Развитие словаря старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Художественная литература, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Беседы, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и лексических упражнений способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать художественные произведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого – педагогический анализ проблемы формирования словаря старших дошкольников………6
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста…11
1.3. Методика формирования словаря дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой…
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Уровень развития словаря у детей экспериментальной группы……….17
2.2. Подбор цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста…25
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М Н А Я РАБОТА.docx

— 119.62 Кб (Скачать файл)

общения  невозможно без  расширения  словарного запаса ребенка, поэтому такое важное значение в общей системе речевой работы в детском саду придается обогащению словаря, его закреплению и активизации.

Психологическую основу развития методики словарной работы составляют этапы освоения понятий, особенности становления познавательной деятельности дошкольников. Научное значение теории словарной работы Логиновой подтверждается  ее потенциалом и перспективностью, которые нашли отражение в последующих исследованиях.

Важным разделом системы  работы по обучению родному языку

является художественная литература, которая служит могучим, действенным

средством умственного, нравственного  и эстетического воспитания детей, а также оказывает огромное влияние  на развитие и обогащение речи детей.

Поэтому большое значение в детском саду придается методике работы с

художественной литературой. Произведения литературы  дают образцы

русского литературного  языка, обогащают словарный запас  новыми словами,

поэтической лексикой, образными  выражениями. Владение языковыми

изобразительно-выразительными средствами служит развитию

художественного восприятия литературного произведения. Особенности

работы с художественной литературой на занятиях с детьми дошкольного

возраста отражены в исследованиях Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С.

Карпинской, А.В. Запорожца, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.

 

 Овладение словарным  составом родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.


Неотъемлемым свойством слова  как единицы языка является значение слова. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умения свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно использовать слова и связывать их по смыслу.


Однако словарь  дошкольников нуждается не только в  количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнении значений слов, семантической точности употребления синонимов, антонимов и многозначных слов, понимании переносных значений). Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение применению слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

В развитии словаря  дошкольника очень важен принцип  объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра.

В словарной работе необходимо добиваться таких качеств  речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

Основной смысл  словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

В словарной работе с детьми необходимо учитывать: тематический принцип организации лексики; семантический аспект, т.е. ознакомление со значением слова; ассоциативный метод объединения слов.

 

1.2 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых  важных мест в общей системе работы по развитию речи.                               Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка» [1, c. 15].         Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения [1, c. 16].  Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.                                                                                                Язык, как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.                                                                                       Словарная работа - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности [8, с. 15].                                                                                                      Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно - образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно - логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.                                                                      Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном [5, с. 26].

Активный словарь - это  слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более  или менее часто). Активный словарь  во многом определяет богатство и  культуру речи.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке  понимает, но сам не употребляет. Пассивный  словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в  сознании лишь тогда, когда их слышит.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в  трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

1. Обогащение словаря,  т.е. усвоение новых, ранее неизвестных  ребёнком слов, а также новых  значений ряда слов, уже имеющихся  в их лексиконе. Обогащение  словаря происходит, в первую  очередь, за счёт общеупотребительной  лексики (название предметов,  признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря, т.е.  словарно - стилистическая работа. Овладение  точностью и выразительностью  языка (наполнение содержанием  слов, известных детям, усвоение  многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем,  что у детей слово не всегда  связанно с представлением о  предмете. Они часто не знают  точного наименования предметов,  поэтому требуется работа по  углублению понимания детьми  уже известных слов, наполнению  их конкретным содержанием на  основе точного соотнесения с  объектами реального мира, дальнейшему  овладению обобщением, которое в  них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря,  т.е. перенесение как можно  большего числа слов из пассивного  в активный словарь, включение  слов в предложения, словосочетания;

Усваиваемые детьми слова  делятся на две категории: пассивный  словарь (слова, которые ребёнок  понимает, связывает с определёнными  представлениями, но не употребляет) и  активный словарь (слова, которые ребёнок  не только понимает, но и активно, сознательно  при всяком подходящем случае употребляет  в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в  активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет  закреплено и воспроизведено ими  в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - ещё и мускульно-двигательный и  кинестетический анализаторы. Новое  слово должно войти в словарь  в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять  их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов  и сопоставление слов, близких  по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной  речи, в речевой практике.

4. Устранение нелитературных  слов, перевод их в пассивный  словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях  неблагополучной языковой среды  [1, с. 19].

Обогащение словаря способствует количественному накоплению слов, необходимых  ребёнку для речевого общения  с окружающими. Основную часть лексики  составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Большую трудность для усвоения ребёнком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; они называют отвлечённые числа или порядок предметов при счёте. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарными понятиями. Эти задачи появляются в средней группе, и большое значение приобретают в старших [17, с. 28].

Переход к обобщениям возможен только тогда, когда ребёнок накопил  достаточный запас конкретных впечатлений  об отдельных предметах и соответствующих  словесных обозначений.

В старших и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выражённости (кисленький, кисловатый, кисло - сладкий, кислый - кислый, кислующий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.                                                    Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно - разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т.п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастера на все руки», «уши вянут», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п.

Закрепление и уточнение  словаря подразумевает помощь ребенку  в освоении значения слов, а также  в их запоминании. Прежде всего, в  специальном закреплении нуждаются  слова трудные для детей:

1) собирательные существительные  - белизна, красота и др.;

2) отвлеченные существительные,  числительные, относительные прилагательные - городской, пассажирский, железнодорожный  и т.д.;

3) слова, сложные в звуковом  или морфологическом отношении  (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его  значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного  возраста.

С течением времени ребенок  шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существительные  признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда  одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка-принадлежность для  письма, ручка-фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

В процессе активизация словаря - воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова» [18, с. 127].

Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать смысловую сторону  слова, выбирать наиболее подходящее слова  из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспомнить и сопоставить  предметы и явления по их временным  и пространственным отношениям, величине и свойствам и т.д. (холодный - горячий, толстый - тонкий, утро - вечер).

Своеобразной задачей  словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок и т.д.). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением.

Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического  опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой  форме и, прежде всего, в значениях  слов [10, с. 39].

Информация о работе Развитие словаря старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой