Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Тетюхина А.3.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию Российской  Федерации

Кузбасская  государственная педагогическая академия

Факультет Дошкольной  и коррекционной педагогики и  психологии

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

 

Студента:  Тетюхиной  Алены  Александровны

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.п.н. ст. кафедры СПП и ТОО

Рукавицин Максим Сергеевич

 

 

Работа допущена к защите

Заведующий кафедрой

«         »

Дата представления

Дата защиты

Оценка

 

 

 

Новокузнецк 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

 

1 глава. Речевое  развитие детей дошкольного возраста  и его особенности у детей  с нарушением слуха…………………………………………………….7-26

1.1 Речевое развитие  детей дошкольного возраста……………………………7

1.2 Влияние нарушения  слуха на речевое развитие  детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13

1.3 Экспериментальное  исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21

 

2 глава. Организация работы  по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46

2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27

2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35

2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44

2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51

Заключение………………………………………………………………………54

Список литературы……………………………………………………………...56

Приложение……………………………………………………………………...58

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Речью глухие могут овладеть только

обходными путями, в условиях

специального  обучения, преодолевая 

серьезные трудности

Ж.И. Шиф

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли», чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.

Дети с нарушением слуха с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений.

Наиболее  трудной задачей воспитания и  образования ребенка с нарушенным слухом является формирование у него потребности говорить с другими людьми в естественной, принятой манере — устной речью. Т. е. главная проблема — становление речевого общения и речевой активности у этих детей. Неполнота восприятия устной речи, отставание в речевом развитии затрудняют контакт с партнером, заставляя человека с нарушенным слухом прибегать к интенсивному использованию невербальных средств общения, вносят специфические особенности в осознание и осмысление отношений.

Выбор данной темы актуален на сегодняшний день, так как, нарушение слухового анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия речь у глухого ребенка не формируется, весь ход психического развития ребёнка с нарушением слуха искажается, затормаживается.  Только созданием специальных условий, а именно через реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, можно приблизить развитие неслышащего ребёнка к естественному ходу психического развития.

Полноценное психическое  становление ребенка, как в норме, так и при различных видах  дизонтогенеза, невозможно без развития предметно-практической деятельности, в которой ребенок не только усваивает значение слов и предметов, но идет речевое развитие, становление его личности. Особенно это важно для детей с нарушением слуха.

Объектом нашей  работы является речевое развитие  детей дошкольного возраста и его особенности у детей с недостатками слуха.

Предмет исследования – организация работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в условиях СДОУ, через использование коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Гипотеза исследования: исходя  из коммуникативно-деятельностного  подхода к развитию речи, который    реализуется в предметно-практической деятельности детей с нарушениями слуха, мы предполагаем, что речевое развитие этих детей будет проходить эффективнее, если в коррекционной работе использовать коммуникативные тренинги, как этап подготовки к сюжетно-ролевой игре и применять технологические карты в различных видах продуктивной  деятельности детей. 

         

Задачами  исследования являются:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Рассмотреть особенности речевого развития  детей дошкольного возраста и его особенности детей с нарушением слуха.
  3. Изучить речевое развитие детей в норме и детей с нарушением слуха на основе экспериментального исследования.
  4. Изучить теоретические основы коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
  5. Рассмотреть особенности коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях СДОУ.
  6. Разработать и использовать коммуникативные тренинги  как этап подготовки к сюжетно-ролевым играм.
  7. Разработать и использовать технологические карты по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в различных видах продуктивной деятельности. 

Проблема исследования определяется потребностью изучения реализации коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха через продуктивные виды деятельности, а также необходимостью разработки научно обоснованного содержания и методического обеспечения коррекционной работы в данном направлении.

Для решения  поставленных задач был использован  комплекс исследовательских методов:

    1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
    2. педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий),
    3. количественная и качественная обработка эмпирических данных.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании использовании коммуникативных тренингов, как этапа подготовки к сюжетно-ролевой игре и использовании технологических карт в различных видах продуктивной деятельности детей, которые будут способствовать формированию речевого общения и речевой активности у детей с нарушениями слуха.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха.

1.1 Речевое  развитие детей дошкольного   возраста.

Развитие речи детей, овладение богатством родного языка  составляет один из основных элементов  формирования личности и тесно связан с нравственным, эстетическим и умственным развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышлении [15].

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется  постепенно, вместе с развитием ребенка.

Развитие речи в лингвистическом  аспекте можно изобразить линейно  следующим образом: крики – гуление  – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты  придерживаются следующих характеристик:

крики – возникают самостоятельно – с рождения до 2-х месяцев;

гуление – стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым – с 2 до 5-7 месяцев;

лепет – его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

слова – переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев;

словосочетания – после усвоения двухсложных и трехсложных слов – с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

предложения – конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет – "почему? когда?"

связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках – с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет [5].

Наиболее благоприятный  возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Имеются случаи задержки развития речи ребенка на стадии ситуативной речи.

На 2-м и 3-м году жизни  ребенок общается со взрослыми с  помощью речи. Здесь уже следует  вводить контекстную речь (это  более высокий уровень овладения  речевой деятельностью, так как  говорящему необходимо четко представлять себе последовательность событий, о которых пойдет речь, суметь найти нужные формы для выражения и этой последовательности, и своего отношения к событию). [21]. Работу над речью необходимо планомерно, постепенно усложняя от ответов на вопросы, до пересказа, например, сказки. В школьном возрасте данная речь будет продолжена в овладении объяснительной речью. В этот период у дошкольников идет интенсивный запас слов. К концу 3-го года жизни он уже может достигнуть от 1200 до 1500 слов.

К 4-5 годам дети начинают употреблять в своей речи существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.

Появляются первые развернутые  формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между тремя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Слова «этот», «тот», «там» дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Однако полное понимание этих слов приходит к ним лишь через несколько лет.

В 5-6 лет дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.

В 6-7 лет у детей  расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляют разные части речи точно по смыслу [5].

Существует так называемые критические периоды развития речи ребенка, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи, с чем повышается ранимость нервных механизмов речевой деятельности. Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:

    1. 1-2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие.
    2. 3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.
    3. 6-7 лет, начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка.

Информация о работе Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о