Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:42, творческая работа
Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
«Реализация технологии портфолио через проведение системы учебных занятий по учебной дисциплине с последующим самоанализом»
выполнена обучающимся Петровым Сергеем Викторовичем
группы профессиональной
переподготовки
по программе «Профессиональное обучение»
Руководитель: Белогурова Л.И., преподаватель педагогики
(должность,
Ф.И.О.)
г. Черняховск, 2013г.
Исходные данные:
Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее
развитие парадигмы практико-
Одним из таких методов оценивания является портфолио.
Актуальность:
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Новые требования к качеству образования, характеризующие успехи каждого школьника, позволяют использовать дополнительные показатели для оценки достижений учащихся. Я считаю, что эффективным способом оценки достижений учащихся является портфолио. Оно позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения учащихся в определенный период обучения, повышает ответственность ученика по отношению к учению, самостоятельность в организации процесса и качества результатов. Ученик сам оценивает, как работал, какие он может выстроить перспективы в своем образовании. Такая форма взаимоконтроля влияет на повышение качества учения.
Преимущество портфолио
1. В отличие от традиционного
подхода, который разделяет
2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
3. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Цель исследования: создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Задачи исследования:
– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Анализ имеющихся ресурсов:
Портфолио учащихся образовательного
учреждения.
Этапы реализации:
Поскольку предмет Основы безопасности жизнедеятельности по учебному плану ведется в 8-11 классах, то и реализация проекта пополнения портфолио рассчитана на обучающихся этих классов.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог.
1. Предпроектный этап:
Сроки реализации |
Структура этапов |
Взаимодействие |
11.01 – 29.01.13 г |
1. Подготовка рабочих материалов. 2. Собеседования с классными руководителями. 3. Составление плана работы по программе. 4. Оформление папок портфолио. |
Классный руководитель, педагог-психолог |
2. Этап реализации проекта:
| |||||
01.02.- 28.02.13 г |
1. Проводится работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. 2. Диагностика возможностей: – анализ результатов успеваемости по предмету; – изучение мотивации учащихся при знакомстве с новой учебной дисциплиной. 3. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, военно-спортивные игры, школьные олимпиады по предмету. 4. Сбор официальных документов и творческих материалов, подтверждающих уровень достижений ребенка в различных мероприятиях по предмету ОБЖ. |
Учитель ОБЖ, педагог-психолог, учителя-предметники. |
3.Рефлексивный этап:
Сроки реализации |
Структура этапов |
Взаимодействие |
01.03 – 15.03.13г |
1.Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио обучающего по предмету. |
Учитель ОБЖ, классный руководитель, учителя-предметники |
4. Послепроектный этап
Сроки реализации |
Структура этапов |
Взаимодействие |
16.03. -01.04.13 г |
Предложение проведения урочных и внеурочных мероприятий по учебному предмету для пополнения портфолио |
Учащиеся, учитель ОБЖ, |
Планируемые результаты:
1. Сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности.
2. На основе полученной информации, принимать правильное самостоятельное решение.
3. Систематизировать,
4. Повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности по предмету.
Структура портфолио обучающего образовательного учреждения
Портфолио достижений ученика - документ единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами.
Портфолио оформляется при поступлении ученика в школу и ведется до момента окончания обучения.
Портфолио ученика включает в себя основные разделы:
Раздел 1. Общая характеристика ученика.
Раздел 2. Академическая успешность (портфолио достижений).
Раздел 3. Познавательная творческая активность (портфолио работ).
Раздел 4. Социальная активность ученика.
Раздел 5. Отзывы и рекомендации.
Раздел 1. «Общая характеристика обучающегося».
Цель раздела - дать общую информацию об ученике, сфере его интересов, развитости рефлексивных умений.
Показатели данного раздела формируют умение поставить цель, спрогнозировать ожидаемый результат, составить план действий,- умение оценить свои сильные стороны, определить свое место в системе жизненных ценностей:
• информационный лист позволяет составить общее представление об ученике; специализация класса в среднем звене, перечень курсов по выбору говорят о том, каковы образовательные запросы ученика; перечень кружков, секций, дополнительных увлечений определяют сферу и круг его интересов, могут предопределить его образовательные достижения;
• резюме рассматривает
• самоотчет включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов;
• описание жизненных планов рассматривается
как важнейший документ,
формирующий целеполагание и планирование
учеником собственной
деятельности.
Раздел 2 «Академическая успешность».
Цель раздела - оценка академической успеваемости ученика, выявление уровня сформированности его информационных умений и навыков.
Показатели данного раздела представляют интерес, с одной стороны, как результат усвоения обучающимися государственного образовательного стандарта, с другой стороны, как возможность сравнить результат обучения и результат уровня сформированности ключевых компетенций по общеобразовательным предметам:
• итоги успеваемости по учебным годам;
• результаты итоговой аттестации по новой форме по обязательным предметам (алгебра, русский язык) и предметам по выбору;
• перечень курсов по выбору и результат их прохождения;
• результаты тестирования;
Раздел «Академическая успешность» - раздел сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений включает все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: итоговые ведомости успеваемости за учебный год; копия аттестата об основном общем образовании; документы, подтверждающие результаты итоговой аттестации по новой форме; свидетельства о прохождении курсов по выбору в школе и вне школы, о результатах тестирования и т.д.
Раздел 3 «Познавательная творческая акт
Цель раздела - определить сферу интересов ученика, уровень его творческой активности, виды выполняемых им творческих работ и формы его творческой" активности. Показатели данного раздела:
• участие в предметных олимпиадах различного уровня и результаты;
• участие в творческих интеллектуальных конкурсах, конференциях, смотрах, соревнованиях и т.д.;
• перечень творческих работ, формы и результаты их представления;
• достижения в системе дополнительного образования.
Этот раздел содержит: свидетельства и дипломы, подтверждающие участие в предметных олимпиадах различного уровня и результаты; сертификаты, грамоты и дипломы за победы и участие в творческих интеллектуальных конкурсах, конференциях, смотрах, соревнованиях; документы, подтверждающие деятельность ученика в учреждениях дополнительного образования; виды творческих работ: реферативные, проектные, исследовательские работы, сочинения, эссе, заметки, рисунки и т.д. (указывается тема работы, дается краткое ее описание, форма и результаты представления. Возможны приложения в виде тек"ста работ, иллюстраций, стихов и музыкальных произведений собственного сочинения, фотографий моделей, макетов, рисунков).
Раздел 4 «Социальная активность».
Цель раздела - определить уровень социальной активности и культуры ученика, его интерес к социально-значимой деятельности, проявления учеником социальных инициатив.
Показатели данного раздела:
• уровень общественно значимой деятельности;
• прохождение социальных практик.
В данный раздел вносится информация о том, в каких мероприятиях социальной направленности ученик принимал участие, фиксируются дата, уровень проведения мероприятия и выполняемая школьником функция (слушатель, участник, организатор). Раздел содержит грамоты, дипломы участников, отзывы и другие документы, подтверждающие участие и результат.