Развитие словаря старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Художественная литература, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Беседы, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и лексических упражнений способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать художественные произведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого – педагогический анализ проблемы формирования словаря старших дошкольников………6
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста…11
1.3. Методика формирования словаря дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой…
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Уровень развития словаря у детей экспериментальной группы……….17
2.2. Подбор цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста…25
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М Н А Я РАБОТА.docx

— 119.62 Кб (Скачать файл)

 

 

         1 уровень (низкий)

К низкому уровню было отнесено 2 ребёнка (10%) . У этих детей не сформирован словарь. Мальчики стараются употреблять в речи антонимы, глаголы, прилагательные, но часто допускает ошибки.

2 уровень (средний)

К среднему уровню было отнесено 10 детей (50%). Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

3 уровень (высокий)

К высокому уровню было отнесено 8 детей (40%). Дети данной группы употребляют прилагательные, антонимы, глаголы. Умеют правильно подобрать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует возрасту.

Качественный анализ результатов  констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку  полученных результатов. Они представлены ниже в диаграмме, где указано  количество отнесённых к каждому  уровню детей, а также процент  от общего числа исследуемых детей.

 

Рис. 1. Распределение детей по уровням

 

Высокий уровень – 8 детей; средний уровень- 10 детей, низкий уровень -2 ребенка.

Как видно, к высокому уровню относится 40% детей, к среднему – 50% детей, к низкому – 10% детей.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что степень развития словаря у детей достаточно высока, но, несмотря на это результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить следующие недостатки:

– бедность активного словаря;

– неумение детей выражать словами свои мысли.

Результаты констатирующего  эксперимента говорят о необходимости  проведения целенаправленной систематической  работы по развитию словаря детей к школьному обучению.

 

2.2 Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы

 

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря  детей 6–7 лет не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности.

Задачи:

  1. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.
  2. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
  3. Апробировать разработанную программу на дошкольниках 6–7 лет.

 

Для решения поставленных задач мы отобрали произведения художественной литературы рекомендованные «Программой  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой .

В ходе разработки программы для нас было важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов и др.).

Книги, принесенные на занятия, не только соответствовали теме, но и  привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами.

В процессе разработки программы  мы делали упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на другие виды детской деятельности. Всего нами было разработано и  адаптировано 10 занятий по произведениям  художественной литературы.

Структура занятия была примерно одинаковой: вводная беседа, выразительное  исполнение текста воспитателем, работа над текстом, заключение.

Для более глубокого знакомства детей с произведением проводилась  предварительная работа, на которой  читался текст, проводились беседы по произведениям, показывались диафильмы  и мультфильмы по этим произведениям. Например, для того, чтобы ввести детей в замечательный мир  басен, мы проведи предварительную  работу, которая включала в себя чтение басни Л. Толстого, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций; показ диафильмов «Басни И.А. Крылова», «Дедушка Крылов»; прослушивание аудиозаписей с баснями Крылова; раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам; инсценирование басен И. Крылова «Лиса и Журавль», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей» и др. В ходе предварительной работы, которая проходила на протяжении нескольких дней, дети обогащали свой словарь новыми словами, а активизация слов проходила на итоговом занятии «Замечательный мир басен».

Использование в своей  деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствовало обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закреплялось и активизировалось в словаре детей.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных  с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Художественные произведения обогащали, уточняли и активизировали словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивали умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществлялось благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

На примерах простых, доступных  рассказов дети учились понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают  данные поступки. В элементарной форме  дети получают представление об изобразительных  средствах языка художественных произведений.

Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе своей работы мы подбирали определенные тексты. Приведем несколько примеров:

– для создания веселого настроения, для обогащения словаря детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы мы использовали стихотворение М. Яснова «Громкое утро»; для лирического – стихотворение А. Белого «Снега белей…»;

– чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали сказки В. Берестова «Больная кукла», К. Чуковского «Айболит и воробей»;

– для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Г. Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценировали сказку В. Бианки «Лис и мышонок»;

– для развития способности «видеть» со слов читали, изображали движениями и рисовали стихотворение из вьетнамской народной поэзии: «Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди…»;

– для усвоения противоположных понятий учили стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо – громко); К. Чуковского «Котауси и Мауси», В. Татаринова «Кошка с собакой» (добрый – злой); проговаривали потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий – гладкий); читали «Сказку про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (длинный – короткий) и т.п.

После ознакомления с художественным произведением мы проводили в  свободное время с детьми беседы по содержанию произведений.

После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного  произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи  и непосредственные.

В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.

Значительную помощь детям оказывали  правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет  произведения.

Одним из этапов нашей работы над книгой – это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения мы использовали в дальнейшей работе. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности – это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой  игры, игра-драматизация по сюжету художественного  произведения имеет и свои специфические  особенности: она представляет собой  синтез восприятия произведения и ролевой  игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые  эмоциональные отношения.

До игры-драматизации в  группе были проведены кукольные  спектакли по сказкам «По щучьему  веленью», «Хаврошечка» и др. и игры – беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля были заранее отобраны определенные сцены, их повторяли и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно был важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

На примерах простых, доступных  рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную  мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают  данные поступки.

Игры разворачивались в специально созданном уголке книжек.

Большое внимание уделяли  оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с  ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание  на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Мы понимали, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому  на первом же родительском собрании мы провели консультацию на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию» [Приложение 4], затем была проведена консультация «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах». [Приложение 5]

Таким образом, реализация всего  намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов  обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.

 

2.3 Динамика развития словаря детей 6–7 лет

 

 

 

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Государственной  аттестационной комиссии, уважаемые  члены комиссии, уважаемые  студенты.

Позвольте Вашему вниманию представить выпускную квалификационную работу на тему: «Развитие словаря  старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой».

Выполнила студентка  5 «А» группы Борисова Е.Г.

Научный руководитель: Фёдорова Татьяна Викторовна

Читаем: Введение - актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза исследования, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость…

В 1 главе мы изучили теоретические  аспекты проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Сделали психолого-педагогический анализ формирования словаря старших  дошкольников, рассмотрели особенности  развития словаря детей старшего дошкольного возраста, определили методику формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Во 2 главе мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Целью опытно-экспериментальной  работы стало: выявление уровня развития словаря детей 6–7 лет; разработка и апробирование использования произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

1.Выявить уровень развития  словаря детей 6–7 лет;

Информация о работе Развитие словаря старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой