Роль комплексного контроля в повышении мотивации к обучению иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – Доказать необходимость комплексного подхода в системе контроля.
Объектом данной работы – процесс формирования мотивации к изуучению иностранному языку.
Предмет исследования – использование комплексного контроля в обучении для повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения английскому языку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……3-5
Теоретическая часть. ГЛАВА 1.
1. Контроль. Понятие о контроле ………………………………….….6-7
1.1 Функции и задачи контроля ………………………………..….......7-10
1.2. Формы контроля ……………………………………………..……11
1.2.1. Устный контроль……………………………………………..….11
1.2.2. Письменный……………………………………………..….…...11-12
1.2.3. Фронтальный………………………………….……….……...... 12-13
1.2.4. Индивидуальный…………………………………...….…….. …13-16
1.2.5. требования к проведению контроля ……...………..………. …16-17
1.3. Виды контроля……………………………………………..……...18-22
2.Мотивация в обучении………………………………………………..23
2.1.Строение мотивации учения……………………………………….23-25
2.2. Изучение мотивации………………………………………………26-27
2.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников………..27-29
2.4. Формирование мотивации на отдельных этапах урока…………..29-31
2.5.Формирование мотивации совместной учебной деятельности..31-34
Глава 2.Практическая часть………………………………………………..33
3.1. Диагностика исходного уровня мотивации (констатирующий
эксперимент)…………………………………………………………………33-38
3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………….39-41
3.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….42-43
Приложение…………………………………………………………………..43-54
Заключение…………………………………………………………………………55
Список литературы……………………………………………………………57-59

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 
  ___________________________________

 
защищена с отметкой____________ 
протокол ИГА №_______от_____________ 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Роль комплексного контроля в повышении мотивации  к обучению иностранному языку

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 
53группы

Блиновой Анастасии  Александровны

специальность 050303

«Иностранный язык»

Руководитель: 
Иванова М.В.

 

 

Санкт-Петербург

2010

Оглавление  

  Введение…………………………………………………………..……3-5

Теоретическая часть. ГЛАВА 1.

1. Контроль. Понятие о контроле ………………………………….….6-7

1.1 Функции и задачи контроля ………………………………..….......7-10

1.2. Формы контроля  ……………………………………………..……11

1.2.1. Устный контроль……………………………………………..….11

1.2.2. Письменный……………………………………………..….…...11-12

1.2.3. Фронтальный………………………………….……….……...... 12-13

1.2.4. Индивидуальный…………………………………...….…….. …13-16

1.2.5. требования  к проведению контроля  ……...………..………. …16-17

1.3. Виды  контроля……………………………………………..……...18-22

2.Мотивация  в обучении………………………………………………..23

2.1.Строение  мотивации учения……………………………………….23-25

2.2. Изучение мотивации………………………………………………26-27

2.3. Возрастные особенности мотивации учения школьников………..27-29

2.4. Формирование мотивации на отдельных этапах урока…………..29-31

2.5.Формирование  мотивации совместной учебной  деятельности..31-34

Глава 2.Практическая часть………………………………………………..33

3.1. Диагностика исходного уровня мотивации (констатирующий

 эксперимент)…………………………………………………………………33-38

3.2.Формирующий эксперимент…………………………………………….39-41

3.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….42-43

Приложение…………………………………………………………………..43-54

Заключение…………………………………………………………………………55

Список литературы……………………………………………………………57-59

 

 

 

 

Введение

  Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась  сфера  приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли  условия  для  рационализации  самого контроля как составной  части  этого  процесса.

Говоря о дисциплине «Иностранный язык» следует заметить, что  основным  компонентом содержания обучения ему  являются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешное становление навыка (а следовательно и умения) невозможно  без того, чтобы учащийся  не  знал,  правильны ли его действия  или  нет. Не  получая  такой  информации извне (главным образом от учителя), он даёт оценку своим  действиям  сам,  что  нередко  закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильные навыки. При формировании речевых навыков и умений оценку действиям учащегося  должен  давать  учитель. Оценка  действий  учащегося  и есть подкрепление. Но осуществить подкрепление  нельзя без наблюдений  за  действиями  учащегося  или  без  ознакомления  с  их результатами. Кроме  того,  для  того  чтобы  оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое, собственно  говоря,  и представляет  собой контроль.

Из сказанного ясно, почему контроль в обучении приобретает  особое значение и требует более  полного теоретического и практического  обоснования.

Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное  понимание  его  функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля ; субъективизм  в  выставлении оценок, отсутствие чётких,  обоснованных  критериев. Так же актуальность темы исследования, на наш взгляд, обусловливается тем, что формирование учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности школьника

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая  задача  педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё  это должно  быть  продумано  учителем при подготовке  к  уроку. Наряду  с этим  следует  продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого  учителя  должна  быть  своя  система  контроля, она  должна включать  разнообразные  средства и приёмы работы, чтобы учащиеся  понимали,  что учитель постоянно контролирует их успехи,  уровень  и  качество  овладения  знаниями.

Цель  данной  работы – Доказать необходимость комплексного подхода в системе контроля.

Объектом данной работы – процесс формирования мотивации к изуучению иностранному языку.

Предмет исследования – использование комплексного контроля в обучении для повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения английскому языку.

В ходе исследования выдвинута гипотеза:

Если учитель будет  систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений , то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета.

Задачами данной работы являются: 
1) Изучение литературы по проблеме контроля знаний учащихся, а так же по вопросам, затрагивающим вопросы мотивации, в частности, мотивации учебной деятельности. 
2) Раскрыть специфику учебной мотивации школьника.

3) Экспериментальным путем доказать, что комплексный контроль в достижении положительных результатов, а так же в повышении мотивации к обучению иностранному языку.

В констатирующей части  данной работы будут использованы методики, определяющие уровень знаний на момент начала эксперимента. Комплексный контроль, как таковой будет задействован на формирующем этапе. И в последнем, контрольном этапе будет проведен итоговый контроль, который покажет разницу уровня мотивации в изучении предмета в период: от начала эксперимента и до конца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Контроль. Понятие о контроле.    

 Вопросы контроля  обученности учащихся получили  значительно меньше освещения  в отечественной методике обучения  по сравнению с другими проблемами. Поэтому и необходимо рассмотреть  эту проблему.   

 Говоря о контроле  чтения, как такового, необходимо  сказать, что его нужно рассматривать  с точки зрения результата  обученности, а не оценки. Для  этого и существуют разнообразные  программы, которые помогают учителям  добиваться поставленных целей  в освоение того или иного вида чтения учениками. На среднем этапе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе предусматривается своя программа, в которой изложено то, что должен уметь ученик по окончанию этого курса:   

 В области обучения  чтению учащимся предоставляется возможность овладеть умениями читать, понимать и осмысливать содержания текстов с разной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию:   

 а) с извлечением  основной информации (ознакомительное  чтение);   

 б) с извлечением полной информации (изучающее чтение);   

 в) с извлечением  нужной (интересующей) информации (просмотровое/              поисковое чтение).    

 Задачи поискового  чтения и учебные действия, подлежащие  формированию. Задачи:   

- определить тему;   

- выбрать главные  факты из текста, опуская второстепенные.    

 Учебные действия:    

- прогнозировать содержание  по заголовку, началу текста;   

- выделить в тексте  смысловые вехи;   

- обходить незнакомые  слова, немешающие выбору интересующей  информации.   

 Показатели понимания  текста:   

 а) Невербальная  реакция на прочитанное.

- эмоционально отреагировать  на информацию (улыбка, смех);

- проиллюстрировать с  помощью рисунка, схемы.   

 б) Вербальная реакция  на прочитанное.

- выделять необходимые факты, отделять основную информацию от второстепенной;

- предвосхищать возможные  события/факты;

- определять свое отношение  к прочитанному;

- раскрывать причинно-следственные  связи между фактами;

- понимать аргументацию;

- определять свою точку  зрения на прочитанное, извлекать необходимую/интересующую информацию .   

 Чтобы контроль  сделать более продуктивным существуют  разные его виды, функции и  задачи, которые будут рассмотрены  ниже более подробно.    

     Перед обновляющейся школой стоит совершенно определенная задача; надо организовать процесс обучения так, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определяющихся внутренним мотивом, в этом и может помочь правильно организованный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Функции и задачи контроля.     

 В учебно-воспитательном  процессе как его органический  компонент выполняет определенные функции, воздействует и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны. Они, являясь компонентом процесса обучения, классифицируются согласно той роли, которую они выполняют в этом процессе в соотнесении с деятельностью учителя и учащихся.   

 Исследование функций  контроля показывает, какие конкретные  педагогические задачи реализуются  в процессе обучения с помощью контроля.   

 Контроль знаний, умений  и навыков выполняет в процессе  обучения следующие функции:   

В проверочной функции реализуется проверка качества поставленных задач, то есть достижение определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний.  

Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим.Из оценочного арсенала в качестве главного инструмента учитель использует в основном отметку – балл.   

 Некоторые ученые (Р.К.Миньяр-Белоручев, А.П.Старков  и другие) выделяют мотивационно-стимулирующую функцию, одной из задач которой является создание положительных мотивов учения, в нашем случае – в овладении иностранным языком.  С позиции оценочной и мотивационно-стимулирующей функций контроль служит способом, прежде всего обнаружения достижений и успехов школьников. В оценке результатов контроля заложен стимул, под воздействием которого формируются познавательные интересы обучаемых, стремление, мотив к познанию и одновременно желание быть личностью, вызывающей к себе уважение.   

Обучающая функция – важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.      

     Корригирующая функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся и, при необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения, если он считает, что те приемы, которые он использовал, недостаточно эффективны для достижения поставленной цели. В дальнейшем учителю нужно убедиться, что коррекция дала положительный эффект. Процесс и результаты контроля очень важны для совершенствования работы учителя.    Корректировочная деятельность должна осуществляться систематически, так как именно систематичность влияет на эффективность корректировочной деятельности.   

 Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции проявляется в способности произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения, обнаружив тем самым успешность или неуспешность учения, и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность.   

 Овладение учащимися  иностранным языком – процесс  постепенного и систематического  формирования иноязычных навыков  и умений, приобретения знания. В  ходе этого процесса изменяется  уровень указанных умений. В этом случае контроль помогает выявить эти проблемы, устранить причину их возникновения и одновременно диагностировать трудности, испытываемые учащимися.

Процедура контроля не должна быть сложной и утомительной для  учащихся. Она должна быть предельно простой и направлена на одну операцию. Только в этом случае результаты контроля будут обладать диагностирующей ценностью. И учитель, и ученик в этом случае получают достаточно четкое определенное представление о том, насколько эффективно работалось именно сегодня, есть ли сдвиг относительно «вчера», какова точка отсчета для «завтра».   

 Так же выделяется обобщающая функция. Эта функция заключается в том, что контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной теме.   

 Управленческая деятельность учителя должна обеспечить процесс овладения языковым материалом и речевыми умениями. Но она реализуется лишь в том случае, когда все звенья в процессе обучения взаимодействуют по оптимальным параметрам.    

Информация о работе Роль комплексного контроля в повышении мотивации к обучению иностранному языку