Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 352.89 Кб (Скачать файл)

Проблемное, развивающее, обучение на достаточном уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал.

Интерес ребенка к общению со сверстниками может быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через интерес к конкретному  предмету, который сам является мотивом  учения, можно развивать широкие  познавательные мотивы и снимать  тревожность. Изучение преподавателями  реального уровня развития мотивов  учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы  развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.

Учителям  необходимо развивать у подростков ответственность за себя и свои поступки, чаще показывать значимость и смысл  учебной деятельности, потому что  основной причиной потери интереса к  учебе является отсутствие цели в  учении.

Методы  активизации познавательной деятельности вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств  учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные  возможности учащихся; приобщают  к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для  успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к  овладению знаниями.

В ходе исследования было установлено, что познавательная деятельность у  учеников 7 класса развита на таком  уровне, который позволяет использовать её возможности для повышения  успешности обучения. При этом у детей сформирована и способность к активной познавательной деятельности. Используя рекомендуемые в нашей работе методы, приемы и формы работы для активизации познавательного интереса, можно плодотворно воздействовать на ребенка в сфере активизации познавательной деятельности.

      Опыт использования в процессе  обучения деловых игр, практикумов,  тестов, заданий, конкурсов, медиа продуктов показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе и повышения уровня познавательного интереса. При изучении программы ОБЖ рекомендуется примерно 60-70% учебного времени отводить активным формам деятельности. Доказано, что проведение практикумов, конкурсных программ, тренинговых занятий в значительной степени повышают заинтересованность учащихся, служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасности жизнедеятельности.

      Большинство предлагаемых учителям  методических форм допускает  возможность использования  творческих  заданий преимущественно в устном  варианте, но вполне допустим  и письменный вариант. Все тематические  игры рассчитаны на взаимное  творчество, совместный поиск решения,  что позволяет обеспечить более  высокий эффект изучения азов  безопасности детьми.

Условием развития познавательного интереса у школьников с стали:

  • поиск важнейших путей побуждения учащихся к учению;
  • отбор содержания учебного материала;
  • индивидуальная работа, внеклассная работа, рассчитанная на углубление, укрепление познавательного интереса;
  • внеклассная, творческая деятельность;
  • свободный, сознательный выбор своего поведения;
  • включение в целенаправленную, систематическую познавательную эмоционально насыщенную деятельность.

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных. По сути дела ее решение связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой основе пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к занятиям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладевать знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться в процесс познания.

 

Список  литературы

  1. Аксюченко В. Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у поростков: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.— М., 1987.
  2. Алборова С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся//Автореф. дис. канд. пед. наук–Владикавказ: 1999.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. 1996 .
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения, М., 1977.
  5. Бахтина И. Активные методы обучения.//  2008, №4, с.20-21
  6. Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде//Материалы международной конференции-выставки «информационные технологии в образовании» - Москва, 2001.
  7. Божович Л. И. «Проблемы формирования личности». М. 1995г.
  8. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.
  9. Вопросы психологии школьника// Известия  АПН РСФСР.// под ред. Л.И. Божович. М., 1951. вып.36.
  10. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935.
  11. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций.— Калининград, 1995.
  12. Дацюк Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук, – М.: 2001.
  13. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И. (ред). Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. – М.: АПН СССР 1975.
  14. Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся//Автореф. дис. канд. пед. наук–М., 1987.
  15. Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. — 2000. — № 126. — С. 242-249.
  16. Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. СПб., 2002.
  17. Журин А.А. Включение внешкольной информации в контекст базового образования//Перспективы развития общего среднего образования: Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 1998.
  18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  19. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988.–192 с.
  20. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
  21. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.
  22. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. Докт. дисс. М., 1967.
  23. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 320 с.
  24. Панюкова С.В. Информационные телекоммуникации в личностно-ориентированном обучении. – М.: Про-Пресс, 1998. – 226с.
  25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  26. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.
  27. Садыкова Н. У. Формирования познавательного интереса учащихся в условиях совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.— Волгоград, 1995.
  28. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. М., «Творческий центр «Сфера» 2003.
  29. Творчество творит чудеса/ Сост. В.В. Гаранина и др. Казань, 2001.
  30. Шапошникова И.Г. Формирование познавательных интересов у слабоуспевающих. - сб.: Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Робото<span class="List_0020Paragrap

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ