Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования – разработать систему коррекционной работы по совершенствованию словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной проблеме;
2. изучить особенности словарного запаса и словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Проблема развития лексической стороны речи в общей и специальной педагогике………………………………………………….…
1.1 Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе…………………………………………………………………………
1.2 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………………………..……………………………………..
1.3 Современное состояние проблемы развития словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………..
Глава П Своеобразное состояние словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР 3 уровня….
2.1 Организация и методика исследования…………………………………..
2.2 Анализ результатов исследования словаря шестилетних у детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………..
Глава III. Методические рекомендации коррекционно-педагогической помощи по развитию словарного запаса и словообразовательных навыков….
3.1 Теоретические основы коррекционной работы по развитию словаря и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР………
3.2 Комплекс дидактических игр и упражнения для развития словарного запаса и словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………………….
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал вылетел - залетел
въехал – съехал взлетел - приземлился
выехал – заехал укатил - прикатил
заплыл – выплыл уплыл - приплыл
•Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и
подбирать слова с
Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).
•Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ...
Сосна высокая, а куст ...
Пчела летает, а гусеница...
Дорога широкая, а тропинка ...
Опёнок съедобный, а мухомор ...
•Упражнение «Подбери правильно»
Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.
Образец: Густой туман. Дремучий лес.
Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);
Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);
Горячий, знойный (чай, воздух).
3. Развитие словообразования
•Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -
овца -
собака -
белка -
сани -
ложка -
кольцо-
коса- сумка - шапка -
•Игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей образовывать
существительные с
замок - мяч -
стул - заяц -
ключ - яблоко -
сын - апельсин -
колокол - банан -
•Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).
•Упражнение « Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло;
Из банана - банановое повидло;
Из лимона - лимонный сок;
Из груши - грушевый компот;
Из малины - малиновое варенье;
Из грибов - грибной суп и т.д.
•Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?)...
Стул низкий, а стол (какой?)...
Слон большой, а муравей (какой?)...
•Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы -
из шерсти –
из меха –
из глины -
из стекла-
из картона-
из бумаги-
из снега-
из металла-
из железа-
•Упражнение «Чей хвост?» ( Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита —у волка —
у барсука -у белки -
у кошки -у утки -
у льва -у кота -
у гуся -у лисы -
у петуха -у собаки -
•Упражнение «Доскажи слово»
Цель: научить детей образовывать
существительные и
Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил ... (дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал ... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой ... (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был ... (домосед).
А за печкой за трубой Жил у гнома ... (домовой).
Очень строгий, деловитый, Аккуратный, ... (домовитый).
Мох, калину, зверобой -
Всё из леса нёс ... (домой).
Есть любил он суп вчерашний
Пил он только квас ...(домашний).
Каждый день соседи - гномы
Навещали деда ... (дома).
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот ... (дом).
В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов
•Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам.
1 2 6
тетрадь тетради тетрадей
лампа
кошка
стул
•Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать
множественное число
Это лимон, а это ….. лимоны.
Это груша, а это .... груши.
Это яблоко, а это ….. яблоки.
•Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
Заключение
Изучение психолого-
С детьми экспериментальной
и контрольной группы был проведён
констатирующий эксперимент, который
показал что, обладая в целом
полноценными предпосылками для
овладения мыслительными
Полученные данные об особенностях
словарного запаса определяли основные
направления, которые учитывались
при составлении комплекса
После формирующего эксперимента общее количество баллов за выполнение всех заданий экспериментальной группы составило - 282, а контрольной - 239 баллов.
Сравнительный анализ контрольной
и экспериментальной группы показал
положительную динамику развития словарного
запаса в исследуемой группе. Разница
результатов между
На основании представленных
результатов можно сделать
Использование комплекса
оказывает влияние на уточнение
и расширение словарного запаса, а
так же благотворительно воздействует
на развитие речевой коммуникации дошкольников
в целом. Эффективность комплекса
позволяет рекомендовать его
использование педагогам
В ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования, подтверждена гипотеза о том, что эффективность логопедического обучения старших дошкольников с ОНР (III уровень) будет существенно повышена, если при развитии словарного запаса будет применяться предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС,2001.-218с.
2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова. -М.:АСТ: Астрель.2007. - 158с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей.2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика - Синтез»,2004.-296с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического
5. общения Методическое пособие для воспитателей. -2-е изд. испр. и доп.- М.:«Мозаика - Синтез»,2005.-128с.
6. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей.: Учеб. пособ. для студ. высш.вузов / Е.Ф. Архипова-М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.- 319с.
7. Баева А.И.Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с
общим недоразвитием речи. // Логопед №2. 2004. — 43с.
7. Безгина Б.Ю.Речевой этикет старших дошкольников. Методичебское пособие для воспитателей. - М.: «Мозаика - Синтез»,2004.-40с.
8. Бобылева З.Т. Использование
речевого лото в
9. Быстрова Г.А.Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО;2002г.-96с.+вкл.16с.
10. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004. - 34с.
11. И.Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680с.(506-524).
12. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А Я. №2 (14) 2005.- 4с.
13. Громова О.Е. Инновации
- в логопедическую практику /Методическое
пособие для дошкольных
14. Н.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981 - 112с.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/
Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - 2-е изд. перераб. - М.:Просвещение, 1990. - 239с.
16. Запорожец А.В. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001 г. - 304с.
17. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.- 217с.
18. Кондратенко И.Ю. Формирование
эмоциональной лексики у
19. Коноваленко В.В.ДСоноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.З-й уровень,!!! - период. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Изд-во. ГНОМ и Д.2002- 104с.
20. Короткова А.В., Дроздова
Е.Н. Особенности формирования
лексико-грамматического строя
уровня. // Логопед №1. 2004. - 26с.
21. Курсы повышения квалификации.
Лекция №2. Теоретико-методологические
основы психолого-
22. Лосев П.Н. Коррекция
речевого и психического