Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования – разработать систему коррекционной работы по совершенствованию словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной проблеме;
2. изучить особенности словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Проблема развития лексической стороны речи в общей и специальной педагогике………………………………………………….…
1.1 Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе…………………………………………………………………………
1.2 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………………………..……………………………………..
1.3 Современное состояние проблемы развития словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………..
Глава П Своеобразное состояние словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР 3 уровня….
2.1 Организация и методика исследования…………………………………..
2.2 Анализ результатов исследования словаря шестилетних у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………..
Глава III. Методические рекомендации коррекционно-педагогической помощи по развитию словарного запаса и словообразовательных навыков….
3.1 Теоретические основы коррекционной работы по развитию словаря и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР………
3.2 Комплекс дидактических игр и упражнения для развития словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………….
Организуясь грамматически
в предложениях, слово оказывается
тем строительным материалом, с помощью
которого речь приобретает возможность
выполнять коммуникативную
Л.С.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.
Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С.Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это даёт право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и других психических процессов.
Вот почему работа над словом имеет серьёзное значение для коррекции развития психики детей с нарушениями речи, для более успешного включения их в сферу общения с окружающими [11.С.25].
В психолого - педагогических работах Т.А. Алтуховой, Г.В.Бабиной, Т.Д.Барминковой, Ю.И.Бернадского, В.К.Воробьёвой, О.Е.Грибовой, Н.С.Жуковой, А.С.Завгородней, В.А.Ковшикова, Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других даётся описание особенностей и своеобразия словаря детей с различными речевыми нарушениями.
Наряду с выявленными особенностями развития лексической системы в этих работах обращено большое внимание на своеобразие развития психических процессов у детей с ОНР. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической памяти снижена вербальная, страдает продуктивность запоминания.
Также авторами отмечается низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, малая инициативность в игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи [11.С.6].
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словеснологического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Анализ развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Н.В.Симонова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. В связи с этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса старших дошкольников.
В работе Н.В.Серебряковой продуктивно использован психолингвистический подход при изучении лексики детей, который дал возможность выявить наиболее отчётливо качественные особенности словаря, основные трудности детей в дифференцировании значений слов. Установлено, что наиболее существенными и выраженными признаками недоразвития лексики у данного контингента детей является недостаточная сформированность структуры значения слова, несоответствующий возрасту уровень организации семантических полей, несовершенство процесса поиска слова. Автором разработана система приёмов логопедической работы по формированию лексики детей [11.С.56].
Когнитивный аспект усвоения лексических значений разработан в диссертационной работе Т.В. Тумановой. Выявлены особенности формирования дограмматических обобщений дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе проведённого исследования автором обоснована ведущая причина трудностей овладения словообразовательными операциями: фактор несформированности «нервной перестройки», обеспечивающей переход от элементарного иконического кода, лежащего в основе усвоения лексического значения, к коду дискретному, дающему возможность вычленить из общего звукового потока морфему как отдельный знак, а от него к особому коду речедвижения, обеспечивающему нормативное произнесение производного слова. Показано, что несформированность словообразовательных операций и обеспечивающих их механизмов приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные возможности детей, необходимые для развития «языковой компетентности» [1.С.207].
На основе психолингвистического подхода В.А.Гончарова провела сравнительный качественный анализ нарушений лексики и динамики её формирования у дошкольников 5-7 лет с речевыми нарушениями. Выявлены общие и специфические особенности различных лексических операций при продуцировании речевого высказывания у детей. Определена структура нарушений лексики у детей с речевой патологией различного генеза. Так, например, выявлено, что у детей с ОНР имеются нарушения как семантических, так и формально-знаковых операций с преобладанием нарушений семантического аспекта лексики. Особенно это затрагивает организацию семантических полей, структуры значения слова, процессы антонимии и синонимии. Автором отмечено. Что у дошкольников с ОНР лексика как система многомерных связей не сформирована. У данного контингента детей выявлена недостаточность мыслительных операций, а также низкий уровень организации семантических полей. С учётом установленных особенностей обоснованы принципы направления логопедического воздействия, а также разработаны дифференцированные методы работы по формированию лексики у дошкольников с различными речевыми нарушениями.
В указанных выше работах
освещена проблема изучения особенностей
лексической системы у детей
с ОНР. На этой основе разработаны
специальные методики, направленные
на решение разнообразных
Анализ программ обучения детей с ОНР (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) показал, что одной из основных задач коррекционного воздействия является практическое усвоение лексических средств языка. В дошкольных логопедических учреждениях реализация данной задачи происходит на логопедических фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи в работе над лексическими темами («Осень», «Овощи и фрукты», «Животные», «Деревья» и т.п.).
В коррекционно - педагогической работе Л.С. Волковой говорится о том, что в настоящее время дети третьего уровня речевого недоразвития составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. Со старшими дошкольниками с ОНР (III уровня) проводится работа по развитию понимания речи. Детей учат вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломает — рвёт, мажет — клеит, прыгает — скачет). В это время их учат понимать текст с усложнённой, конфликтной ситуацией.
Формируется умение выделять
части предмета. Предметный лексический
материал связан с изучением предметов,
окружающих детей. На основе понимания
признаков предметов они учатся
их группировать в практической деятельности.
Уточняется значение существительных
с уменьшительно-ласкательными
В процессе усвоения предметного
словаря продолжается знакомство детей
с различными способами словообразования.
Первоначально детям
Постепенно, на основе предметно-графических
схем происходит знакомство с универсальными
способами образования слов: суффиксальным
- для имён существительных и
Привлекая внимание к общности
корневой части среди цепочки
родственных слов (лес, лесной, лесник),
у детей формируется
Одновременно детей учат понимать обобщённое значение слова. Только после этого предлагается самостоятельно образовывать относительные прилагательные от существительных со значениями соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый).
Учитывая, что детям с ОНР свойственны трудности в узнавании сходства и различия слов, близких по звучанию и назначению, особое внимании уделяется этому различению. Сначала нужно внимательно вслушаться в эти слова. Например, показывая щепотку чая, спрашивают: «Что это?» - Чай. При этом поясняется, что его заваривают в чайнике, а посуда, из которой пьют чай, называется чайной. Интонационно выделяется значимая часть слова. На следующем занятии различаются родственные слова при показе других предметов (соль - солонка, сахар - сахарница).
Особое внимание уделяется
образованию признака от названия предмета,
действия и ли состояния (мыло-мыльный-мылить-мыльница)
Подготовительным этапом ознакомления детей со словами- антонимами является проверка и уточнение известных детям слов - названий признаков предметов и действий. Подбираются пары с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, цвету, размеру и т.д. Интонационно подчёркивается их качественная противоположность (острый – тупой карандаш) [5.С.632].
В основу системы работы по формированию лексики детей, имеющих общее недоразвитие речи (III уровень), положены следующие принципы:
-деятельностного подхода, определяющего содержание и построение обучения с учётом ведущей деятельности;
- системности, позволяющей
развивать речь как сложную
функциональную систему,
-развития чувства языка,
который состоит в том, что
при многократном
-коррекции и компенсации,
требующие гибкого
-общедидактические (наглядность и доступность материала, постепенный переход от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуальный подход).
Р.И.Лалаева и Н.В.Серебрякова предлагают свои методы по развитию лексики у дошкольников с ОНР.
При проведении логопедической
работы по развитию лексики необходимо
учитывать современные
-расширение объёма словаря
параллельно с расширением
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных
- его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря,
совершенствование процессов
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словоизменение, цель которых - уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Глава П. Своеобразное состояние словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Организация и методика исследования
Исследование словарного запаса детей проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сада №10» г. Могилева. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие заключение психолого – медико - педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень) с различной структурой речевого нарушения. Средний физиологический возраст участников эксперимента от 5 до 6,5 лет. (Приложение №2).
Для исследования особенностей
словарного запаса детей с ОНР
старшего дошкольного возраста необходимо
было установить первоначальный контакт,
познакомиться с имеющейся
По сравнению с группами,
где речь детей в норме, безусловно,
присутствовало резкое отличие. Мальчиков
в речевых группах оказалось
намного больше, чем девочек. В
речи детей было множество дефектов.
Сама речь, особенно у мальчиков
была очень громкой и