Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:02, дипломная работа
Художественная литература, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Беседы, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и лексических упражнений способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать художественные произведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого – педагогический анализ проблемы формирования словаря старших дошкольников………6
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста…11
1.3. Методика формирования словаря дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой…
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Уровень развития словаря у детей экспериментальной группы……….17
2.2. Подбор цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста…25
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34
Хорошо после проведенной экскурсии или прочитанного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.
Специального внимания к себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи, – обилие в ней иностранных слов и выражений. Русский язык достаточно богат, чтобы обходиться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.
Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.
Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.
Занятия по описанию предметов широко используют в практике работы с детьми шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»
Особое место занимают
занятия по обучению отгадыванию
загадок. Особая ценность этих занятий
для решения задач словарной
работы заключается не только в том,
что на них осуществляется закрепление
знаний об особенностях предметов и
соответствующего словаря, но и в
том, что они помогают ребенку
проникнуть в образный строй русской
речи. Каждая загадка представляет
собой картинное, образное описание
предмета, его характерных особенностей.
При этом часто такое описание
дается через другой предмет. Поэтому,
чтобы отгадать загадку, ребенок
должен знать особенности предметов,
уметь сравнивать предметы, видеть
в них общее. Вот почему занятия
с загадками вводятся после ознакомления
детей с особенностями
Занятия по обучению детей придумыванию загадок па первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т.п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т.п.
Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.
Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.
Кроме специальных занятий,
которые рассмотрены выше, закрепление
и активизация словаря
Таким образом, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.
II. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
В поэтических образах
художественная литература открывает
и объясняет ребенку жизнь
природы и общества, сложный мир
человеческих отношений, способствует
речевому развитию ребенка, давая ему
образцы правильного
Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
Поэтому целью опытно-
Задачи экспериментального исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ Георгиевская сош Кинельского района с детьми 6–7 лет подготовительной группы.
2.1 Уровень развития словаря у детей экспериментальной группы.
Цель: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет.
Задачи:
Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.
Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6–7 лет.
Задание №1 «Подбери картинку»
Цель: изучение процесса обобщения.
Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.
Методика проведения:
Оценка результатов:
Результаты выполнения первого
задания фиксировались в
Таблица 1. Результаты выполнения первого задания
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Вика Б |
3 |
2 |
Вероника Г. |
3 |
3 |
Настя Г. |
3 |
4 |
Женя Д. |
1 |
5 |
Настя К. |
3 |
6 |
Данил Ю. |
2 |
7 |
Арина Я. |
2 |
8 |
Костя М. |
3 |
9 |
Настя Б. |
2 |
10 |
Никита О. |
1 |
11. |
Женя И. |
2 |
12. |
Вика К. |
2 |
13. |
Максим Р. |
2 |
14. |
Коля Г. |
1 |
15. |
Оля К. |
2 |
16. |
Алеша Г. |
1 |
17. |
Данил Л. |
2 |
18. |
Злата К. |
3 |
19. |
Олеся Д. |
2 |
20. |
Стас Ч. |
2 |
Из результатов первого задания видно, что 6 детей (30%) при выполнении задания правильно разложили все картинки и назвали обобщающие слова, 11 детей (50%) допустили небольшое количество ошибок при раскладывании картинок и назывании обобщающих слов. Из них 4 детей (20%), после инструкции педагога: «Посмотри внимательно, правильно ли ты разложил картинки?», сами исправили эти ошибки. 4 детей (20%) допустили большое количество ошибок. Данные дети затруднились назвать обобщающие слова.
Часто обобщения делались по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначало обобщение, но его содержание часто расходилось с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким.
Так, например, школьными принадлежностями они считали только ранец, тетрадь, пенал не включая сюда, например, ручку, карандаш, стерку.
Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: изучение использования детьми в речи прилагательных.
Материал: карточки с изображением предметов (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы).
Методика проведения:
1 серия. Экспериментатор
показывает последовательно
2 серия. Экспериментатор называет предмет и просит определить, какой он.
За каждое названное прилагательное в 1-й и 2-й сериях ребенок получает фишку.
Оценка результатов:
Если ребенок набрал 26 и более фишек – 3 балла;
Если ребенок набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла;
Если ребенок набрал менее 16 фишек – 1 балл.
Результаты фиксировались в протоколе (Таблица 2).
Таблица 2. Результаты выполнения второго задания
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Вика Б |
3 |
2 |
Вероника Г. |
3 |
3 |
Настя Г. |
3 |
4 |
Женя Д. |
2 |
5 |
Настя К. |
3 |
6 |
Данил Ю. |
2 |
7 |
Арина Я. |
2 |
8 |
Костя М. |
3 |
9 |
Настя Б. |
2 |
10 |
Никита О. |
1 |