Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Тетюхина А.3.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Речь, как  и любая деятельность, имеет трехуровневую  структуру:

    1. Мотивационно-потребностный уровень.
    2. Ориентировочно-исследовательский уровень.
    3. Исполнительный уровень.

Для дошкольников особое значение приобретает мотивационно-потребностный план, который, как правило, связан не с собственно речевой деятельностью, а с каким-либо видом практической или игровой, где концентрируются интересы ребенка. Учет такого плана речевой деятельности в обучении дошкольников с нарушениями слуха  предполагает определение интересных и доступных для ребенка мотивов речевой деятельности и их связь с различными видами практической. Например: читать, чтобы сделать книжку-самоделку;  учить стихи, а потом прочитать их родителям на празднике и т.д. [16].

Речевая деятельность может выступать  в качестве мотива только у старших глухих и слабослышащих дошкольников. Чем разнообразнее методы работы над речью (различные наблюдения, предметные действия, игровые приемы, дидактические игры, элементарные тренировочные упражнения), тем более устойчив интерес к занятиям, мотив постепенно переносится и на материю самого языка (звуковую, графическую, двигательную). В старшем дошкольном возрасте мотивом речевой деятельности может стать и сама речь (стремление говорить правильно, грамотно, четко произнося слова, и т. д.). У детей появляются инициативная речь и правильная оценка речевых действий, своих и чужих.

    Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи детей с нарушением слуха  в СДОУ реализуется через применение предметно-практической деятельности, а именно [12]:

1. Развитие речи в быту

Бытовая деятельность создает условия для общения  детей со взрослым и между собой.  Организовывая детский коллектив в различных бытовых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использования речевого материала, т.е. развивают потребность в речевом общении, делают это общение мотивированным.

2. Речевое развитие детей в разных видах деятельности.

На занятиях по различным видам деятельности дети овладевают различным речевым  материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре «играть», «игрушка» и т.д. Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают уточнение и конкретизацию.

В-третьих, это  речевой материал, связанный с  организацией детей, оценкой их деятельности. Например: «Лепи аккуратно», «Не  мешай» и т.д. 

3. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

Процесс познания назначения и свойств окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирование представлений об условиях жизни человека дети усваивают необходимый речевой материал, который в дальнейшей будет предметом рассмотрения на занятиях по развитию речи.

Предметно-практическая деятельность – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе.

Конечная цель этой деятельности – вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо воспитателем, либо самим ребенком.

Вывод:

Коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих детей языку, направлена  на развитие коммуникации. Коммуникативная система – это не просто  путь изучения неслышащих детей языка, но и способ формирования их сознания, психики, развития личности.

Предметно-практическая деятельность, которая является фундаментом коммуникативно-деятельностного подхода,  доступна и интересна детям с нарушением слуха. Дети готовы часами заниматься кубиками, рисованием, играми.  Удовлетворяя  свои детские интересы, дети в тоже время познают окружающий мир,  развивается речевое общении между собой и взрослыми.

Зависимость развития речи от деятельности проходит через все фазы выработки понимания им речи и становлении у него собственной речи.

При использовании коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи у   детей формируется речь как средство общения. Общение детей становиться мотивированным.

 

 

 

 

2.3. Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха.

Мы изучили  литературу, по вопросу исследования в области развития речи детей  дошкольного возраста, а также  как влияет нарушение слуха на формирование речи детей с недостатками слуха. Провели экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего  дошкольного возраста детей   с нарушениями слуха, где выявили проблемы,  связанные с особенностями усвоения словарного состава языка, грамматического строя, речедвигательных навыков, словесного общения. Требуется коррекционная работа по развитию речи. 

Изучив литературу по вопросу  реализации коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения, нами была выдвинута гипотеза: исходя  из коммуникативно-деятельностного  подхода к развитию речи детей с нарушениями слуха, который    реализуется в предметно-практической деятельности, мы предполагаем, что речевое развитие этих детей будет проходить эффективнее, если в коррекционной работе использовать коммуникативные тренинги, как этап подготовки к сюжетно-ролевой игре  и  применять технологические карты  в различных видах продуктивной  деятельности детей.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы на втором этапе исследования (формирующий эксперимент) были разработаны  коммуникативные тренинги и технологические карты.

Исследование  проводилось   на базе «МДОУ детский сад № 60 «Теремок» города Белово комбинированного вида»  в группе для слабослышащих детей с  01 февраля 2010г по 30 мая 2010г с детьми старшего дошкольного возраста.

При организации коммуникативных  тренингов, как этапа   подготовки к сюжетно-ролевым играм, мы использовали алгоритм, предложенный Л.П. Носковой (Приложение 8), в который включили коммуникативный тренинг с детьми. Составили план организации коммуникативных тренингов. (Таблица 3) и план реализации коммуникативных тренингов (Таблица 4). Проводились тренинги согласно  учебно-игровой деятельности:  по средам, во вторую половину дня. Разработаны конспекты коммуникативных тренингов (Приложение 9).

Таблица 3. План организации коммуникативных тренингов.

Февраль  «Автобус».

Неделя

Вид деятельности

1

Наблюдения за автобусами на улице, обыгрывание игрушечного автобуса, рисование автобуса.

2

Беседа по картине соответствующего содержания, изготовление атрибутов.

3

Коммуникативный тренинг.

4

Игра


Март «Почта»

Неделя

Вид деятельности

1

Экскурсия на почту, рисование маме подарка, который они отправят в конвертах по почте.

2

Рассматривание картины «Почта»  С.Я. Маршака, обобщающая беседа по картине.

3

Коммуникативный тренинг

4

Игра


Апрель «Улица» 

Неделя

Вид деятельности

1

Экскурсия на улицу, обобщающая беседа.

2

Экскурсия на улицу, рассматривание картинок, постройки из строительного материала.

3

Коммуникативный тренинг

4

Игра


Май  «Ателье»

Неделя

Вид деятельности

1

Экскурсия в ателье, беседа по картине, соответствующего содержания.

2

Рассматривание одежды, тканей, д\и  «Одежда», рисование одежды.

3

Коммуникативный тренинг.

4

Игра


 

 

 

Таблица 4.  План реализации коммуникативных тренингов.

Название

Цель

Сроки проведения

 «Автобус»

Развитие  речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения.

Февраль

«Почта»

Развитие  речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения.

Март

«Улица»

Развитие  речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения.

Апрель

«Ателье»

Развитие  речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения.

Май


Коммуникативные тренинги были направлены на решение следующих задач:

    1. развитие и коррекция компонентов речевой деятельности.
    2. стимуляция и развитие речевого общения.
    3. развитие потребности в  речевом общении.
    4. формирование словаря в разных видах речевой деятельности.
    5. формирование связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

 Использование данных коммуникативных тренингов было направлено не только на  развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, но и также на формирование общения  со сверстниками и на обогащение сюжета сюжетно-ролевых игр (в одной игре объединение разных сюжетов игр).

Тренинги проводились в форме диалога «взрослый-ребенок». По мере накопления словаря детьми, можно использовать в форме диалога «ребенок-ребенок», тем самом мы повышаем уровень развития речи  детей, развитие потребности в речевом общении, мотивов, интересов, определяющих желание детей принимать участие в игре

Используемый речевой  материал на коммуникативных тренингах, закреплялся воспитателем в ходе сюжетно-ролевой игры.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами также были разработаны технологических карты в различных видах продуктивной деятельности детей. 

Цель – овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения; развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного восприятия, говорения, дактилирования, глобального и аналитического чтения); формирование элементарных навыков связной речи, прежде всего разговорной.

 Технологические карты предполагают последовательное изложение речевого материала в процессе предметно-практической деятельности детей с педагогом или с детьми.

При составлении технологических карт четко отбирали  речевой материал. Он должен:

    • быть актуальным для общения детей со взрослыми и 
      между собой, соответствовать задачам проведения соответствующего вида деятельности;
    • включать разные коммуникативные конструкции (поручения, сообщения, вопросы, отрицания), в состав которых входят разные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и др.) в зависимости от ситуации общения;
    • быть обеспечен повторяемостью в различных ситуациях 
      общения.

Технологических карты в работе с детьми  использовались на занятиях по  аппликации  при создании в СДОУ следующих психолого-педагогических условий:

    1. учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
    2. учета нарушенной функции.
    3. использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения.
    4. создание слухо-речевой среды в условиях СДОУ при организации предметно-практической деятельности, которая является одним из принципов коммуникационной системы обучения речи детей с нарушением слуха.

Информация о работе Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о