Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 182.94 Кб (Скачать файл)

СТАДИИ ОБЩЕНИЯ. Следующим узловым моментом любого общения является знание стадий общения.

Первая  стадия - ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия - пространственная ориентировка. Не менее важна ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени выделить на общение) и социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении, каковы могут быть цели общения).

Вторая  стадия - привлечение внимания собеседников. Внимание ребёнка возбуждается простым, интересным и близким к тому, что он переживал или испытывал.

Третья  стадия - поиск совместимости собеседников по объёму общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения.

Здесь учитель должен обладать следующим рядом педагогических умений. Преподаватель должен владеть  приемами, позволяющими поставить разнообразные  коммуникативные задачи, из которых  самые главные – создание условий  психологической безопасности в  общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также  приемами, которые способствуют достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

-умение понять  позицию другого в общении,  проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности  ученика;

-способность истолковывать  и читать его внутреннее состояние  по нюансам поведения, владение  средствами невербального общения  (мимика, жесты);

-умение встать  на точку зрения ученика и  создать атмосферу доверия в  общении с другим человеком;

-владение приемами  риторики;

-использование  организующих воздействий по  сравнению с оценивающими и  особенно дисциплинирующими;

-преобладание демократического  стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись  к отдельным аспектам педагогической  ситуации.

Напряженность прежней  стадии сменяется расслабленностью. На этой фазе путём выжидания и  маневрирования идёт поиск согласия. Это подготовительные стадии.

На четвёртой стадии идёт обмен и оценка фактов, идёт поиск общей, совпадающей точки зрения, обнаружение приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идёт демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.

На пятой стадии возникает проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. У собеседников появляется желание решения. Это в высшей степени творческое взаимодействие, поиск нового взгляда, решения, не существующего ни у одного из собеседников.

На шестой стадии собеседники принимают решение на основе разработок пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результата общения, собеседники выходят из контакта.

Таким образом, зная стадии общения, учитель может прогнозировать результаты взаимодействия.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. В процессе взаимодействия учитель  получает от ребенка обратную связь, и сам дает её. Какими средствами общения он пользуется? Субъект общения  может просто сказать о своей  реакции, о своем впечатлении  или чувстве. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью  слов, называется вербальным. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует человеческую речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Посредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. По этому коммуникативный процесс оказывается не полным, если происходит отвлечение от невербальных его средств.

Довольно часто  в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информацию, наше переживание или впечатление  иногда более ярко, чем слова. В  наибольшей степени это относится  именно к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые  позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования  слов, называются невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигивание могут сообщить очень много информации о состоянии партнера. Невербальные средства общения относятся к «языку тела», который присутствует в любом человеческом общении. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только «язык тела», но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интонации, паузы, повышение и понижение тона, громкость.

Таким образом, чтобы  получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Наблюдая, учитель смотрит на ребенка  и слушает его, отмечая интонацию, выражение лица, жесты. Эти невербальные (молчаливые) особенности поведения  детей очень важны для наблюдателя, который хочет проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений  дает нам возможность построить  процесс общения с ним таким  образом, чтобы оно способствовало его развитию.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ. При  изучении любого объекта проводят его  классификацию. Классифицируют и общение. Вот одна из наиболее принятых схем.

1. По положению  коммуникантов в пространстве  и времени различают общение  контактное и дистантное.

Контактное общение  имеет опору на ситуацию, жестово-мимическое и интонационные сигналы. К видам  дистантного общения относят  все те, где коммуниканты разделены  пространством и временем.

2. По наличию  или отсутствию какого - либо опосредующего  «аппарата» различают общение  непосредственное и опосредованное.

Понятие непосредственного  общения, связанного с контактным, очевидно - это обычный разговор, беседа, доклад и т.д.

К видам опосредованного  общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению, через книгу.

3. С точки зрения  формы существования языка различают  общение устное и письменное.

Текст устный или  письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается  с признаками контактности и непосредственности, а письменное - с признаками дистантности и опосредованности.

4. С точки зрения  переменной ~ постоянной позиции я - говорящего и ты - слушающего различают общение диалогическое и монологическое.

5. С точки зрения  количества участников общение:  межличностное и массовое.

Количественные  отношения «I - I» и «I - несколько» приводят к межличностной коммуникации, отношение «I - много» - к массовой коммуникации. Массовое общение - это  и публичное выступление, лекция, доклад и т.д. Массовая коммуникация требует внимания к правилам, нормам лексического и грамматического  выбора при организации текста как  ясного, доходчивого, логичного, краткого, выразительного, воздействующего.

6.С точки зрения  обстановки общения и взаимоотношений  общающихся различают частное  и официальное.

В отличие от частного, официальное общение ограничено строгими правилами взаимного поведения и отношений коммуникантов как представителей организации, группы, поэтому текст официального общения содержит немало клишированных, стереотипных компонентов.

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБЩЕНИЯ. Педагогическое общение –  это особенное общение, специфика  которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями  субъектов этого общения. Учитель  в процессе педагогического общения  осуществляет свои социально-ролевые  и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и  руководства, в существенной мере зависит  эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития и формирования межличностных отношений  в учебной группе.

Первое экспериментальное  психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена  классификация стилей руководства, которую принято использовать и  в наши дни:

  1. Авторитарный.
  2. Демократический.
  3. Попустительский.

В ходе эксперимента К.Левин создал из десятилетних школьников несколько групп. Ребята в этих группах  занимались одинаковой работой –  изготовлением игрушек. В целях  необходимой чистоты эксперимента группы были совершенно идентичны по возрастному критерию, по физическим и интеллектуальным данным участников, по структуре межличностных отношений. Все группы работали в одних и  тех же условиях, по общей программе, выполняли одно и то же задание. Единственным важным отличием было существенное различие инструкторов в стилях руководства: преподаватели придерживались кто  авторитарного, кто демократического, а кто попустительского стиля. Каждый из них работал с одной группой  шесть недель, а затем осуществлялся  обмен группами. Такая процедура  делала эксперимент чрезвычайно  корректным: группы не только были идентичными  исходно, но и претерпели одинаковое влияние всех преподавателей и всех стилей. Таким образом, фактор группы сводился к нулю, и у исследователя  была отличная возможность последить  именно влияние стиля руководства  на межличностные отношения в  группе, на мотивацию деятельности, на результативность труда.

При авторитарном стиле  характерная общая тенденция  к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель  значительно чаще, чем в других группах, прибегал к тону приказа, делал  резкие замечания. Характерным были также нетактичные замечания  в адрес одних участников и  беспричинные, необоснованные похвалы  других. Авторитарный преподаватель  определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы  выполнения его, жестко решая, кто с  кем будет работать. Задание и  способы его выполнения давались ученикам поэтапно. (Такой подход снижает  мотивацию деятельности, так как  человек точно не знает ее конечных целей.) Авторитарный преподаватель  жестко пресекал всякое проявление инициативы, рассматривая ее недопустимое самоуправство. Кроме того, оказалось, что авторитарный лидер оценивал успехи участников субъективно, адресуя упреки или похвалу исполнителю  как личности.

При демократическом  стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось  активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась  уверенность в себе, и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.

Главная особенность  попустительского стиля руководства  заключалась в том, что педагог  по сути дела самоустранился от ответственности  за происходящее.

По результатам  эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено  меньше всего работы, да и качество оставляло желать лучшего. Важно  было и то, что участники отмечали низкую удовлетворенность работой  в группе, хотя никакой ответственности  за нее не несли, а работа скорее напоминала игру.

При авторитарном стиле  исследователь отметил проявления враждебности во взаимоотношениях участников в сочетании с покорностью  и даже заискиванием перед руководителем.

Наиболее эффективным  оказался демократический стиль. Участники  группы проявляли живой интерес  к работе, позитивную внутреннюю мотивацию  деятельности. Значительно повышалось качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплоченность, чувство  гордости общими успехами, взаимопомощь и дружелюбие во взаимоотношениях –  все это у демократической  группы развилось в очень высокой  степени.

В стиле выделяются две стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы, способы). Г.М.Андреевадает полную характеристику содержательной и формальной сторонам трех стилей. [Таблица 1.]

Таблица 1.

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения.

Запреты без снисхождения, с угрозой.

Четкий язык, неприветливый  тон.

Похвала и порицание субъективны.

Эмоции не принимаются  в расчет.

Позиция лидера - вне группы.

Дела в группе планируются  заранее.

Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.

Мнение руководителя –  решающее.

Демократический стиль

Инструкция в форме  предложений.

Не сухая речь, а товарищеский тон.

Похвала и порицание –  с советами.

Распоряжения и запреты  с дискуссиями.

Позиция лидера - внутри группы.

Мероприятия планируются  не заранее, а в группе.

За реализацию предложений  отвечают все.

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

Тон – конвенциональный.

Отсутствие похвалы, порицаний.

Никакого сотрудничества.

Позиция лидера – незаметно  в стороне от группы.

Дела в группе идут сами собой.

Лидер не дает указаний.

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят  от нового лидера.

Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся