.

Помимо  рассмотренных традиционных дидактических  принципов, учет которых необходим  для отбора медиа сообщений и  их эффективного использования, можно  выделить также дополнительные принципы:

    • принцип избыточности (средство обучения должно содержать избыточную информацию, связывающую референта с другим референтом или референтной группой; критериями отбора информации в этом случае будут служить мультидициплинарность, междисциплинарность и межтематичность сообщений);
    • принцип комплементарности (средство, разрабатываемое на основе информации массмедиа, должно нести такую информацию, которая дополняла бы и развивала информацию других источников, используемых в обучении; критерий отбора содержания - соответствие содержания медиатекста содержанию учебного курса, точки пересечения «внешних» и учебных информационных потоков);
    • принцип изоморфизма (создаваемое средство обучения должно правильно отражать специфику медиатекстов, обусловленную особенностями того или иного вида медиа) [14]

 

Особая  форма применения новых медиа  представляет возможность их использования для коммуникации. Это происходит посредством соединения компьютеров на месте или по всему миру, чаще всего в форме так называемых электронных писем (e-mails), либо в форме видеоконференций (videoconferencing), при которых дети могут не только говорить друг с другом, преодолевая любые границы и расстояния, но и также видеть друг друга. Помимо этого к коммуникации относят возможность получать информацию через Интернет, также как и самим предоставлять информацию в пользование другим, как это уже делают многие ученические газеты в “WorldWideWeb”. В Интернете учащиеся могут быть как потребителями, так и производителями информации одновременно. [27]

Включение новых медиа в моделирование действительности (реальное или ирреальное) представляется нам важной, нацеленной на будущее функцией, в которой можно выявить сложные связи, которые иначе не были бы доступны наблюдению и изучению. Электронные медиа таким образом, а также посредством конструирования искусственных миров делают возможным новый масштаб исследования, который может быть использован и в педагогических целях. [28]

Личность  учителя. В условиях информатизации большие требования предъявляются  к педагогам. Современные технические  средства в известной степени  моделируют деятельность преподавателя. Безусловно, имея ряд неоспоримых  преимуществ, открывающих новые  возможности для учебно-воспитательного  процесса, тем не менее, ни одно из технических  средств сегодня не может претендовать на роль педагога-воспитателя. Так, например, компьютер способен исполнять некоторые  функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия обучаемого и выдавать подсказку, задавать вопросы  и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывая те или иные темы предметной области. Конечно круг вопросов и  тем, число вариаций определены заранее. Учитель же может ответить на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности. [20]

В условиях информатизации образования задача педагогов превращается из «передатчика знаний» в «деятельность наставника, тренера, воспитателя»; учащиеся действуют  с большой инициативностью и  самостоятельностью, что характеризуется  такими учебными формами как наставнические / консультирующие модели.

Многие  педагоги имеют в распоряжении достаточно широких ряд технических средств. Использующие в своей работе электронные  медиа, указывают, что при этом они  преследуют, прежде всего следующие цели:

    • повысить познавательную активность учащихся,
    • повысить эффективность учебной работы,
    • сделать урок более интересным.

В условиях применения медиа на занятиях, как правило, используются индивидуальные или групповые формы работы. А сам факт использования медиасредств в учебно-воспитательном процессе направлен, по мнению учителей, на реализацию познавательных, эстетических и коммуникативных возможностей современных технических средств.

Современные медиа играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей, и одновременно они служат обучаемым каналами презентации  собственных суждений, реализации продуктов  своей созидательной деятельности. Работая в дидактической медиа-среде, ученик заинтересован не только в  результатах деятельности, но и в  самой деятельности. Интерес к  существующим сегодня технологиям  получения, преобразования, использования  информации, анализу возможностей программных  продуктов - это интерес к изучению информатики, проблем компьютеризации, что требует глубоких специальных  знаний, напряженной работы по самообразованию. Этот специфический интерес требует  не только специальных знаний, но и  специфических качеств личности: развития алгоритмического и образного  мышления, умения оперировать свернутыми структурами, умения анализировать  информацию, проводить оценку ее качества. Высшей формой развития познавательного  интереса при обучении с использованием электронных медиа мы считаем интерес к продуктивной деятельности, к самостоятельному творчеству. Такой интерес не развивается спонтанно, но целенаправленно формируется в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. [4] (приложение 4)

 

Выводы  ко 2 главе

Во второй главе мы рассмотрели, какие же методики можно использовать для повышения  уровня познавательного интереса на уроках ОБЖ.

В нашей  работе были представлены такие методики как:

    • Активные методы обучения

Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями, рабочей группы но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше определений, интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую разновидность активных методов обучения.

    • Урок-игра

Полноценная дидактическая игра ориентирована  на повышение эффективности учебного занятия и, одновременно, на развитие личности ученика. Игра создает на уроке  атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, доброжелательности, свободы, способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности, повышает уровень познавательного интереса. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

Также во второй главе мы выяснили, как же влияет мультимедиа на развитие познавательного интереса школьника.

Мы выделили случаи, в которых возможно использовать мультимедиа, их можно использовать, при условии того, что:

    • сообщение не разрушает структуру учебного курса;
    • медиапродукт расширяет представления об изучаемом предмете или имеет историческую ценность;
    • сообщение является классическим, хорошо знакомым всем учащимся.
    • принцип доступности (является важнейшим принципом обучения). При работе с медиапродуктами учебного назначения и сообщениями различных медиа как у учащихся, так и у преподавателя могут возникнуть затруднения, связанные с содержанием информации и со стилем её изложения.

 

Глава 3. Практическая часть

3.1. Исследование мотивов учения у школьников

В процессе педагогической практики были протестированы ученики седьмых классов на мотивацию  учения, для этого были использованы тесты  А.С. Герасимовой и А.К. Марковой. (приложение 6)

 В  своем  анализе теории учебной  мотивации в отечественной психологии  А.С. Герасимова  ставит задачу  для всех практических психологов  по созданию методики, диагностирующей  уровень развития мотивации в  ее целом. Она видит возможность  такой методики в развитии  идей А.К.Марковой, которая в свою  очередь опирается на идеи  Л.И.Божович.

           Л.И. Божович пишет: «…мотивы  учения могут быть подразделены  на две большие категории. Одни  из них связаны с содержанием  самой учебной деятельности и  процессом ее выполнения; другие  — с более широкими взаимоотношениями  ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные  интересы детей, потребность в  интеллектуальной активности и  в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны  с потребностями ребенка в  общении с другими людьми, в  их оценке и одобрении, с  желанием ученика занять определенное  место в системе доступных  ему общественных отношений. В ходе исследования было обнаружено, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.» Подчеркнем, что последнее высказывание Л.И. Божович о неразрывности познавательных и социальных мотивов в значительной степени «снимает» гораздо позже возникшее резкое противопоставление внутренних и внешних мотивов, и ставит проблему не только социальной значимости знаний, но и социальности всего совокупного знания.

        В своем анализе теории учебной  мотивации А.С.Герасимова уточняет, что подвиды, выделенные А.К.  Марковой, могут пониматься как уровни учебной мотивации по двум основным типам доминирующей мотивации.

        При создании методической разработки  типов и уровней мотивации  учебной деятельности  была позаимствована  структура тестов, наиболее четко  представленная в известном тесте  социализированности личности М.И. Рожкова, в котором вопросы регулярно чередуются, а ответы заносятся в структурированный бланк ответов .

По результатам  теста выяснилось, что:

    • в 7 классе уровень развития познавательной мотивации чуть выше, чем в 10 (2,74 из 4 в 7ц классе и 2,43 в 10 классе)
    • выше среднего находится уровень социальной мотивации учебной деятельности (2,96 из 5)
    • выраженность уровня широких познавательных мотивов (потребности в новых впечатлениях по Л.И.Божович) – 2,67
    • на достаточно высоком уровне находится мотив саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности – 3,21
    • уровень широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения – 2,92
    • уровень узких социальных («позиционных» по А.К.Марковой или «социологических») мотивов – 3,16
    • уровень сотрудничества или социальности знаний – 2,81

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ