Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Тетюхина А.3.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Категорию, составляющую высказывания, включенные в игру дошкольников, достаточно трудно однозначно отнести к ситуативным или внеситуативным. Считается, что высказывания, включенные в ролевую игру, знаменуют собой переход от ситуативного к внеситуативному общению. В связи с этим экспериментатор просто фиксирует количество высказываний, относящихся к игре.

Обработка данных: данные обследования заносятся в таблицы (Приложение 4, 5).

 

Методика 3. «Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми.

Проведение  исследования: фиксируют в естественных условиях все обращения детей к восприятию и другу к другу.

Обработка данных:  Отмечают речевые средства, используемые в общении со взрослым и сверстником. Выясняют грамматические единицы, чаще встречаются в разных ситуациях общения (Приложение 6, 7).

Анализ  результатов исследования.

При анализе  исследование  мы пришли к следующим показателям.

Экспериментальное исследование уровня развития речи детей дошкольного возраста и детей с нарушением слуха позволило выявить проблемы развития речи детей с недостатками слуха, связанные  с особенностями  усвоения словарного состава языка, грамматического строя, речедвигательных навыков, речевого общения.

Уровень развития сформированности речи у детей с нарушениями слуха низкий. Во время общения со сверстниками глухие дети используют жестовые и дактильные средства общения, речевые редко, только в том случае, когда его кто-то из взрослых выводит к разговору.

В специально созданной  ситуации ограниченного конкретного  наглядного выбора понимают слова, обозначающие предметы посуды, мебели, одежды, части тела и лица и т.д. Слова, обозначающие действия (спит, упал, ест, идет, едет), а также фразы из двух слов (посадили репку; дед идет). В самостоятельной речи детей имеются отдельные фразы из 2-3 х слов  отдельные полные слова (репка, на, деда, , и т.д.), отдельные звукоподражания (мяу; у__, ав-ав и т.д.). Учатся составлять простые предложения. В отличии от слышащих детей не умеют связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого.   Таким образом, с детьми требуется коррекционная работа по развитию речи.  

 

2 глава.  Организация работы по развитию  речи дошкольников с нарушениями  слуха в условиях СДОУ.

2.1 Развитие  речи дошкольников  с нарушенным  слухом в условиях СДОУ.

В настоящее  время основной формой коррекционной помощи детям дошкольного возраста являются дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, где осуществляются систематическое целенаправленное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей. Этот вид учреждений наиболее распространен в нашей стране, они создавались в течение длительного времени в разных регионах. Организация и содержание работы в них обоснованы теоретически (Н.А. Рау, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова и др.) и отражены в материалах специальных программ и методической литературе [20].

Развитие  речи детей является центральным звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха. Эффективность проведения работы по формированию речи в значительной степени определяет овладение детьми содержанием других разделов программы, а в конечном итоге и уровень познавательного, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

Важным  условием речевого развития детей с нарушениями слуха является создание слухо-речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей (С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.). Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное пребывание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его собственной речи и возможностей понимания речи окружающих [4].

 

 

Основные условия  создания слухо-речевой среды:

    1. мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности.
    2. формирование у детей потребности в речевом общении.
    3. поддержание всех проявлений речи, каким бы ни был их уровень, побуждение детей к активному применению речи.
    4. использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения
    5. контроль за речью детей со стороны взрослых.
    6. соблюдение единых требований к речи детей.

Взрослые организуют постоянное мотивированное общение с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, играми, рисованием. В зависимости от этапа обучения взрослые побуждают детей пользоваться доступными им речевыми (устной речью, табличками с напечатанными словами и фразами, дактилированием, письмом) и неречевыми средствами (естественными жестами, мимикой лица, действиями с предметами, выразительными движениями, рисунками и др.).

Важным требованием  к организации слухо-речевой среды является постоянное использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более полное восприятие речи и звуков окружающего мира; формирование устной речи и общения.

Для того чтобы  ребенок мог овладеть  глобальным видом речевой деятельности, предметы быта  окружающей обстановки  в СДОУ подписываются названием (табличкой, на которой представлен конкретный речевой материал, написанный крупными печатными буквами).  Этим знаком (табличкой) помечается каждый обозначенный  устным словом объект, каждое действие, каждая ситуация, любое поручение.  Глобальное чтение не только направленно на подкрепление восприятия устного слова с лица говорящего, но и используется как наглядное средство для развития внутренней речи и речевого мышления, для уточнения значения слова [9].

Содержание работы по речевому развитию детей в СДОУ определено таким образом, что их жизнедеятельность тесно переплетена и с задачами формирования речи [4].

В дошкольных учреждениях, где дети полностью  проходят курс речевого развития и  полный срок обучения, методикой развития речи детей с нарушением слуха  предусматривается три этапа  овладения речью:

    1. От 1,5-2 до 4 лет. Группы преддощкольного и младшего дошкольного возраста.

Формы речи: Устная речь, письменная речь (в форме глобального чтения). Виды речевой деятельности: Эмоционально окрашенные голосовые реакции, неотнесённый или отнесённый лепет, голосовые реакции при плаче, смехе. Изменение мимики, естественные жесты. Жесты, передающие внешний облик предметов, имитация действий с ними. Сопровождение речью, действий взрослого.

Указательные и описательные жесты, непроизвольное артикулирование, внимание к звуковым сигналам. Глобальное чтение целостное восприятие письменного слова; проявляется в импрессивной (восприятие) и экспрессивной (говорение) речи.

    1. От 4 до 6 лет. Средняя и старшая группы.

Формы речи: дактильная. Виды речевой деятельности: Речевой материал предъявляется на дактильных табличках, сопровождаемых буквенным изображением. Дактильная речь усиливает и подкрепляет письменную. При ознакомлении детей с дактильной речью, уже знакомые по форме и содержанию речевые единицы предъявляются устно. Отрабатываются умения дифференцировать слова.

Это становиться  доступным детям, прошедшим первоначальный этап.

    1. От 6 до 7 лет. Подготовительные к школе группы.

Формы речи: устная, письменная, дактильная.  Виды речевой деятельности: происходит усложнение языкового материала, приобщение к осознанному применению наиболее типичных для русского языка семантикосинтаксических образований. Предложения по составу усложняются.

На заключительном этапе  обучения дошкольники уже  в состоянии различать слово и предложение, слово и звук (букву), уточнять произношение с указанием на контрольный звук, включать слово по смыслу и структуре, предугадывать мысль.

Пройдя полный курс  речевого развития и полный срок обучения дети должны владеть  разными видами речевой деятельности.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха процесс речевого развития детей предполагает овладение языком в разных условиях и при использовании разнообразных форм организации деятельности детей [18].

Первоначально практическое овладение бытовыми предметами и действиями в процессе выполнения различных режимных моментов (умывания, одевания, приёма пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Такое ситуативное усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся типичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и специальной отработки. Многократное использование речевого материала способствует его запоминанию и практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном значении.

Другим условием накопления и активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребёнка, к которым относятся игра, изобразительная деятельность, труд, развитие движений. В процессе целенаправленного формирования этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом, необходимым для обозначения предметов и действий, характерных для определенной деятельности, например, игровой или трудовой. Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для общения детей между собой и со взрослыми в процессе деятельности.

 Особое  значение для речевого развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что позволяет формировать представления и знания о разных сторонах действительности. Ознакомление с окружающим происходит в тесной связи с речевым развитием детей: они узнают слова и фразы, нужные для обозначения свойств, качеств, особенностей применения разнообразных предметов, условий жизни животных и человека. Использование тематического принципа в ознакомлении с окружающим позволяет в дальнейшем активизировать и систематизировать этот материал на занятиях по развитию речи при знакомстве с соответствующими темами.

Важнейшим условием речевого развития детей с нарушенным слухом является организация специальных занятий по развитию речи. Их целенаправленное планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач:

    1. закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в 
      играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим 
      миром и др.);
    2. обогащать словарь детей новыми словами и выражения 
      ми, проводить целенаправленную работу над их значениями;
    3. формировать разные виды речевой деятельности (слухо- 
      зрительное и слуховое восприятие, говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо, дактилирование);
    4. развивать связную речь детей, прежде всего разговорную, а также описательно-повествовательную.

В зависимости от задач воспитания и обучения детей на каждом возрастном этапе планируется разное количество занятий по развитию речи — от 3 до 5 в неделю. При организации занятий по развитию речи в детском саду учитываются допустимые для каждого возраста нагрузки на детей. Длительность занятий в младших группа — 20 мин., в средней — 25 мин., старшей и подготовительной — 30-35 мин [19, 20].

Занятия по развитию речи теснейшим образом взаимосвязаны со всеми другими занятиями и видами деятельности в детском саду. Отбор речевого материала, требования к его усвоению детьми на различных занятиях определяются требованиями программы по развитию речи.

Также  в  дошкольных учреждениях проводиться занятия по развитию слухового восприятия и обучение произношению, которые способствуют формированию навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению  сенсорной основы. Отработка различных компонентов устной речи способствуют повышению внятности, разборчивости, что позволяет использовать ее как полноценное средство общения. На данных занятиях работа ведется на знакомом речевом материале.

 Одним из условий речевого развития детей в детском саду является – организация работы с родителями.

 Развитие  речи детей с нарушением слуха  в семье – важнейшее условие  эффективной работы по речевому  развитию, так как здесь создаются  основания для расширения и  обогащения речи в естественных условиях жизни ребенка.  Работа родителей по развитию речи проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им [4].

 В детских садах  также ведется работа по формированию общения со сверстниками детей. Особенностью общения со сверстниками детей, имеющих нарушения слуха является выбор средств общения.  Детей учат  общаются при помощи словесных средств общения, так как  у детей  в ходе общения со сверстниками или взрослым преобладают жестовые  и дактильные средства общения.

В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек,  организует общение детей между собой, используя разговорную речь.  Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности.

Основные направления  работы по развитию речи в СДОУ:

  1. Развитие языковой способности детей  раннего и дошкольного возраста.
  2. Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения. Специальная отработка разных видов речевой деятельности.
  3. Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.
  4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов, овладение звуко-буквенной структурой, грамматической формой слов в составе целых предложений.   

Информация о работе Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о