Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:02, дипломная работа
Художественная литература, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Беседы, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и лексических упражнений способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать художественные произведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого – педагогический анализ проблемы формирования словаря старших дошкольников………6
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста…11
1.3. Методика формирования словаря дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой…
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Уровень развития словаря у детей экспериментальной группы……….17
2.2. Подбор цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста…25
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Развитие словаря старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой
Допустить
к защите
«___»________2011г.
Руководитель Оценка____________________
____________Т.В. Фёдорова Председатель ПЦК
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого – педагогический
анализ проблемы формирования словаря
старших дошкольников………………………………………………
1.2. Особенности развития
словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
1.3. Методика формирования
словаря дошкольников на
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1.
Уровень развития словаря у
детей экспериментальной
2.2. Подбор цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста…...………………………………… .25
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Овладение родным языком как
средством и способом общения и познания
является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве. Именно
период дошкольного детства особенно
сенситивен для усвоения речи: если определенный
уровень овладения родным языком не достигнут
к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не
может быть успешно пройден на более поздних
возрастных этапах. К.Д.Ушинский (1824 - 1870) - основоположник
методики первоначального обучения детей
родному языку считал, что главной целью
в развитии речи - научить ребенка правильно
выражать свои мысли, развивать его мыслительные
способности; приучить детей самостоятельно
приобретать знания об окружающих предметах,
формировать у них способность к наблюдению.
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования методика словарной работы в процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой детей 6-7 лет.
1.Цель исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
2.Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы и приёмы развития словаря в процессе ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6-7 лет при соблюдении следующих условий:
-
Если в работе педагог будет
использовать произведения
1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.
- Развитие словаря детей будет идти успешнее, если на занятиях по чтению и рассказыванию в процесс анализа произведения включать лексические упражнения и речевые игры.
- Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.
Задачи исследования:
1. Сделать психолого – педагогический анализ проблемы формирования словаря старших дошкольников.
2. Выделить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть методику формирования речевых умений дошкольников на занятиях по чтению и рассказыванию.
4. Выявить уровень развития словаря у детей экспериментальной группы.
5. Подобрать цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста.
6. Проанализировать динамику изменения уровня развития словаря детей 6-7 лет в процессе экспериментальной работы.
Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностика уровня развития словаря детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Для реализации цели, задач исследования использовались методы:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности детей;
Качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное изображение.
Научная новизна исследования состоит в том, что определен тематический словарь лексики для старших дошкольников.
Теоретическая значимость и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику педагогов других дошкольных образовательных учреждений.
Базой исследования явился ГБОУ Георгиевской СОШ структурное подразделение детский сад «Берёзка».
Структура и объем работы: Дипломная работа соответствует логике исследования и включает в себя введения, две главы, заключения, список используемых источников и приложения.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
На защиту выносятся следующие положения
Художественная литература, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников.
Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Беседы, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и лексических упражнений способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать художественные произведения.
Основное содержание дипломной работы. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, раскрываются этапы и методы исследовательской работы, показана научная новизна, и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту. В первой главе представлен анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования в теории и практике педагогики. Во второй главе приведены результаты констатации и подведены итоги экспериментальной работы. В заключении делаются выводы о подтверждении рабочей гипотезы и даются рекомендации.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Слово рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений — семантические поля. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. В процессе понимания речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.
В практике работы дошкольных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, т.е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой. Выделение собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.
Обогащение методики развития
речи дошкольников является заслугой
исследователей ленинградской школы,
непосредственно продолжающих идеи
Е.И Тихеевой. Разработанная в
этой школе стройная и логичная теория
позволила в корне изменить принятые
представления о
В исследовании В.И. Логиновой и ее учеников было разработано и экспериментально проверено новое содержание программы словаря дошкольников. На основе реализации принципа системности знаний были определены три направления словарной работы с детьми дошкольного возраста: 1) расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающемся кругом предложений и явлений; 2) выявление обозначения детьми качеств и свойств предметов и явлений на основе углубления знаний о них; 3) освоение слов – значений, обозначающих понятия на основе обобщения предметов по существенным признакам.
Слово – основная единица
языка и совершенствование