Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка
Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56
Восприятие речи осуществляется детьми на слухо-зрительной основе, и с опорой на печатные таблички, т.е. глобальное чтение речевых единиц, а также с использованием дактильной формы речи
3. Словарный запас.
резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены, ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.
4. Грамматический строй речи.
резко отстает от нормы; смешение падежных форм, употребление существ. в И. п., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ. по числам. Не различают части речи, с трудом овладевают местоимениями. Изменение существительных по нормам глагола.
5. Звукопроизношение.
значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи.
6. Слоговая структура слова.
грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных. Слоговой структурой слова глухие овладевают позднее, чем буквенным его составом. Нарушена ритмическая структура слова, поскольку темп дактилирования отстает от темпа произношения.
7. Фонематическое восприятие.
не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух задания по звуковому анализу ребенку не понятны, не определяет позицию звука в слове; не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов. Готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Вывод: Мы рассмотрели речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха
Вопросами развития речи неслышащих детей занимались такие учёные как: Венгер А.А, Венгенр А.Л., Леонгард Э.И., Выгодская Г.Л., Выгодский Л.С., Корсунская Б.Д., Зайцева Г.Л., Боскис Р.М., Рау Ф.Ф., Зыков С. А., Зыкова Т.С., Кузьмичёва Е.П., Носкова Л.П. и другие.
В заключении, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование речи у детей с нарушенным слухом имеет общие закономерности со слышащими детьми:
- физиологическую основу формирования речевых умений и навыков составляет формирование условно-рефлекторных связей в результате многократного повторения речевого действия;
- формирование произношения
в своем становлении проходит
ряд этапов от восприятия
до самостоятельного
2. Нарушение слуха у глухих и слабослышащих детей вызывает определенные трудности для овладения ими устной речью, и без специального обучения устная речь у глухих детей не формируется вообще, а у слабослышащих формируется неполноценно.
3. При характеристике речевого развития детей с недостатками слуха обычно указываются два отличительных признака, а именно: её отсутствие (немота) или глубокое недоразвитие (предполагающее нарушение всех уровней языковой системы).
Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для психического и речевого развития. К условиям, определяющим развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание слухо-речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений.
В практике обучения и воспитания детей с нарушениями слуха научно обоснованна коммуникативно-деятельностная система речевого развития детей с нарушением слуха в специальном дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха.
Мы изучили литературу, по вопросу исследования в области развития речи детей дошкольного возраста, а также как влияет нарушение слуха на формирование речи детей с недостатками слуха.
Рассмотрев теоретические основы развития речи детей с нарушением слуха, мы пришли к выводам, что речевое развитие детей с нарушением слуха существенно отличается от нормально развивающих детей. Чтобы обосновать этот вывод, мы провели экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха.
Исследование проводилось на базе «МДОУ детский сад № 60 «Теремок» города Белово комбинированного вида» в группе для слабослышащих детей и в старшей группе, где дети с нормальным речевым развитием.
Исследование проводилось с 15 октября 2009г по 30 октября 2009г во вторую половину дня, по средам, т.е. с учетом учебно-игровой деятельности.
Целью констатирующего эксперимента является – выявление факта отставания в развитии речи у детей в экспериментальной группе по сравнению с детьми из контрольной группы.
Для этого были подобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети с нарушением слуха) по 4 человека в каждой.
Малое количество человек, объясняется тем, что в данном детском саду группа слабослышащих – разновозрастная.
Задачи исследования:
При анализе психолого-
1 – Экспериментальная группа «А»;
2 - Контрольная группа «В».
Норма:
Нарушение слуха:
На основе личных дел испытуемых, нами выявлены следующие причины нарушения слуха: наследственная тугоухость - 25%. У 75% испытуемых этиология нарушения слуха неизвестна. Можно предположить, что это различные болезнетворные факторы, которые могли повлиять на снижение слуха ребенка в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.
Использование данных психоневролога позволяет установить, что у всех испытуемых интеллект сохранен в пределах нормы.
Также необходимо отметить особенности состояния слуха детей, участвующих в эксперименте. Дети имеют III-IV степень нейросенсорной тугоухости.
Таблица 1. Экспериментальная группа «А»
№ |
ФИО |
Возраст |
Состояние |
1 |
Руденко Марина |
5 л. 2 м |
НСТ 3-4 ст. |
2 |
Перышкин Даниил |
5 л. 3 м |
НСТ 3-4 ст. |
3 |
Чучковская Алина |
5 л. 2 м |
НСТ 3-4 ст. |
4 |
Пешков Юра |
5 л. 1 м |
НСТ 3-4 ст. |
Таблица 2. Контрольная группа «В»
№ |
ФИО |
Возраст |
Состояние |
1 |
Альбовский Артем |
5 лет 3м |
здоров |
2 |
Бауэр Анна |
5 лет 4 м |
здорова |
3 |
Пичкурова Арина |
5 лет 3м |
здорова |
4 |
Синицын Кирилл |
5 лет 5 мес |
здоров |
В таблицах мы видим, что дети одного возраста: у экспериментальной группы «А» дефект поражения одинаков, у контрольной группы «В» слуховая функция в норме.
На этапе эксперимента мы изучили словарный состав речи, грамматический и синтаксический строй речи, понимание значений слов, особенности высказываний детей в игре по следующим методикам:
Методика 1. «Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи» (Автор: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А.). Методика переделана с учетом дефекта поражения.
Подготовка исследования: За день до исследования детям читают сказку «Репка» с показом иллюстраций.
Проведение исследования: Исследование проводиться с детьми индивидуально. Ребенка просят рассказать сказку «Репка». Если ребенок не может рассказать сказку без опоры на наглядный материал, то он предлагается ему. Речь ребенка четко фиксируют в протоколах. Кроме того, отмечается наличие использования вербальных и невербальных средств общения.
Обработка данных: данные исследования заносятся в таблицы (Приложение 1, 2, 3).
Методика 2. «Особенности высказываний детей».
Проведение исследования: в ходе наблюдения за поведением детей в различных ситуациях фиксируются их высказывания. Среди всех свободных высказываний надо выделить четыре ведущих категории:
4) «ИГРА» — высказывания детей, включенные
в игру.
При этом каждая категория анализируется
с точки зрения ситуативности и внеситуативности
входящих в нее высказываний.
К ситуативным для категории «Я» и «ТЫ» относятся высказывания детей о действиях, происходящих «здесь и сейчас»
а) констатация и демонстрация собственных поступков и интерес к поведению сверстника (например: «Смотри, что я делаю. А я домик строю. Что ты делаешь? Что это у тебя?»);
б) оценка собственных действий и действий, производимых партнером (например: «Ты все не так делаешь. Я все правильно сделал. Мой домик лучше);
в) стремление помочь сверстнику или просьбы о помощи (например: «Помоги мне куклу одеть. Дай мне свою машину. Давай я тебе помогу»);
г) организация и планирование совместных действий (например: «Давай в куклы играть. Давай ты мне кубики будешь давать, а я строить, а потом наоборот»).
К внеситуативно-личностным высказываниям относятся:
а) о событиях из жизни, прошлых и будущих (например: «Я был в зоопарке. Я в воскресенье поеду к бабушке. Ты был в кукольном театре?»);
б) об умениях (например: «Ты умеешь читать? Я умею в шашки играть);
в) о предпочтениях («Я лето люблю, а зиму — нет. Ты кого больше любишь — кошек или собак?»);
г) о состояниях («Я уже устал, а ты еще не устал? Тебе не надоело в это играть?»).
К внеситуативно-познавательным высказывания детей, которые составляют категорию МИР относятся:
а) познавательные сообщения о явлениях живой и неживой природы («Бабочки бывают капустницы и шоколадницы. А ты знаешь, что земля на самом деле круглая? Самолеты выше птиц летают»);
б) моральные нормы и правила поведения («Надо быть честным и не обманывать. Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится»);
в) другие люди («Моя мама мороженое поела и заболела. У моей бабушки ремонт»).