Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников
Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ
В развитии интереса к ОБЖ нельзя полагаться только на изучаемый материал. Проектируя урок, хочется, чтобы знания пригодились и при участии в конкурсах, олимпиадах, и при поступлении в вуз, и просто в повседневной жизни. Поэтому главной целью своей педагогической деятельности считаем создание на уроке условий для развития творческих, коммуникативных, познавательных способностей. Достижению этой цели помогает использование элементов различных технологий: игровой деятельности, проблемного обучения, группового самостоятельного обучения. Эффективным средством развития творческих способностей учащихся можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций.
Естественно,
что при формировании интереса
к изучаемой теме, необходимо менять
способы воздействия на детей, которые
зависят от уровня развития творческой
активности учащихся, их психолого-возрастных
характеристик, индивидуальных особенностей.
Так как в 5-7 классах преобладает
эмоциональный компонент
На разных этапах уроков можно использовать разнообразные приемы, повышающие познавательный интерес. Приводим некоторые из них.
2.1. Активные методы обучения
Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник. Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных(коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями, рабочей группы но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Таким образом, исходя из приведенных выше определений, интерактивные методы так или иначе представляют собой некоторую разновидность активных методов обучения.
Урок - основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех, без исключения, уроков нет и быть не может. Учитывая многообразие подходов к теоретическому осмыслению сущности и классификации активных методов обучения, предлагаемых различными авторами, представляется целесообразным использовать наиболее очевидный способ их классификации - адресный, то есть определяющий направление использования того или иного способа на уроке. Таким образом, оказывается возможным разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные, который представлен в таблице (Таблица 1)[1].
Активные методы преподавания | ||||
Индивидуальные |
Групповые |
Фронтальные | ||
учебник тетрадь учебные средства компьютер |
работа в группах проект мозговой штурм |
Аудиовизуальные средства |
Деловые игры |
Тре-нинг |
опорные сигналы музыка ТВ видеосъемки |
ролевые имитационные учебные ситуационные организационно-деятельностные |
(приложение 1)
2.2. Урок-игра
Игра, это один из инструментов учительской профессии, инструмент, которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что-то изменить (разнообразить, оживить, улучшить). Дело в том, что игра изменяет среду своего обитания.
Полноценная
дидактическая игра ориентирована
на повышение эффективности
На этапе
изучения нового материала игра поможет
учителю решить две важные взаимосвязанные
задачи — заинтересовать учеников
новой темой и сделать
На этапе закрепления материала игровые технологии тоже весьма эффективны. Дело в том, что отработка навыка в процессе игры осуществляется учащимися особенно охотно и результативно, к тому же в процессе игры задействуются различные виды запоминания, в том числе моторная память.
Игра окажется полезной и на этапе контроля усвоения знаний. Ведь в ходе игры включается механизм соревновательности, что способствует максимальному самопроявлению участников. Положительно сказывается также и снятие страха перед контролем знаний.
Наконец, игра поможет создать в классе и в школе благожелательную творческую атмосферу, повысить внимание, активность и заинтересованность учеников, организовать «обратную связь« с учениками. Без успешного решения этих задач может «не пойти« даже самая интересная учебная тема. (приложение 2,3)
2.3. Уроки с использованием мультимедиа
Новый подход к образовательному процессу способствует разработке эффективных, более совершенных методов обучения и включает в себя управление учебной деятельностью с целью формирования познавательного интереса.
Система
образования находится в
Источниками внешкольной информации могут быть:
Любая внешкольная
информация может быть применена
в учебных целях, поскольку она
расширяет представления
Современные медиа позволяют повысить познавательную активность учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к учебным предметам. Использование электронных медиа дает возможность эффективно реализовывать все три этапа становления познавательного интереса.
Заинтересованность
современных школьников в различных
технических средствах передачи
информации и коммуникации обусловливает
положительное отношение к
Средства
массовой информации и коммуникации
несут новые возможности для
осуществления репродуктивно-
Использование
медиа в учебном процессе школы
обеспечивает повышение информативной
емкости содержания учебного занятия;
способствует реализации образовательной,
воспитательной и развивающей функций
учебного процесса; сокращает время,
позволяет усваивать больший
объем знаний, концентрировать внимание
на усвоение наиболее сложных тем
и понятий; позволяет улучшить отбор
заданий и упражнений, делая их
более наглядными и интересными;
формирует умения и навыки за счет
индивидуализации обучения и развития
навыков самостоятельной
Если традиционная система обучения направлена на стимуляцию мотивации достижения (получения хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование медиа ориентировано на воздействие на познавательные мотивы обучаемого. Познавательные мотивы способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность процесса обучения. Формирование таких мотивов осуществляется через специфические и неспецифические воздействия на мотивационную сферу обучаемого посредством методической помощи, указаний, занимательности работы, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности. Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения. [12]
При индивидуализации
обучения, каждый ученик вовлекается
в активную, ориентированную только
на него работу. При этом побуждается
и мыслительная деятельность, более
полно реализуются
Современные медиа обладают богатыми возможностями для творческого применения полученных знаний, представления результатов своей деятельности. С помощью электронных медиа учащиеся могут быстро и эффективно найти нужную им информацию; создавать собственные мультимедиапрезентации, например, для представления какого-либо доклада (сообщения); участвовать в проектной деятельности по предметам, в видеоконференциях, дистанционных конкурсах, олимпиадах; представлять результаты своей деятельности в сети Интернет и т.д. Использование медиа способствует развитию критического мышления школьников, навыков самостоятельной работы, самообразования.
В условиях информатизации образования данные аспекты приобретают новые, специфические, черты.
В содержание
мультимедиа продуктов могут
входить научно недостоверные сообщения.
Такая информация служит материалом
для формирования умения обнаруживать
ошибки и неточности, вносить предложения
по их исправлению. Кроме этого, на основе
таких сообщений можно
Критерии отбора сообщений для медиапродуктов можно сформулировать следующим образом: