Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Тетюхина А.3.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Технологические карты разработаны с учетом тематического плана по аппликации в детском саду. (Приложение 10). Работа проводилась согласно сетке учебно-игровой деятельности: по пятницам, в первую половину дня. (Таблица 6). Составлены технологические карты (Приложение 11).

Организуя продуктивную деятельность детей, с использованием технологических карт,  мы учитывали следующие правила:

  1. Использовали речь как главное средство игровой коммуникации.
  2. Контролировали время деятельности.
  3. Развивали у детей способность говорить  самостоятельно, запоминать, воспроизводить речевые высказывания.
  4. Оказывали поддержку, помощь, проявляли внимание, заботу, участие в процессе деятельности.
  5. Способствовали возникновению речевого взаимодействий между детьми.

 

 

 

 

 

Таблица 6. Сетка учебно-игровой деятельности.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВРЕМЯ

понедельник

  1. Ознакомление с окружающим

      1 год обучения

2. Лепка

      1 год обучения

      2 год обучения

      3 год обучения

3. ФИЗО

 

9-00 – 9-15

 

9-25 – 9-40

9-45 – 10-05

10-15 – 10-40

11-20  - 11-45 (улица)

вторник

1. Ознакомление с окружающим

       2 год обучения

       3 год обучения

    2. ФИЗО

    

 

9-00 -  9-25

9-30 – 10-00

15-30 – 16-00

16-05 – 16-35

       Среда

  1. Музыкальное занятие

       1 год обучения

        2-3 год обучения

2. Рисование 

       1 год обучения

       2 год обучения

       3 год обучения

. Сюжетно- ролевая игра

 

8-50 – 9-05

9-10 – 9-35

 

9-45 – 10-00

10-05 – 10-25

10-30 – 10-55

16-05 – 16-35

  четверг

    1.ФИЗО

    2. Ознакомление с окружающим

       2 год обучения

       3 год обучения

    3. Музыкальное занятие 

9-00 – 9-30 (зал) 

 

9-40 – 10-00

10-05 – 10-30

16-20 – 17-00

Пятница

  1. Аппликация – конструирование

       1 год обучения

       2 год обучения

       3 год обучения

 

9-00 – 9-15

9-25 – 9-50

10-00 -10-30


 

Технологические карты можно применять и в других видах продуктивной деятельности детей с нарушением слуха. Например: в лепке (Приложение 12). 

В условиях, когда ребенок  реально действует с объектами, значения соответствующих слов усваиваются  прочнее. Понятия о форме,  цвете,  величине, пространственных отношениях получают здесь чувственную опору. Помимо этого, дети овладевают  терминологическим   словарем,   связанным   со   спецификой данной деятельности,   а   также словами   и   выражениями,   необходимыми для  руководства  восприятием   («лепи», «скатай»  и т. д.).

Технологические карты  можно применять  с усложнением на занятиях по рисованию.

Например:  двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию.

 В ходе занятия  дети обращаются друг к другу с просьбами, замечаниями, вступают в диалог по поводу изготавливаемых коллективных работ  создаются условия для формирования их речевого общения

Применение технологических карт в продуктивных видах деятельности дают возможность детям усвоить слова и выражения, связанные со спецификой данной деятельности, а также способствуют развитию  речевого  общения.

 Таким образом, мы при организации коррекционной работы мы учли принципы коммуникационной система обучения языку, разработанные С.Я. Зыковым: рассматривали развитие речи как функцию общения, вызвали потребность в общении, четко прослеживалась связь между практической деятельностью и речью, создали речевую среду (выступали организатором речевой среды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха.

Так как коммуникативно-деятельностный подход  в развитии речи детей с нарушениями слуха в СДОУ реализуется в предметно-практической деятельности,  мы сочли важным разработать и использовать в коррекционной работе по развитию речи коммуникативные тренинги, как этап подготовки к сюжетно-ролевой игре  и применять технологические карты в различных видах продуктивной  деятельности детей.

Чтобы проверить правильность выдвинутой нами  гипотезы был проведен контрольный эксперимент.

Цель -  выяснение эффективности использования в коррекционной работе по развитию речи коммуникативных тренингов, как этапа подготовки к сюжетно-ролевой игре  и  применения технологических карт  в различных видах продуктивной  деятельности детей с нарушением слуха.

 Исследование проводилось по следующим методикам:

  1. Изучение словарного состава,  грамматического и синтаксического строя речи.
  2. Изучение особенностей  высказывания детей в игре.
  3. Изучение понимания значений слов.

Исследование  проводилось базе «МДОУ детский сад № 60 «Теремок» города Белово комбинированного вида» в группе для слабослышащих детей с 15 октября 10г по  30 октября 2010г во вторую половину дня, по средам, т.е. с учетом учебно-игровой деятельности.

Для исследования нами были взяты  дети старшего дошкольного возраста, которые учувствовали в констатирующем эксперименте.

Задачи  исследования:

    1. Изучить словарный состав,  грамматический и синтаксический строй речи.
    2. Изучить особенности  высказываний детей в игре.
    3. Изучение понимания значений слов.

Сформирована экспериментальная группа  (Таблица 7) детей с нарушением слуха по следующим критериям:

  1. единый возрастной состав
  2. состояние здоровья (не должно быть часто болеющих детей).
  3. длительность посещения ДОУ
  4. Единообразие дефекта развития речи.
  5. Отсутствие сочетаемых дефектов развития речи.

Таблица 7. Экспериментальная группа.

ФИО

Возраст

Состояние

1

Руденко Марина

6 л. 2  м

НСТ 3-4 ст.

2

Перышкин  Даниил

6 л. 3 м

НСТ 3-4 ст.

3

Чучковская  Алина 

6 л.  2 м

НСТ 3-4 ст.

4

Пешков Юра

6 л.  1 м

НСТ 3-4 ст.


 

Из  таблицы мы видим, что дети одного возраста,  дефект поражения одинаков.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха имеет специфические особенности, обусловленные влиянием сложной структуры слухового дефекта, которые могут быть компенсированы при включении в коррекционную работу коммуникативных тренингов по развитию речи детей с нарушением слуха с использованием технологических карт.

 Таким образом, используя в коррекционной работе по развитию речи  коммуникативные тренинги, как этап подготовки к сюжетно-ролевой игре  и  технологические карты  в различных видах продуктивной  деятельности детей, мы подтвердила выдвинутую гипотезу. Мы   практически увидели, как реализуется коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи детей с нарушением слуха в СДОУ, организовали тесную  связь игровой,  изобразительной и конструктивной деятельности с  развитием  речи. 

 

После проведенной коррекционной  работы у детей повысился уровень использования речевых средств общения не только в играх, но и в свободной деятельности. Дети стали с помощью взрослого составлять небольшие рассказы о предмете, отвечают на вопросы  взрослого при рассматривании иллюстраций. Понимают слова, обозначающие предметы посуды, мебели, одежды, части тела и лица и т.д. Слова, обозначающие действия (спит, упал, ест, идет, едет), а также фразы из двух слов. В самостоятельной речи у детей имеются отдельные фразы из 2-х слов (мяу упала; баба, дай и т.д.); отдельные полные слова,   отдельные звукоподражания. Повысился уровень речевого общения детей. Дети стали чаще пользоваться речевыми средствами общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Необходимо контролировать со стороны взрослого речевую деятельность. Невербальные средства общения продолжают присутствовать  у детей.

 

Заключение.

В специальном дошкольном образовательном учреждении  для детей с нарушением слуха ведется целенаправленная работа по речевому общению. Успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании разговорной речи.

Работая над темой  «Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения» можно сделать следующие выводы:

  1. использование при включении в коррекционную работу по развитию речи коммуникативных тренингов, как этапа подготовки к сюжетно-ролевой игре и использование технологических карт в различных видах продуктивной деятельности детей, позволяет развивать не только речевое общение, но и речевую активность в предметно-практической деятельности детей с недостатками слуха, что доказывает высказанную в начале работы гипотезу теоретически и статистически.
  2. Речевое общение детей с нарушениями слуха представляет собой сложный многообразный процесс.
  3. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

Проведенная коррекционная работа в экспериментальной группе показала, что:

    • отдельные элементы речевого общения в целом заметно выросли.
    • наиболее интенсивно происходит развитие самостоятельности употребления устного слова.

Таким образом,  мы можем утверждать, что развитие речи ребенка с нарушением слуха протекает  в предметно-практической деятельности, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.
  4. Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2001.- 304 с.
  5. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой.— М.: Просвещение, 1993.— 224 с
  6. Дефектология. Словарь-справочник [Текст] / Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
  7. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении   – Ростов н\Д: Феникс,  2004.– 288с.
  8. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. -160с.  
  9. Зайцева Г.Л. Дактилология, Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
  10. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку [Текст]: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С.А. Зыков. – М.: Просвещение, 1977.
  11. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников/ Ж-л Дефектология 3, 2001.
  12. Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей [Текст] / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: Академия, 2002.
  13. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006
  14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии – М., 2001
  15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.:     Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1991г.
  16. Носкова Л.П.,. Развитие речи детей с нарушениями слуха- М., 1993.
  17. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха:  учеб. для студ. высш. учеб. Заведений /Л.П. Носкова, Л.А.   Головчиц. - Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. – 344 с.
  18. Пелымская Т.В. Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2003. -224 с.
  19. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста М., 1991.
  20. Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991.
  21. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. — 128 с.
  22. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.
  23. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под редакцией Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. 

Информация о работе Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного о