Роль деятельности в развитии сенсорных способностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.
Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Содержание работы

1. Роль деятельности в развитии сенсорных способностей детей…………3
2. Сенсорное воспитание в группах раннего возраста……………………..5
3. Сенсорное воспитание в конструктивной деятельности детей…………7
4. Сенсорное воспитание в изобразительной деятельности детей………..9
5. Дидактическая игра – одно из средств сенсорного развития детей…..10
6. Практическая часть………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

педаг.2013.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

План

 

  1. Роль деятельности в развитии сенсорных способностей детей…………3
  2. Сенсорное воспитание в группах раннего возраста……………………..5
  3. Сенсорное воспитание в конструктивной деятельности детей…………7
  4. Сенсорное воспитание в изобразительной деятельности детей………..9
  5. Дидактическая игра – одно из средств сенсорного развития детей…..10
  6. Практическая часть………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

   Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

   С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

   Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

   Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

   Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

 

 

 

 

 

 

1.Роль деятельности в развитии сенсорных способностей детей.

    Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего  мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

   В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Значение  сенсорного развития ребенка для  его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Большое значение в сенсорном воспитании имеет  формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных  эталонов — длительный и сложный  процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

 Ознакомление в воспитании сенсорной культуры со свойствами восприятия формы, величины и цвета составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности . Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием  стоят свои задачи,   формируется   определенное   звено   сенсорной    культуры.

 

 

 

 

 

 

 

2. Сенсорное воспитание  в группах раннего возраста.

 

 Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   В истории дошкольного воспитания, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Нас тоже заинтересовала эта деятельность, и мы решили применять ее в своей работе с детьми раннего дошкольного возраста.

   Детей этого возраста следует учить, самостоятельно играть в разные игры (дидактические, сюжетные, подвижные). Для этого используются занятия, которые являются частью общей программы сенсорного воспитания, построенной на основе современных дидактических принципов.

   В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении. Таким образом, происходит не только традиционное ознакомление малышей с цветом, формой, величиной предметов, но и осуществляется совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д.

   Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности, что обеспечивает углубление и конкуренцию педагогической работы и позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значения в решении важных жизненных задач.

   Третьим принципом теории сенсорного воспитания предполагается сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов и явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

   Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются эталоном образования любого предмета. Таким образом, ребенок должен уметь соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.

   Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети начинают быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах и движениях, они показывают предмет, приносят его по просьбе взрослого. Следовательно, от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям: необходимо уже правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Постепенно у детей развиваются восприятие, речь, накапливаются знания об окружающем.

   Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Также важно, чтобы намеченные задачи были освоены всеми детьми из группы. Опыт показывает, что высокий результат усвоения знаний не может быть достигнут на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на внешнее воздействие, а другим для этого требуется более длительный срок.

   Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточится только на чем-то одном.

   Выполнение указанных в программе сенсорного воспитания задач может быть обеспечено при условии продуманного планирования всей воспитательной работы с детьми, в том числе и занятий. При составлении плана следует соблюдать необходимую повторность программного содержания. Это способствует своевременному усвоению детьми требуемых программой знаний и умений, дает возможность воспитателю постепенно переводить детей от овладения простыми сведениями и умениями к усвоению более сложных.

   Кроме того, анализ практического воспитания детей раннего дошкольного возраста показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой. Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно ими манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал. Способы решения практических задач в данном случае – это применение различных игровых действий с обязательным использованием жестов, слов. 

   Наблюдая за игровой деятельностью детей, нередко замечается, что в свободное от занятий время, без побуждения к деятельности со стороны взрослого, дети повторяют какое-нибудь действие или движение, усвоенное ими ранее на занятии. При этом данное действие может осуществляться неоднократно, с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или снижения интереса. Поэтому  считается, что стремление детей к самостоятельной деятельности, выражающейся в многократных повторениях, следует поощрять, так как ребенок именно таким образом упражняется в умениях, которые он получает от взрослого.

   Также было отмечено, что успехи детей в усвоении получаемой информации напрямую зависят от того, интересно им или нет само содержание занятия. Отсюда следует, что правильно поступают те воспитатели, которые различными способами поддерживают заинтересованность детей, стремятся вызвать у них положительные эмоции.

   Руководство детьми требует от воспитателей, знания особенностей каждого ребенка, понимания его поведения, изучения интересов и особенностей.

 

  Так как в группе все дети разные: общительные или замкнутые, активные или молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные, или наоборот, - спокойные и дисциплинированные. Именно поэтому при планировании воспитательного процесса учитывается работа с детьми, имеющими различные типы характера и уровни развития познавательных и эмоциональных способностей.

  Наблюдения и результаты проведенной работы показывают, что индивидуальный подход к каждому ребенку обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений и всестороннему развитию личности дошкольника.

Информация о работе Роль деятельности в развитии сенсорных способностей детей