Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа
Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка
Введение………………………………………………………………………….3
1 глава. Речевое развитие детей дошкольного возраста и его особенности у детей с нарушением слуха…………………………………………………….7-26
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста……………………………7
1.2 Влияние нарушения слуха на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. ..………………………………………………………………………..13
1.3 Экспериментальное исследование уровня речевого развития старшего дошкольного возраста детей с нарушениями слуха…………………………..21
2 глава. Организация работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха в условиях СДОУ……………………………………..27-46
2.1 Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в условиях СДОУ……………………………………………………………………………..27
2.2 Сущность коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………………..35
2.3 Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………………….44
2.4 Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха……………………………………51
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56
Технологические карты разработаны с учетом тематического плана по аппликации в детском саду. (Приложение 10). Работа проводилась согласно сетке учебно-игровой деятельности: по пятницам, в первую половину дня. (Таблица 6). Составлены технологические карты (Приложение 11).
Организуя продуктивную деятельность детей, с использованием технологических карт, мы учитывали следующие правила:
Таблица 6. Сетка учебно-игровой деятельности.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ВРЕМЯ | |
понедельник |
1 год обучения 2. Лепка 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 3. ФИЗО |
9-00 – 9-15
9-25 – 9-40 9-45 – 10-05 10-15 – 10-40 11-20 - 11-45 (улица) |
вторник |
1. Ознакомление с окружающим 2 год обучения 3 год обучения 2. ФИЗО
|
9-00 - 9-25 9-30 – 10-00 15-30 – 16-00 16-05 – 16-35 |
Среда |
1 год обучения 2-3 год обучения 2. Рисование 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения . Сюжетно- ролевая игра |
8-50 – 9-05 9-10 – 9-35
9-45 – 10-00 10-05 – 10-25 10-30 – 10-55 16-05 – 16-35 |
четверг |
1.ФИЗО 2. Ознакомление с окружающим 2 год обучения 3 год обучения 3. Музыкальное занятие |
9-00 – 9-30 (зал)
9-40 – 10-00 10-05 – 10-30 16-20 – 17-00 |
Пятница |
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения |
9-00 – 9-15 9-25 – 9-50 10-00 -10-30 |
Технологические карты можно применять и в других видах продуктивной деятельности детей с нарушением слуха. Например: в лепке (Приложение 12).
В условиях, когда ребенок реально действует с объектами, значения соответствующих слов усваиваются прочнее. Понятия о форме, цвете, величине, пространственных отношениях получают здесь чувственную опору. Помимо этого, дети овладевают терминологическим словарем, связанным со спецификой данной деятельности, а также словами и выражениями, необходимыми для руководства восприятием («лепи», «скатай» и т. д.).
Технологические карты можно применять с усложнением на занятиях по рисованию.
Например: двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию.
В ходе занятия дети обращаются друг к другу с просьбами, замечаниями, вступают в диалог по поводу изготавливаемых коллективных работ создаются условия для формирования их речевого общения
Применение технологических карт в продуктивных видах деятельности дают возможность детям усвоить слова и выражения, связанные со спецификой данной деятельности, а также способствуют развитию речевого общения.
Таким образом, мы при организации коррекционной работы мы учли принципы коммуникационной система обучения языку, разработанные С.Я. Зыковым: рассматривали развитие речи как функцию общения, вызвали потребность в общении, четко прослеживалась связь между практической деятельностью и речью, создали речевую среду (выступали организатором речевой среды).
2.4. Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха.
Так как коммуникативно-
Чтобы проверить правильность выдвинутой нами гипотезы был проведен контрольный эксперимент.
Цель - выяснение эффективности использования в коррекционной работе по развитию речи коммуникативных тренингов, как этапа подготовки к сюжетно-ролевой игре и применения технологических карт в различных видах продуктивной деятельности детей с нарушением слуха.
Исследование проводилось по следующим методикам:
Исследование проводилось базе «МДОУ детский сад № 60 «Теремок» города Белово комбинированного вида» в группе для слабослышащих детей с 15 октября 10г по 30 октября 2010г во вторую половину дня, по средам, т.е. с учетом учебно-игровой деятельности.
Для исследования нами были взяты дети старшего дошкольного возраста, которые учувствовали в констатирующем эксперименте.
Задачи исследования:
Сформирована экспериментальная группа (Таблица 7) детей с нарушением слуха по следующим критериям:
Таблица 7. Экспериментальная группа.
№ |
ФИО |
Возраст |
Состояние |
1 |
Руденко Марина |
6 л. 2 м |
НСТ 3-4 ст. |
2 |
Перышкин Даниил |
6 л. 3 м |
НСТ 3-4 ст. |
3 |
Чучковская Алина |
6 л. 2 м |
НСТ 3-4 ст. |
4 |
Пешков Юра |
6 л. 1 м |
НСТ 3-4 ст. |
Из таблицы мы видим, что дети одного возраста, дефект поражения одинаков.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха имеет специфические особенности, обусловленные влиянием сложной структуры слухового дефекта, которые могут быть компенсированы при включении в коррекционную работу коммуникативных тренингов по развитию речи детей с нарушением слуха с использованием технологических карт.
Таким образом, используя в коррекционной работе по развитию речи коммуникативные тренинги, как этап подготовки к сюжетно-ролевой игре и технологические карты в различных видах продуктивной деятельности детей, мы подтвердила выдвинутую гипотезу. Мы практически увидели, как реализуется коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи детей с нарушением слуха в СДОУ, организовали тесную связь игровой, изобразительной и конструктивной деятельности с развитием речи.
После проведенной коррекционной работы у детей повысился уровень использования речевых средств общения не только в играх, но и в свободной деятельности. Дети стали с помощью взрослого составлять небольшие рассказы о предмете, отвечают на вопросы взрослого при рассматривании иллюстраций. Понимают слова, обозначающие предметы посуды, мебели, одежды, части тела и лица и т.д. Слова, обозначающие действия (спит, упал, ест, идет, едет), а также фразы из двух слов. В самостоятельной речи у детей имеются отдельные фразы из 2-х слов (мяу упала; баба, дай и т.д.); отдельные полные слова, отдельные звукоподражания. Повысился уровень речевого общения детей. Дети стали чаще пользоваться речевыми средствами общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Необходимо контролировать со стороны взрослого речевую деятельность. Невербальные средства общения продолжают присутствовать у детей.
Заключение.
В специальном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха ведется целенаправленная работа по речевому общению. Успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании разговорной речи.
Работая над темой «Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения» можно сделать следующие выводы:
Проведенная коррекционная работа в экспериментальной группе показала, что:
Таким образом, мы можем утверждать, что развитие речи ребенка с нарушением слуха протекает в предметно-практической деятельности, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей.
Список литературы: