Развитие словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ТНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать систему коррекционной работы по совершенствованию словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной проблеме;
2. изучить особенности словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Проблема развития лексической стороны речи в общей и специальной педагогике………………………………………………….…
1.1 Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе…………………………………………………………………………
1.2 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………………………..……………………………………..
1.3 Современное состояние проблемы развития словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………..
Глава П Своеобразное состояние словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР 3 уровня….
2.1 Организация и методика исследования…………………………………..
2.2 Анализ результатов исследования словаря шестилетних у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………..
Глава III. Методические рекомендации коррекционно-педагогической помощи по развитию словарного запаса и словообразовательных навыков….
3.1 Теоретические основы коррекционной работы по развитию словаря и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР………
3.2 Комплекс дидактических игр и упражнения для развития словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Глава 2.docx

— 163.12 Кб (Скачать файл)

ОГЛОВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………

Глава 1 Проблема развития лексической стороны речи в общей и специальной педагогике………………………………………………….

 1.1 Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе…………………………………………………………………………

1.2 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………………………..……………………………………..

1.3 Современное состояние проблемы развития словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………..

Глава П Своеобразное состояние словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР 3 уровня….

2.1 Организация и методика  исследования…………………………………..

2.2 Анализ результатов  исследования словаря шестилетних  у детей с общим недоразвитием  речи………………………………………………………..

Глава III. Методические рекомендации коррекционно-педагогической помощи по развитию словарного запаса и словообразовательных навыков….

3.1 Теоретические основы  коррекционной работы по развитию  словаря и словообразовательных  навыков у старших дошкольников  с ОНР………

3.2 Комплекс дидактических  игр и упражнения для развития  словарного запаса и словообразовательных  навыков у старших дошкольников  с ОНР III уровня…………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………….

Приложение 1…………………………………………………………………

Приложение 2………………………………………………………………….

Приложение 3………………………………………………………………

 

 

 

 

Введение 

 

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений  чрезвычайно актуальна. Это связано  с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они  составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Повышение процента речевых  нарушений является результатом  таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых  травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний  и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т. А.) [38].

Кроме того, под влиянием улицы, запущенности со стороны взрослых, наплыву часто бессмысленной  и безграмотной информации с телевидения  и страниц новых журналов, у  детей наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи, что в свою очередь негативно сказывается на обучении в школе. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся выявлением детей группы риска развития такой речевой патологии, как ОНР (Белова-Давид Р. А.) [3].

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая  память, дети с трудом овладевают мыслительными  операциями (Т.А. Ткаченко [38], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [44]), нарушаются все формы  общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша [8], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова [15] и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева [34], Т.А. Ткаченкo [38] и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.

С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской  речи. Также, важное место в общей  системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление  и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование  речевого общения невозможно без  расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного  мышления невозможно без усвоения новых  слов (Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И. А.) [49]. Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь - залог успеха во многих и многих областях знания (Архипова Е. Ф.) [3].

Расширение словарного запаса у детей дошкольного возраста имеет большое значение для успешного дальнейшего обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка с речевой патологией. Н.В. Серебрякова [23] в своих работах подчеркивает, что для овладения грамотой необходимо сформировать у детей с общим недоразвитием речи большой объем словаря. Исследования, проведенные Н.В. Серебряковой [23], подтверждают наличие количественных и качественных особенностей лексики у детей с нарушениями речи. Прежде всего, обращает на себя внимание ограниченность объема словаря, особенно предикативного, а также большое количество замен слов по семантическому признаку.

Цель исследования – разработать систему коррекционной работы по совершенствованию словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования –  особенности словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования –  педагогический процесс коррекции и расширения словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 Гипотеза исследования  – если коррекционно-развивающая работа по расширению словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим нарушением речи будут проводиться на основе следующих принципов:

А) индивидуального подхода;

Б) наглядности;

В) доступности;

Г) системного подхода;

Д) комплексного подхода, то у детей данной категории будет наблюдаться положительная динамика в развитии этих компонентов речевой деятельности.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной проблеме;

2. изучить особенности словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи;

3.  разработать систему коррекционно-развивающей работы по развитию словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.     

Методы исследования:

  1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. констатирующий эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Проблемы развития лексической стороны речи в общей и специальной педагогике

 

1.1 Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного  языка, уникальное время для становления  и развития лексикона.

Речь дошкольника формируется  и развивается с нескольких сторон: фонетической, лексической, грамматической, которые выступают в тесном единстве, в то же время каждая из них имеет  своё значение, влияющее на развитие речевого высказывания. При формировании словарного запаса на первое место выдвигается  семантический компонент, так как  только понимании ребёнком значения слова (в системе синонимических, антонимических, полисемантических  отношений) может привести к сознательному  выбору слов и словосочетаний, точному  их употреблению в речи (А.А.Леонтьев).

При благоприятных социальных условиях и правильном воспитании обогащается  жизненный опыт ребёнка, совершенствуется его деятельность, развивается общение  с окружающим миром, людьми. Всё это  приводит к активному росту лексикона, который увеличивается очень  быстро (Е.А.Аркин, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Наумова, Е.Ю.Протасова, В.К.Харченко, В.Штерн, К.Ке1зоп).

Изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым  развитием посвящены исследования, в которых рассматриваются вопросы  развития лексики с точки зрения, точности употребления (М.М.Алексеева, В.В. Гербова, Н.П.Иванова, В.И.Логинова, Ю.С.Лаховская, А.А.Смага, Е.М.Струнина, Е.И. Тихеева, В.И.Яшина).

Первые осмысленные слова  появляются у детей к концу  первого года жизни (10-12 слов); в конце  второго года жизни лексический  состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов [18.С.105].

Лексикон растёт как количественно, так и качественно. Так дети в  возрасте трёх-четырёх лет, владея достаточным  количеством слов, правильно называют предметы и явления, обозначают качества предметов и действий, свободно образуют слова с уменьшительно-ласкательными  суффиксами. К четырём годам формируется  правильное звукопроизношение, интонационная  сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. Превалирующее место в употребляемой детьми лексики занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, они начинают употреблять прилагательные и местоимения.

Многие исследователи  отмечают особую чувствительность детей  пятого года жизни к звуковой, смысловой  и грамматической стороне слова  в этот период, по их мнению, происходит становление монологической речи (Н.А.Гвоздев, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше. Вместе с тем в речи детей пятого года сохраняются черты предыдущего этапа развития: при рассказывании они часто пользуются указательными местоимениями этот, там [32.С.21].

Дети - дошкольники в пять-шесть  лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части  речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева), а также существительные от прилагательных.

У дошкольников пятилетнего  возраста совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для  формирования высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. В высказываниях детей этого  возраста появляются разнообразные  слова, которые выражают состояние  и переживание, начинает развиваться  связная речь (В.В.Гербова, Г.М.Лямина).

Анализируя словарный  состав разговорной речи детей шести-семи лет, можно отметить, что в основном у них заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое»  и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым (А.В.Захарова).

Уточнение смыслового содержания слов к старшему дошкольному возрасту набирает силу. В речи наряду с употреблением  слов с обобщающим значением применяются  слова с отвлечённым значением (радость, печаль, храбрость). Сначала  дошкольники не осознанно используют метафоры в своей речи, но в старшем  возрасте наблюдаются осознанные случаи употребления метафоры. У них появляется большой интерес к слову и  его значению (В.К.Харченко). Словарь старшего дошкольника активно обогащается за счёт слов, придуманных ими. В этом возрасте словотворчество составляет одну из важных особенностей детской речи [29.С.62].

Учитывая выше сказанное  можно сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст - конец периода спонтанного овладения  родным языком. К этому времени  ребёнок, с одной стороны, уже  в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что  усваиваемый язык становится для  него действительно родным (А.Н.Гвоздев). С другой стороны, семантическое и частично грамматическое развитие речи ребёнка остаётся ещё далеко незавершённым.

 

1.2 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи

 

Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи.

Первый подход - психолого-педагогический, предложенный Р.Е. Левиной (1968).Р.Е. Левина [25] вместе с сотрудниками разработала  периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых  средств общения до развернутых  форм связной речи с элементами фонетико-фонематического  и лексико-грамматического недоразвития.

В рамках этого подхода  выделено три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов  языка у детей дошкольного  и школьного возраста с общим  недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или  почти полным отсутствием словесных  средств общения в возрасте, когда  у нормально развивающихся детей  речь в основном сформирована.

Дети 5-6 лет, а иногда и  старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и  звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для  обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая  разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Одновременно с лепетными словами и жестами на этом уровне развития речи дети могут пользоваться и отдельными общеупотребительными словами, однако, как правило, эти слова еще недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях. (Филичева Т.Б., Чиркина Г. В.) [44]

Информация о работе Развитие словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ТНР