Реализация технологии портфолио через проведение системы учебных занятий по учебной дисциплине с последующим самоанализом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:42, творческая работа

Описание работы

Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания.

Файлы: 1 файл

Проектное задание.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

 

«Реализация технологии портфолио через проведение системы учебных занятий по  учебной дисциплине  с последующим самоанализом»

 

 

 

выполнена обучающимся Петровым Сергеем Викторовичем

 

 

группы профессиональной  переподготовки                                   

 

 

по программе «Профессиональное обучение»

       

 

 

 

 

Руководитель:  Белогурова Л.И., преподаватель педагогики

                         (должность, Ф.И.О.)                                                                                                     (подпись, дата)

 

 

г. Черняховск, 2013г.

 

 

 

 

Исходные данные:

 

Проблема профильного  обучения является одной из важнейших  задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания.

Одним  из таких методов  оценивания является портфолио.

 

Актуальность:

       Портфолио  – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Новые требования к качеству образования, характеризующие успехи каждого школьника, позволяют использовать дополнительные показатели для оценки достижений учащихся. Я считаю, что эффективным способом оценки достижений учащихся является портфолио. Оно позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения учащихся в определенный период обучения, повышает ответственность ученика по отношению к учению, самостоятельность в организации процесса и качества результатов. Ученик сам оценивает, как работал, какие он может выстроить перспективы в своем образовании. Такая форма взаимоконтроля влияет на повышение качества учения.

 

Преимущество  портфолио

 

1. В отличие от традиционного  подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

2. Позволяет объединить  количественную и качественную  оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

3. Поощряется не только  оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

          5. Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

 

Цель исследования: создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.

Задачи исследования:

 

– изучить возможности  учащихся: способность к общению  и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;

– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков  самостоятельного и осознанного принятия решения;

 – поддерживать высокую  учебную мотивацию школьников;

– поощрять их активность и  самостоятельность,

– расширять возможности  обучения и самообучения;

–  развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

 

Анализ имеющихся  ресурсов:

 

Портфолио учащихся образовательного учреждения.                                                                          В нашей школе и муниципалитете   среди учащихся  всех классов проводятся конкурсы   «Лучшее портфолио»  и  «Ученик года».  Портфолио,  на мой взгляд, как нельзя лучше представляет результативность участия ученика в жизни класса, школы, муниципалитета. 

 

Этапы реализации:

 

Поскольку предмет Основы безопасности жизнедеятельности по учебному плану ведется в 8-11 классах, то и реализация проекта пополнения портфолио рассчитана на обучающихся этих классов.

      Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.

К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог.

 

1. Предпроектный этап:

Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие

11.01 – 29.01.13 г

1. Подготовка рабочих  материалов.

2. Собеседования с классными  руководителями.

3. Составление плана работы  по программе.

4. Оформление папок портфолио.

 

Классный руководитель,

педагог-психолог





2. Этап  реализации  проекта:

Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие


01.02.- 28.02.13 г

1. Проводится работа по  развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

2.  Диагностика возможностей:

– анализ результатов успеваемости по предмету;

– изучение мотивации учащихся при  знакомстве с новой учебной дисциплиной.

3. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, военно-спортивные игры, школьные олимпиады по предмету.

4. Сбор официальных документов и творческих материалов, подтверждающих уровень достижений ребенка в различных  мероприятиях по предмету ОБЖ.

Учитель ОБЖ,

педагог-психолог,

учителя-предметники.




 

 

3.Рефлексивный  этап:

 

Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие

01.03 – 15.03.13г

1.Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио обучающего по предмету.

Учитель ОБЖ, классный руководитель, учителя-предметники


 

4. Послепроектный  этап

 

Сроки реализации

Структура этапов

Взаимодействие

16.03. -01.04.13 г

Предложение  проведения урочных и внеурочных мероприятий  по учебному предмету для пополнения  портфолио

Учащиеся, учитель ОБЖ,


Планируемые результаты:

1. Сформировать у учащихся  навыки и умения анализировать  собственные интересы, склонности.

2. На основе полученной  информации, принимать правильное  самостоятельное решение. 

3. Систематизировать, анализировать  собранный материал по учебной  дисциплине ОБЖ.

4. Повысить учебную мотивацию  и мотивацию успеха учебной  деятельности по предмету.

 

 Структура портфолио обучающего образовательного учреждения  

 

 

    Портфолио достижений ученика - документ единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами.

      Портфолио оформляется при поступлении ученика в школу и ведется до момента окончания обучения. 

    Портфолио ученика включает в себя основные разделы:

 

Раздел 1. Общая характеристика ученика.

Раздел 2. Академическая успешность (портфолио достижений).

Раздел 3. Познавательная творческая активность (портфолио работ).

Раздел 4. Социальная активность ученика.

Раздел 5. Отзывы и рекомендации.

  Раздел 1. «Общая характеристика обучающегося».

Цель раздела - дать общую информацию об ученике, сфере его интересов, развитости рефлексивных умений.

Показатели данного раздела формируют умение поставить цель, спрогнозировать ожидаемый результат, составить план действий,- умение оценить свои сильные стороны, определить свое место в системе жизненных ценностей:

•         информационный лист позволяет составить общее представление об ученике; специализация класса в среднем звене, перечень курсов по выбору говорят о том, каковы образовательные запросы ученика; перечень кружков, секций, дополнительных увлечений определяют сферу и круг его интересов, могут предопределить его образовательные достижения;

•         резюме рассматривается как самопрезентация, выполняется по установленной форме, в соответствии с принятыми к данному документу требованиями;

•         самоотчет включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов;

•    описание жизненных планов рассматривается как важнейший документ, 
формирующий целеполагание и планирование учеником собственной 
деятельности.

Раздел 2 «Академическая успешность».

Цель раздела - оценка академической успеваемости ученика, выявление уровня сформированности его информационных умений и навыков.

Показатели данного раздела представляют интерес, с одной стороны, как результат усвоения обучающимися государственного образовательного стандарта, с другой стороны, как возможность сравнить результат обучения и результат уровня сформированности ключевых компетенций по общеобразовательным предметам:

•         итоги успеваемости по учебным годам;

•         результаты итоговой аттестации по новой форме по обязательным предметам (алгебра, русский язык) и предметам по выбору;

•         перечень курсов по выбору и результат их прохождения;

•         результаты тестирования;

Раздел  «Академическая успешность» - раздел сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений включает все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: итоговые ведомости успеваемости за учебный год; копия аттестата об основном общем образовании; документы, подтверждающие результаты итоговой аттестации по новой форме; свидетельства о прохождении курсов по выбору в школе и вне школы, о результатах тестирования и т.д. 

Раздел 3 «Познавательная творческая активность».

Цель раздела - определить сферу интересов ученика, уровень его творческой активности, виды выполняемых им творческих работ и формы его творческой" активности. Показатели данного раздела:

•         участие в предметных олимпиадах различного уровня и результаты;

•         участие в творческих интеллектуальных конкурсах, конференциях, смотрах, соревнованиях и т.д.;

•         перечень творческих работ, формы и результаты их представления;

•         достижения в системе дополнительного образования.

Этот раздел содержит: свидетельства и дипломы, подтверждающие участие в предметных олимпиадах различного уровня и результаты; сертификаты, грамоты и дипломы  за победы и участие в творческих интеллектуальных конкурсах, конференциях, смотрах, соревнованиях; документы, подтверждающие деятельность ученика в учреждениях дополнительного образования; виды творческих работ: реферативные, проектные, исследовательские работы, сочинения, эссе, заметки, рисунки и т.д. (указывается тема работы, дается краткое ее описание, форма и результаты представления. Возможны приложения в виде тек"ста работ, иллюстраций, стихов и музыкальных произведений собственного сочинения, фотографий моделей, макетов, рисунков).  

Раздел 4 «Социальная активность».

Цель раздела - определить уровень социальной активности и культуры ученика, его интерес к социально-значимой деятельности, проявления учеником социальных инициатив.

Показатели данного раздела:

•         уровень общественно значимой деятельности;

•         прохождение социальных практик.

В данный раздел вносится информация о том, в  каких мероприятиях социальной направленности ученик принимал участие, фиксируются дата, уровень проведения мероприятия и выполняемая школьником функция (слушатель, участник, организатор). Раздел содержит грамоты, дипломы участников, отзывы и другие документы, подтверждающие участие и результат.

Информация о работе Реализация технологии портфолио через проведение системы учебных занятий по учебной дисциплине с последующим самоанализом