Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 352.89 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ

В развитии интереса к ОБЖ нельзя полагаться только на изучаемый материал. Проектируя урок, хочется, чтобы знания пригодились  и при участии в конкурсах, олимпиадах, и при поступлении  в  вуз, и  просто в повседневной жизни. Поэтому главной целью  своей педагогической  деятельности считаем создание на уроке условий  для развития творческих, коммуникативных, познавательных  способностей. Достижению этой цели помогает использование элементов  различных технологий: игровой деятельности, проблемного обучения, группового самостоятельного обучения. Эффективным средством  развития творческих способностей учащихся можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических  ситуаций.

Естественно, что при формировании интереса  к изучаемой теме, необходимо менять  способы воздействия на детей, которые  зависят от уровня развития творческой активности учащихся, их психолого-возрастных характеристик,  индивидуальных особенностей. Так как в 5-7 классах преобладает  эмоциональный компонент познавательного  интереса, то педагогическое воздействие  на этом этапе состоит главным  образом в создании положительного эмоционального отношения к процессу познания, к процессу обучения. У  более старших детей (8-9 класс) происходит становление интереса к установлению причинных связей и зависимостей между предметами и явлениями. Интеллектуальный компонент познавательных интересов выступает на первое место. И тем не менее, с какой бы возрастной группой мы не работали, главная задача – показать значимость знаний безопасного поведения в жизни каждого человека и общества в целом. Важно найти такой подход к детям, чтобы «тронуло за живое»,  чтобы работал не только ум, но и чувствовала душа. Труд детей на уроке будет более интересен, если он будет разнообразен. А значит, уроки должны быть разноплановы и по типам, и по применяемым приемам, и по способу подачи материала. Нужно стараться, чтобы каждый урок имел свою «изюминку». И тогда в  глазах детей появляется неподдельный интерес, желание познания, стремление к деятельности, самостоятельности.

На разных этапах уроков можно использовать разнообразные   приемы, повышающие познавательный интерес. Приводим некоторые из них.

2.1.  Активные методы обучения

Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных(коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями, рабочей группы но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше определений, интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую разновидность активных методов обучения.

Урок - основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех, без исключения,  уроков нет и быть не может. Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации - адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким  образом, оказывается возможным  разделить многочисленный арсенал  педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные, который представлен в таблице (Таблица 1)[1].

Активные методы преподавания

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

учебник

тетрадь

учебные средства

компьютер

работа в группах

проект

мозговой штурм

Аудиовизуальные средства

Деловые игры

 

Тре-нинг

опорные сигналы

музыка

ТВ

видеосъемки

ролевые

имитационные

учебные

ситуационные

организационно-деятельностные


 

(приложение 1)

2.2. Урок-игра

Игра, это  один из инструментов учительской профессии, инструмент, которым можно воспользоваться  на любом этапе урока для решения  дидактических, воспитательных и развивающих  задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что-то изменить (разнообразить, оживить, улучшить). Дело в том, что игра изменяет среду  своего обитания.

Полноценная дидактическая игра ориентирована  на повышение эффективности учебного занятия и, одновременно, на развитие личности ученика. Игра создает на уроке  атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, доброжелательности, свободы, способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить« творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

На этапе  изучения нового материала игра поможет  учителю решить две важные взаимосвязанные  задачи — заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы понятным. В этих играх часто  используется прием преобразования информации, «перевод« терминов и  теорий на язык, понятный детям, прием  сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются  популярные в ученической среде  образы.

На этапе  закрепления материала игровые  технологии тоже весьма эффективны. Дело в том, что отработка навыка в  процессе игры осуществляется учащимися  особенно охотно и результативно, к  тому же в процессе игры задействуются  различные виды запоминания, в том  числе моторная память.

Игра  окажется полезной и на этапе контроля усвоения знаний. Ведь в ходе игры включается механизм соревновательности, что способствует максимальному самопроявлению участников. Положительно сказывается также и снятие страха перед контролем знаний.

Наконец, игра поможет создать в классе и в школе благожелательную творческую атмосферу, повысить внимание, активность и заинтересованность учеников, организовать «обратную связь« с учениками. Без  успешного решения этих задач  может «не пойти« даже самая интересная учебная тема. (приложение 2,3)

2.3.  Уроки с использованием мультимедиа

Новый подход к образовательному процессу способствует разработке эффективных, более совершенных  методов обучения и включает в  себя управление учебной деятельностью  с целью формирования познавательного  интереса.

Система образования находится в состоянии  перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной  информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. Одновременно с этим, школьники все  чаще и охотнее обращаются к внешним  источникам информации.

Источниками внешкольной информации могут быть:

    • средства массовой информации на печатной основе (книги, газеты, журналы);
    • электронные средства передачи информации (радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети, компьютерные игры, Интернет и др.).

Любая внешкольная  информация может быть применена  в учебных целях, поскольку она  расширяет представления учащихся об окружающем их мире и процессах, протекающих в нем. [14] Однако проблема чрезмерно большого объема информации, подлежащей усвоению современными школьниками, не решается, а наоборот, все больше обостряется. Обилие информационных потоков, многообразие информации приводят к  дезориентации личности, становятся причиной различных фобий, вызывают фрустрационные эффекты. В связи с этим возникает необходимость формирования у учащихся познавательного интереса для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.

Современные медиа позволяют повысить познавательную активность учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к учебным предметам. Использование электронных медиа дает возможность эффективно реализовывать все три этапа становления познавательного интереса.

Заинтересованность  современных школьников в различных  технических средствах передачи информации и коммуникации обусловливает  положительное отношение к учебным  предметам, при изучении которых используются те или иные медиа, и этот мотивационный компонент требует дальнейшего развития. Исследования показывают, что средства массовой информации и коммуникации занимают важное место в повседневной жизни школьников, прежде всего, в области досуга. Однако учащиеся выражают также готовность к использованию современных технических средств на школьных уроках, в процессе подготовки домашних заданий. Многие школьники накопили достаточно большой опыт взаимодействия с различными электронными медиа, но эти взаимодействия мало контролируются и управляются родителями и учителями.

Средства  массовой информации и коммуникации несут новые возможности для  осуществления репродуктивно-деятельностного этапа становления познавательного интереса. При использовании современных медиа в образовании значительно меняется характер самого учебного процесса, методы, содержание обучения. Учеными также отмечается, что современные информационные средства значительно раздвинули возрастные возможности учащихся. Уже сейчас с их помощью школьников можно научить тому, что недавно было доступно лишь специалистам высокой квалификации. [11] При этом не медиа диктуют методы, формы и содержание обучения, они сами адекватно и действенно включаются в программы обучения, способствуя эффективной организации учебной деятельности.

Использование медиа в учебном процессе школы  обеспечивает повышение информативной  емкости содержания учебного занятия; способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций  учебного процесса; сокращает время, позволяет усваивать больший  объем знаний, концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем  и понятий; позволяет улучшить отбор  заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными; формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.

Если  традиционная система обучения направлена на стимуляцию мотивации достижения (получения хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование  медиа ориентировано на воздействие  на познавательные мотивы обучаемого. Познавательные мотивы способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность процесса обучения. Формирование таких мотивов осуществляется через специфические и неспецифические воздействия на мотивационную сферу обучаемого посредством методической помощи, указаний, занимательности работы, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности. Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения. [12]

При индивидуализации обучения, каждый ученик вовлекается  в активную, ориентированную только на него работу. При этом побуждается  и мыслительная деятельность, более  полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. Электронные медиа дают возможность подбирать оптимальный  темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат  работы виден непосредственно на уроке, а не через несколько дней. Ученик получает возможность реализовать  собственные методы и приемы работы. [8]

Современные медиа обладают богатыми возможностями  для творческого применения полученных знаний, представления результатов  своей деятельности. С помощью  электронных медиа учащиеся могут  быстро и эффективно найти нужную им информацию; создавать собственные  мультимедиапрезентации, например, для представления какого-либо доклада (сообщения); участвовать в проектной деятельности по предметам, в видеоконференциях, дистанционных конкурсах, олимпиадах; представлять результаты своей деятельности в сети Интернет и т.д. Использование медиа способствует развитию критического мышления школьников, навыков самостоятельной работы, самообразования.

В условиях информатизации образования данные аспекты приобретают новые, специфические, черты.

В содержание мультимедиа продуктов могут  входить научно недостоверные сообщения. Такая информация служит материалом для формирования умения обнаруживать ошибки и неточности, вносить предложения  по их исправлению. Кроме этого, на основе таких сообщений можно формировать  умения:

    • воспринимать альтернативные точки зрения,
    • приводить аргументы за и против каждой из них,
    • трансформировать информацию.
    • принцип актуальности (устанавливает взаимосвязь между постоянно развивающейся наукой и технологией и учебным предметом).

Критерии  отбора сообщений для медиапродуктов можно сформулировать следующим образом:

    • в сообщении отражены события, близкие по времени;
    • сообщение представляет собой документальный текст, расширяющий представления об изучаемом предмете или имеющим историческую ценность;
    • сообщение является классическим текстом, хорошо знакомым всем;
    • информация имеет важное воспитательное значение.
    • принцип систематичности (может показаться, что данный принцип вступает в противоречие с необходимостью включения в учебный процесс актуальных медиасообщений, однако, принцип систематичности должен распространяться не только на изучение основ наук, но и на работу с медиапродуктами учебного назначения).

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ