Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка
Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56
Речь, как и любая деятельность, имеет трехуровневую структуру:
Для дошкольников особое
значение приобретает мотивационно-
Речевая деятельность может выступать в качестве мотива только у старших глухих и слабослышащих дошкольников. Чем разнообразнее методы работы над речью (различные наблюдения, предметные действия, игровые приемы, дидактические игры, элементарные тренировочные упражнения), тем более устойчив интерес к занятиям, мотив постепенно переносится и на материю самого языка (звуковую, графическую, двигательную). В старшем дошкольном возрасте мотивом речевой деятельности может стать и сама речь (стремление говорить правильно, грамотно, четко произнося слова, и т. д.). У детей появляются инициативная речь и правильная оценка речевых действий, своих и чужих.
Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи детей с нарушением слуха в СДОУ реализуется через применение предметно-практической деятельности, а именно [12]:
1. Развитие речи в быту
Бытовая деятельность создает условия для общения детей со взрослым и между собой. Организовывая детский коллектив в различных бытовых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использования речевого материала, т.е. развивают потребность в речевом общении, делают это общение мотивированным.
2. Речевое развитие детей в разных видах деятельности.
На занятиях по различным видам деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре «играть», «игрушка» и т.д. Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают уточнение и конкретизацию.
В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности. Например: «Лепи аккуратно», «Не мешай» и т.д.
3. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром.
Процесс познания назначения и свойств окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирование представлений об условиях жизни человека дети усваивают необходимый речевой материал, который в дальнейшей будет предметом рассмотрения на занятиях по развитию речи.
Предметно-практическая деятельность – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе.
Конечная цель этой деятельности – вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо воспитателем, либо самим ребенком.
Вывод:
Коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих детей языку, направлена на развитие коммуникации. Коммуникативная система – это не просто путь изучения неслышащих детей языка, но и способ формирования их сознания, психики, развития личности.
Предметно-практическая деятельность, которая является фундаментом коммуникативно-деятельностного подхода, доступна и интересна детям с нарушением слуха. Дети готовы часами заниматься кубиками, рисованием, играми. Удовлетворяя свои детские интересы, дети в тоже время познают окружающий мир, развивается речевое общении между собой и взрослыми.
Зависимость развития речи от деятельности проходит через все фазы выработки понимания им речи и становлении у него собственной речи.
При использовании коммуникативно-
2.3. Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха.
Мы изучили литературу, по вопросу исследования в области развития речи детей дошкольного возраста, а также как влияет нарушение слуха на формирование речи детей с недостатками слуха. Провели экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха, где выявили проблемы, связанные с особенностями усвоения словарного состава языка, грамматического строя, речедвигательных навыков, словесного общения. Требуется коррекционная работа по развитию речи.
Изучив литературу
по вопросу реализации коммуникативно-деятельностного
подхода к развитию речи детей с нарушением
слуха в условиях специализированного
дошкольного образовательного учреждения,
нами была выдвинута гипотеза: исходя
из коммуникативно-
Для подтверждения выдвинутой гипотезы на втором этапе исследования (формирующий эксперимент) были разработаны коммуникативные тренинги и технологические карты.
Исследование проводилось на базе «МДОУ детский сад № 60 «Теремок» города Белово комбинированного вида» в группе для слабослышащих детей с 01 февраля 2010г по 30 мая 2010г с детьми старшего дошкольного возраста.
При организации коммуникативных тренингов, как этапа подготовки к сюжетно-ролевым играм, мы использовали алгоритм, предложенный Л.П. Носковой (Приложение 8), в который включили коммуникативный тренинг с детьми. Составили план организации коммуникативных тренингов. (Таблица 3) и план реализации коммуникативных тренингов (Таблица 4). Проводились тренинги согласно учебно-игровой деятельности: по средам, во вторую половину дня. Разработаны конспекты коммуникативных тренингов (Приложение 9).
Таблица 3. План организации коммуникативных тренингов.
Февраль «Автобус».
Неделя |
Вид деятельности |
1 |
Наблюдения за автобусами на улице, обыгрывание игрушечного автобуса, рисование автобуса. |
2 |
Беседа по картине соответствующего содержания, изготовление атрибутов. |
3 |
Коммуникативный тренинг. |
4 |
Игра |
Март «Почта»
Неделя |
Вид деятельности |
1 |
Экскурсия на почту, рисование маме подарка, который они отправят в конвертах по почте. |
2 |
Рассматривание картины «Почта» |
3 |
Коммуникативный тренинг |
4 |
Игра |
Апрель «Улица»
Неделя |
Вид деятельности |
1 |
Экскурсия на улицу, обобщающая беседа. |
2 |
Экскурсия на улицу, рассматривание картинок, постройки из строительного материала. |
3 |
Коммуникативный тренинг |
4 |
Игра |
Май «Ателье»
Неделя |
Вид деятельности |
1 |
Экскурсия в ателье, беседа по картине, соответствующего содержания. |
2 |
Рассматривание одежды, тканей, д\и «Одежда», рисование одежды. |
3 |
Коммуникативный тренинг. |
4 |
Игра |
Таблица 4. План реализации коммуникативных тренингов.
Название |
Цель |
Сроки проведения |
«Автобус» |
Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения. |
Февраль |
«Почта» |
Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения. |
Март |
«Улица» |
Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения. |
Апрель |
«Ателье» |
Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения. |
Май |
Коммуникативные тренинги были направлены на решение следующих задач:
Использование данных коммуник
Тренинги проводились в форме диалога «взрослый-ребенок». По мере накопления словаря детьми, можно использовать в форме диалога «ребенок-ребенок», тем самом мы повышаем уровень развития речи детей, развитие потребности в речевом общении, мотивов, интересов, определяющих желание детей принимать участие в игре
Используемый речевой материал на коммуникативных тренингах, закреплялся воспитателем в ходе сюжетно-ролевой игры.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами также были разработаны технологических карты в различных видах продуктивной деятельности детей.
Цель – овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения; развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного восприятия, говорения, дактилирования, глобального и аналитического чтения); формирование элементарных навыков связной речи, прежде всего разговорной.
Технологические карты предполагают последовательное изложение речевого материала в процессе предметно-практической деятельности детей с педагогом или с детьми.
При
составлении технологических
Технологических карты в работе с детьми использовались на занятиях по аппликации при создании в СДОУ следующих психолого-педагогических условий: