Развитие словаря старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Художественная литература, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Беседы, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и лексических упражнений способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать художественные произведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого – педагогический анализ проблемы формирования словаря старших дошкольников………6
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста…11
1.3. Методика формирования словаря дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой…
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Уровень развития словаря у детей экспериментальной группы……….17
2.2. Подбор цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста…25
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М Н А Я РАБОТА.docx

— 119.62 Кб (Скачать файл)

2.Разработать и апробировать  программу использования произведений  художественной литературы;

3.Определить влияние разработанной  программы на уровень развития  словаря детей 6–7 лет.

Цель констатирующего  эксперимента: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет.

Задачи:

1.Подобрать методику, соответствующую  условиям нашего эксперимента.

2.Провести диагностическое  обследование детей 6–7 лет,  направленное на выявление уровня  развития словаря.

 Из всего многообразия  диагностирующих методик нами  была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6–7 лет.

По результатам  диагностики и в соответствии с критериями дети были распределены по уровням. (Таблица 5) [Приложение 5]

1 уровень (низкий)

К низкому уровню было отнесено 7 детей  (35%) . У этих детей не сформирован  словарь. Дети   редко используют в речи антонимы, глаголы, прилагательные,  часто допускают ошибки.

2 уровень (средний)

К среднему уровню было отнесено 10 детей (50%). Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и  обобщающих слов, но употребление их носит  не частый характер. Дети испытывают трудности  в подборе антонимов и синонимов  лишь к отдельным словам.

3 уровень (высокий)

К высокому уровню было отнесено 3 детей (15%). Дети данной группы употребляют  прилагательные, антонимы, глаголы. Умеют  правильно подобрать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует  возрасту.

Качественный анализ результатов  констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку  полученных результатов. Они представлены  в диаграмме, где указано количество отнесённых к каждому уровню детей, а также процент от общего числа  исследуемых детей.  

[Приложение 6]   Рисунок  1.           

Высокий уровень – 3 детей; средний уровень- 10 детей, низкий уровень -7 детей.

Как видно, к высокому уровню относится 15% детей, к среднему – 50% детей, к низкому – 35% детей.

Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития словаря у детей недостаточно высок, и результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить следующие недостатки:

– бедность активного словаря;

– неумение детей выражать словами свои мысли.

Результаты констатирующего  эксперимента говорят о необходимости  проведения целенаправленной систематической  работы по развитию словаря детей.

Следующим этапом нашей работы был:

Подбор и апробирование  программы использования произведений художественной литературой  в разных видах деятельности  детей.

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря  детей 6–7 лет не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.

Задачи:

  1. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.
  2. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
  3. Апробировать разработанную программу на дошкольниках 6-7 лет.

Методические  рекомендации для родителей:

    • Относиться к чтению как к серьёзному и важному занятию с детьми;
    • Создать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
    • Читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
    • Обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

Рекомендации  для воспитателей:

Программа использования  произведений художественной литературы в разных видах деятельности

 

Название работы

Произведения (худ.литература)

Чтение

 

 

Игры-беседы

 

 

Разыгрывание диалога

 

Кукольный театр

 

Игры- драматизации

 

 

 

 

Лексические упражнения

 

 

 

 

 

Разучивание движений

 

 

Рисование стихотворений

 

 

 

 

 

Речевые игры

«Слон» А.И. Куприн

«Какие бывают подарки» Э.Мошковская

«Старик- годовик» В. Даль

«Двенадцать месяцев»;

«Морозко»;

«Царевна- лягушка».

«Зайчик, зайчик где твой дом?» Г. Авдиенко;

«Стрекоза и  Муравей» И.Крылова;

«По щучьему велению…»  рус.нар.сказка;

«Хаврошечка» р.н.с;

«Спор животных» Рассказ  К. Ушинского;

«Лиса и рак» русская народная сказка;

«Айога» нанайская нар.сказка обр. Д.Нагишкина;

«Лиса и мышонок» В. Бианки.

«Сказка про храброго зайца, длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряк (длинный- короткий);

«Колобок» рус.нар.сказка (гладкий- колючий)

«Кошка с собакой» В. Татаринов (добрый- злой).

«Шагает слоненок…» вьетнамская  нар.поэзия;

«У Маруси две ноги»;

«У оленя дом большой».

«Портрет царевны Лебедь»  ( по отрывку из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина);

«Ветреный осенний  день» (стихотворение «Ветрено» И. Токмакова);

«Первый снег» (по стихотворению  «Первый снег» Е. Трутневой).

«Выбери и назови»;

«Скажи наоборот»;

«Закончи предложение»;

«Составь предложения»;

«С чем можно сравнить?»;

«Кто скажет точнее?».


 

Динамика развития словаря детей 6–7 лет в процессе экспериментальной работы.

Цель: проверить  влияние разработанной программы  на формирующем эксперименте на развитие словаря детей 6–7 лет.

Для достижения поставленной цели нами был использован тот  же диагностируемый материал, что  и на констатирующем этапе.

 

Анализ контрольной диагностики  следующий.

                       высокий – 9 детей 45%

                       средний – 11 детей 55%

                       низкий   -  0 детей 0%

Индивидуальное улучшение  результатов произошло следующим  образом. (Таблица 11) [Приложение 17]

У 6 детей уровень развития повысился со среднего на высокий, у 6 детей с низкого уровня поднялся на средний уровень.

Из рисунка видно, что у всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.

Сравнивая результаты в целом  по группе мы, получили следующие результаты (Рис.7) [Приложение 18]

констатирующий этап:                  контрольный  этап:

         высокий – 3 детей – 15%               высокий – 9 детей 45%

         средний -  10 детей 50%                средний – 11 детей 55%

         низкий   - 7 детей 35%                    низкий   -  0 детей 0%

 

Анализ результатов после  формирующего эксперимента свидетельствует  об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент  детей с низким уровнем развития составил 0%. Соответственно количество детей со средним уровнем повысился на 5% и высоким уровнем развития увеличился на 30%

В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • в-третьих, активного включения детей;
  • в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.

   

     Таким образом,  по результатам контрольного  эксперимента можно сделать вывод  о том, что при систематической  работе по развитию словаря  детей в процессе использования  произведений художественной литературы  можно добиться ощутимых результатов.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие словаря старших дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой