Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка
Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Кузбасская государственная педагогическая академия
Факультет Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения
Студента: Тетюхиной Алены Александровны
Научный руководитель:
к.п.н. ст. кафедры СПП и ТОО
Рукавицин Максим Сергеевич
Работа допущена к защите
Заведующий кафедрой
« »
Дата представления
Дата защиты
Оценка
Новокузнецк 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 глава. Речевое
развитие детей дошкольного
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения
слуха на речевое развитие
детей в дошкольном возрасте. ..……………………………………………………………………….
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников
с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………
2.2 Сущность коммуникативно-
2.3 Использование коммуникативно-
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Речью глухие могут овладеть только
обходными путями, в условиях
специального обучения, преодолевая
серьезные трудности
Ж.И. Шиф
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.
Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли», чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.
Дети с нарушением слуха с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений.
Наиболее трудной задачей воспитания и образования ребенка с нарушенным слухом является формирование у него потребности говорить с другими людьми в естественной, принятой манере — устной речью. Т. е. главная проблема — становление речевого общения и речевой активности у этих детей. Неполнота восприятия устной речи, отставание в речевом развитии затрудняют контакт с партнером, заставляя человека с нарушенным слухом прибегать к интенсивному использованию невербальных средств общения, вносят специфические особенности в осознание и осмысление отношений.
Выбор данной темы актуален на сегодняшний день, так как, нарушение слухового анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия речь у глухого ребенка не формируется, весь ход психического развития ребёнка с нарушением слуха искажается, затормаживается. Только созданием специальных условий, а именно через реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, можно приблизить развитие неслышащего ребёнка к естественному ходу психического развития.
Полноценное психическое становление ребенка, как в норме, так и при различных видах дизонтогенеза, невозможно без развития предметно-практической деятельности, в которой ребенок не только усваивает значение слов и предметов, но идет речевое развитие, становление его личности. Особенно это важно для детей с нарушением слуха.
Объектом нашей работы является речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с недостатками слуха.
Предмет исследования – организация работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в условиях СДОУ, через использование коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Гипотеза исследования: исходя из коммуникативно-
Задачами исследования являются:
Проблема исследования определяется потребностью изучения реализации коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха через продуктивные виды деятельности, а также необходимостью разработки научно обоснованного содержания и методического обеспечения коррекционной работы в данном направлении.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании использовании коммуникативных тренингов, как этапа подготовки к сюжетно-ролевой игре и использовании технологических карт в различных видах продуктивной деятельности детей, которые будут способствовать формированию речевого общения и речевой активности у детей с нарушениями слуха.
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха.
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста.
Развитие речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности и тесно связан с нравственным, эстетическим и умственным развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышлении [15].
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.
При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
крики – возникают самостоятельно – с рождения до 2-х месяцев;
гуление – стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым – с 2 до 5-7 месяцев;
лепет – его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);
слова – переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев;
словосочетания – после усвоения двухсложных и трехсложных слов – с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
предложения – конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет – "почему? когда?"
связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках – с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет [5].
Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Имеются случаи задержки развития речи ребенка на стадии ситуативной речи.
На 2-м и 3-м году жизни
ребенок общается со взрослыми с
помощью речи. Здесь уже следует
вводить контекстную речь (это
более высокий уровень
К 4-5 годам дети начинают употреблять в своей речи существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.
Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между тремя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Слова «этот», «тот», «там» дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Однако полное понимание этих слов приходит к ним лишь через несколько лет.
В 5-6 лет дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.
В 6-7 лет у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляют разные части речи точно по смыслу [5].
Существует так называемые критические периоды развития речи ребенка, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи, с чем повышается ранимость нервных механизмов речевой деятельности. Выделяют три критических периода в развитии речевой функции: