Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:02, дипломная работа
Художественная литература, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Беседы, чтение художественных произведений, использование дидактических игр и лексических упражнений способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать художественные произведения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого – педагогический анализ проблемы формирования словаря старших дошкольников………6
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста…11
1.3. Методика формирования словаря дошкольников на занятиях по ознакомлению с художественной литературой…
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Уровень развития словаря у детей экспериментальной группы……….17
2.2. Подбор цикл занятий по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста…25
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34
11. |
Женя И. |
3 |
12. |
Вика К. |
2 |
13. |
Максим Р. |
2 |
14. |
Коля Г. |
1 |
15. |
Оля К. |
2 |
16. |
Алеша Г. |
1 |
17. |
Данил Л. |
2 |
18. |
Злата К. |
2 |
19. |
Олеся Д. |
1 |
20. |
Стас Ч. |
2 |
Из таблицы видно, что 6 детей (30%) назвали 26 и более прилагательных и получили за это соответствующие количество фишек. 10 человек (50%) назвали от 16 до 26 прилагательных. 4 детей (20%) набрали менее 16 фишек, у этих детей выявились трудности в назывании многих прилагательных.
Стоит заметить, что в речи детей отмечалась регулярная повторяемость прилагательных со значением размера. Особенностью повторяемости являлась ассиметричность: прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».
Иногда дети использовали слово лишь в определенной ситуации, слово не вводилось в контексте при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носило еще ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных перефразий у этих детей наиболее распространенными являлись замены слов.
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являлись, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. замены прилагательных осуществлялись из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.
Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдались замены слов на основе других семантических признаков.
Задание 3. «Кто что делает?»
Цель: изучение использования детьми в речи глаголов.
Материал: картинки.
Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея.
Повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.
Методика проведения: экспериментатор показывает картинки и просит назвать, кто что умеет делать. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Оценка результатов: если ребенок набрал 30 и более фишек – 3 балла;
Если ребёнок набрал с 18 до 30 фишек- 2 балла;
Если ребенок набрал менее 18 фишек – 1 балл.
Результаты оформлялись в виде протокола (Таблица 3)
Таблица 3. Результаты выполнения 3 задания.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Вика Б |
2 |
2 |
Вероника Г. |
2 |
3 |
Настя Г. |
2 |
4 |
Женя Д. |
1 |
5 |
Настя К. |
2 |
6 |
Данил Ю. |
2 |
7 |
Арина Я. |
2 |
8 |
Костя М. |
2 |
9 |
Настя Б. |
1 |
10 |
Никита О. |
1 |
11. |
Женя И. |
2 |
12. |
Вика К. |
1 |
13. |
Максим Р. |
2 |
14. |
Коля Г. |
1 |
15. |
Оля К. |
1 |
16. |
Алеша Г. |
1 |
17. |
Данил Л. |
1 |
18. |
Злата К. |
2 |
19. |
Олеся Д. |
1 |
20. |
Стас Ч. |
1 |
Как видно из результатов выполнения третьего задания 10 детей (50%) назвали наименьшее количество глаголов. В глагольном словаре этих детей преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. 10 детей (50%) назвали от 18 до 30 глаголов. Для этих детей было характерно неточное употребление глаголов.
Максимальное количество глаголов в группе никто не назвал.
Следует отметить тот факт,
что названные глаголы
Задание 4. «Скажи наоборот»
Цель: изучение использования детьми в речи антонимов.
Материал: таблица.
Методика проведения: скажи наоборот, например сильный ветер – слабый ветер.
Всего нужно подобрать 12
антонимов к высказываниям
Оценка результатов:
12 правильных ответов детей – 3 балла;
от 8 до 12 правильных ответов детей – 2 балла;
менее 8 правильных ответов – 1 балл.
Все ответы детей фиксировались в таблице. [Приложение 1]
Сводные результаты задания заносились в протокол (Таблица 4)
Таблица 4. Результаты выполнения четвертого задания
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Вика Б |
3 |
2 |
Вероника Г. |
2 |
3 |
Настя Г. |
2 |
4 |
Женя Д. |
2 |
5 |
Настя К. |
3 |
6 |
Данил Ю. |
2 |
7 |
Арина Я. |
1 |
8 |
Костя М. |
2 |
9 |
Настя Б. |
2 |
10 |
Никита О. |
2 |
11. |
Женя И. |
1 |
12. |
Вика К. |
1 |
13. |
Максим Р. |
1 |
14. |
Коля Г. |
1 |
15. |
Оля К. |
2 |
16. |
Алеша Г. |
1 |
17. |
Данил Л. |
2 |
18. |
Злата К. |
2 |
19. |
Олеся Д. |
1 |
20. |
Стас Ч. |
1 |
Из результатов последнего диагностирующего задания видно, что 2 ребенка(10 %) дали максимальное количество правильных ответов, девочки подобрали соответствующие антонимы ко всем заданным словам. 10 детей (50%) подобрали правильно от 12 до 8 антонимов. 8 детей (40%) подобрали менее 6 антонимов.
Наибольшее затруднение у детей вызвали следующие высказывания: солнечный день, толстая доска, грязная одежда.
По завершению исследования по результатам четырёх заданий определялся уровень развития словаря каждого ребёнка.
Суммарный балл по результатам заданий позволил определить уровень развития словаря детей 6–7 лет: 12–8 баллов – высокий; 7–5 балла – средний; до 5 баллов – низкий.
Критерии уровней развития словаря детей 6–7 лет.
Высокий. Употребляет разные
части речи точно по смыслу. Использует
в речи синонимы, антонимы, существительные
с обобщающим значением, слова, обозначающие
названия предметов, действий, признаков.
Правильно согласовывает
Средний. Допускает ошибки
в употреблении разных частей речи,
но сам их исправляет при помощи
взрослых и сверстки, ков. Нечасто
в речи использует синонимы, антонимы
и обобщающие слова. Допускает ошибки
в согласовании существительных
с числительными и
Низкий. Активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении.
По результатам диагностики и в соответствии с критериями дети были распределены по уровням. (Таблица 5)
Таблица 5. Распределение детей по уровням речевого развития.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Общий бал |
Уровень |
1 |
Вика Б |
11 |
В |
2 |
Вероника Г. |
10 |
В |
3 |
Настя Г. |
10 |
В |
4 |
Женя Д. |
5 |
С |
5 |
Настя К. |
11 |
В |
6 |
Данил Ю. |
8 |
В |
7 |
Арина Я. |
7 |
С |
8 |
Костя М. |
10 |
В |
9 |
Настя Б. |
7 |
С |
10 |
Никита О. |
5 |
С |
11. |
Женя И. |
8 |
В |
12. |
Вика К. |
6 |
С |
13. |
Максим Р. |
7 |
С |
14. |
Коля Г. |
4 |
Н |
15. |
Оля К. |
7 |
С |
16. |
Алеша Г. |
4 |
Н |
17. |
Данил Л. |
7 |
С |
18. |
Злата К. |
9 |
В |
19. |
Олеся Д. |
6 |
С |
20. |
Стас Ч. |
6 |
С |