Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка
Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56
В дошкольных
учреждениях для детей с
Программа рассчитана на три года обучения и включает разделы: физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений. Дается примерный режим дня, учебный план, расписание занятий в группах, служебные обязанности сурдопедагога и воспитателей.
Программы по развитию речи содержат объяснительные записки, материал для проведения работы, методические рекомендации [19, 20].
Таким образом, в СДОУ созданы необходимые условия для развития речи детей с нарушением слуха, а именно:
2.2. Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха.
До середины 50-х гг.
ХХ в. в отечественной
Известным отечественным сурдопедагогом Сергеем Александровичем Зыковым, доктором педагогических наук, профессором и его сотрудниками был предложен новый подход к освоению глухими языка словесной речи — на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы, а также применительно к своеобразию речевого развития ребенка при нарушенном слухе. Эта система получила название коммуникационная или коммуникативно-деятельностная. Краеугольным камнем обучения языку глухих детей по данной методике является предметно-практическая деятельность детей, организованная на коллективных началах [12].
1958 год считается знаменательным
рубежом в развитии советской
школы для глухих. Речь идет
о начале повсеместного
По системе С.А. Зыкова стали работать и детские сады (по программе Б.Д. Корсунской). Осуществление в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих дошкольников были осуществлены Б.Д. Корсунской. Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку детей с нарушением слуха содержаться в работах Л.П. Носковой [4].
Новаторство системы состоит, прежде всего, в том, что во главу угла в процессе обучения языку С.А. Зыков поставил решение проблемы потребности глухого ученика в словесной речи. Тем самым он воплотил в педагогическую практику методологическое положение Л.С. Выготского о роли потребности как детерминанты человеческой деятельности: «Если найден секрет, создать потребность, т.е. поставить цель, будет и сама речь» [3].
Возможности создания потребности в речи С.А. Зыков извлек из теоретических представлений психологов о природе словесной речи. Коммуникативно-деятельностная система предполагает развитие речевой деятельности у глухих детей не только как владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, письмом, чтением, дактилированием, зрительным восприятием с лица и с дактилирующей руки говорящего, – но и как освоение всей структуры речевой деятельности: ее целей, мотивов, способов, средств [21].
В результате исследований С.А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку глухих детей в его ведущей – коммуникативной функции.
Обучение языку в его коммуникативной функции предполагает целенаправленную систему работы, которая обеспечивает планомерное, очерченное программой усвоение детьми языка при соблюдении обязательного условия, что каждое усваимое слово, словосочетание несут в себе нагрузку коммуникативности. Слово (в коммуникативной функции) представляет собой знак, указывающий на предмет, явление, действие, свойство в знаковой ситуации, а не смысловой (как это было в других системах).
Обучение
неслышащих детей языку как общечеловеческ
В соответствии
с коммуникативно-
Во-первых, речевой материал предъявляется детям в условиях формирования разных видов практической деятельности.
Во-вторых, к самому языковому материалу и способам его введения в отработку также реализуется подход как к особому виду деятельности.
Таким образом, С.А. Зыков рассматривал процесс усвоения глухими детьми языка как овладение им, прежде всего для общения с людьми. Дети узнают и усваивают языковые значения в широком речевом потоке общения, а не только при последовательной их отработке, они учатся мотивированно употреблять готовые речевые единицы, которые могли бы позволить выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Отбор и отработка таких единиц опираются на знание структурной и семантической организации языка, которые усваивают в речевом общении. Ведущая единица коммуникативного уровня – предложение [10].
Основной прием развития речевого общения – совместная, коллективная деятельность детей и взрослых, в ходе которой в начале обучения сурдопедагоги побуждают детей к употреблению готовых речевых конструкций. Подтверждением овладения такими фразами служит ответная реакция детей: выполнение действий, инструкций, конкретных заданий. Используются различные формы работы: понимание и выполнение поручений; самостоятельное формулирование вопросов и ответов на них; сообщение о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения; обращение с просьбой, поручением к товарищу, и др.
Разрабатывая теоретические основы системы обучения языку, С.А. Зыков выделил четыре принципа. Принципы коммуникативной системы:
Суть: рассматривал развитие речи не как увеличение количества фраз и слов, а как овладение языком в его основной функции – функции общения.
Суть: речевое общение как вид человеческой деятельности.
Суть: прослеживаются философские положения о роле предметно-практического обучения в совместной деятельности в развитии языка.
Суть: предметно-практическое обучение может способствовать формированию словесной речи только в случае создания соответствующей речевой среды, организатором которой может являться педагог [12].
Важные положения коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей [21]:
Определение путей формирования речи детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста в рамках коммуникативной системы делает необходимым рассмотрение ее основных принципов [12]:
Важным принципом в коммуникативно-деятельностном подходе к развитию речи детей с нарушением слуха является деятельностный принцип, который отражает основную направленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С.А. Зыков). «Деятельность в собственном смысле — это предметная деятельность, это практика» (С.Л. Рубинштейн).
В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателем которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности.
Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.
Деятельностный
принцип обучения языку в коммуникативно-
В детском саду во время различных режимных моментов, на занятиях и в свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. Условия деятельности делают мотивированным и усвоение сообщений взрослых, комментирующих ее, подражание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской деятельности способствует возникновению желания обменяться впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо [4].
Предметно-практическая деятельность используется как метод обучения глухих детей. На занятиях по математики выполняются задания по конструированию и преобразованию геометрических фигур из счетных палочек и нахождению соответствия этим фигурам в окружающих предметах. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используется дидактические игры, что позволяет формировать четкие, дифференцированные представления о предметах и явлениях.
Таким образом, развитие разных видов детской деятельности является одним из важнейших условий речевого развития дошкольников с нарушенным слухом.