Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 182.94 Кб (Скачать файл)

Более поздние исследования лишь подтвердили результаты эксперимента Левина. Предпочтительность демократического стиля в педагогическом общении  была доказана на разных возрастных группах, начиная от младших школьников и  кончая старшеклассниками.

ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ. Создавая атмосферу взаимодействия с ребенком, необходимо учитывать  возможность разных позиций в  процессе общения. Позиция в общении  определяется общим отношением субъекта общения к своему партнеру и может  проявляться самыми различными способами. Наиболее благоприятную атмосферу  общения создает позиция равноправного  партнера, которая характерна для  личностно-ориентированного образования. Если педагог в общении с ребенком занимает позицию равноправного  партнера, он обеспечивает взаимное доверие  и создает хорошие условия  для обсуждения любой проблемы.

Невозможно абсолютное равенство ребенка и педагога, но возможна равноценность. Поскольку и ребенок, и взрослый педагог равноценны, они могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем личного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения педагог равноценен ребенку, хотя и не равен ему по уровню развития.

Общение, в котором  оба партнера занимают равноправную позицию, называется партнерским.

Во взаимодействии с ребенком учитель не только принимает  от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, но и  дает ему «обратную связь» о собственной  включенности в процессе общения. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление  о собственных успехах или  неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление  о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его  беде, учитель оказывает ребенку  поддержку, в которой нуждается  маленький человек.

Различные внешние  обстоятельства могут повлиять на наше самоощущение. Но ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость и раздражение разбили  взаимодействие педагога с ребенком, разрушили их контакт.

Если у педагога не получается занятие или совместная игра, не стесняйтесь признаться в  этом детям. В общении очень важно  быть естественным, оставаться самим  собой.

Взаимодействие  с детьми предполагает, что педагог  должен корректировать поведение ребенка. Однако имеет смысл делать это  не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью  позитивных сообщений. Можно представить  два основных типа ситуаций, когда  учитель должен корректировать ребенка: 1) когда последствия действий ребенка  не слишком тяжелые или вызваны  его ошибкой; 2) когда последствия  затрагивают других людей и являются результатом сознательного действия ребенка.

В первом случае позитивное сообщение педагога должно заключать  в себе поощрение ребенка действовать  дальше. Второй тип ситуаций требует  пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение ребенка. Позитивное сообщение включает следующие компоненты: 1) описание произведенного действия; 2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия; 3) предложение  альтернативного варианта поведения.

Необходимо, чтобы  в структуру такого сообщения  входили все три звена. Важно  не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант  поведения в этой ситуации.

Позитивное отношение  к личности учащегося и система  приемов поощрения – важная часть  педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным. Критерии и  признаки эффективного и неэффективного поощрения представлены в таблице 2.

Плодотворное педагогическое общение ставит одной из своих  целей задачу повышения уровня межличностных  отношений в реальном коллективе учащихся. По данным исследований, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и взаимные симпатии учащихся, - отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову, а также  ряд качеств, связанных с волевой  сферой личности. Педагог может и  должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных  ценностей учащихся, формируя партнерскую  позицию в общении.

Таблица 2.

Эффективное поощрение

Неэффективное поощрение

1.Осуществляется постоянно.

2.Сопровождается объяснением,  что именно достойно поощрения.

3.Учитель проявляет заинтересованность  в успехах учащегося.

4.Учитель поощряет достижения  определенных результатов.

5.Сообщает учащемуся о  значимости достигнутых результатов.

6.Ориентирует учащегося  на умение организовать работу  с целью достижения хороших  результатов.

7.Учитель дает сравнение  прошлых и настоящих достижений  учащегося.

8.Поощрение для данного  учащегося соразмерно затраченным  этим учащимся усилиям.

9.Связывает достигнутое  с затраченными усилиями, полагая,  что такой успех может быть  достигнут и впредь.

10.Учитель воздействует  на мотивационную сферу личности  учащегося, опираясь на внутренние  стимулы: учащийся с удовольствием  выполняет задание, потому что  оно интересное, или хочет развить  соответствующее умение, т. е.  получает удовлетворение от самого  процесса учения.

11. Обращает внимание учащегося  на то, что повышение успеваемости  зависит от реализации потенциальных  возможностей учащегося.

12. Способствует проявлению  заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.

1.Осуществляется от случая  к случаю.

2. Делается в общих  чертах.

3.Учитель проявляет минимальное  формальное внимание к успехам  учащегося.

4.Учитель отмечает участие  в работе вообще.

5.Дает учащемуся сведения  о его достижениях, не подчеркивая  их значимость.

6. Ориентирует учащегося  на сравнение своих результатов  с результатами других, на соревнование.

7.Достижения учащегося  оцениваются в сравнении с  успехами других.

8.Поощрение независимо  от усилий, затраченных учащимся.

9.Связывает достигнутый  результат только с наличием  способностей или благоприятных  обстоятельств.

10.Учитель опирается на  внешние стимулы: учащийся старается  лучше выполнить задание, чтобы  заслужить похвалу учителя или  победить в соревновании, получить  награду.

11.Обращает внимание учащегося  на то, что его прогресс в  учебе зависит от усилий учителя.

12.Вторгается в процесс  работы, отвлекает от необходимости  постоянной работы.


ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ. Речь - это процесс использования  языка в целях общения людей. Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что  исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нём. Как только люди перестают  использовать тот или иной язык в  речевом общении, он становится мёртвым  языком.

Язык есть средство закрепления и передачи от поколения  к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Общение  посредством слова (речевое общение) сохраняет опыт человечества, потому что язык - это орудие культуры.

Литературный язык - язык учреждений, школы, науки, прессы. В отличие от национального языка, имеющего разновидности, он един для  всех, обслуживает наиболее высокие  формы общественных отношений. Это  язык, обработанный мастерами слова, и учить его надо всю жизнь, потому что чувствительность к слову связана прежде всего с формированием ощущения красоты именно этой формы общенародного языка. Культура речи означает умелое, свободное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка.

Язык - важнейшее  средство общения.

Язык и общение  тесно связаны. Язык усваивается  детьми с поразительной быстротой, особенно после того, как они начинают произносить свои первые слова. К  четырём-пяти годам дети овладевают правилами грамматики родного языка  без специального обучения, то есть в своей речи они верно пользуются многими морфологическими и синтаксическими  правилами. Эти правила включают и словоизменение, и образование  времён, и составление предложений. К школе лексикон ребёнка состоит  в среднем из 14 тысяч слов. Но чтобы  эффективно общаться с окружающими, недостаточно следовать грамматическим правилам и понимать значение слов. Детям необходимо также знать, как  ясно выразить свои намерения и достичь  намеченной цели. Для этого необходимо овладеть прагматическими аспектами  языка: правилами беседы, вежливыми  формами обращения к людям, умением  различать, как можно разговаривать  со сверстниками и как - с взрослыми, то есть овладеть правилами пользования  языком в различных социальных условиях.

Одна из наиболее важных функций языка - использование  его в общении. Эффективное общение  требует не только знания грамматических правил и значений слов, но и умения выразить соответствующую мысль  в соответствующем месте и  соответствующее время, то есть понимания, как этим языком пользоваться. Нет  такой сферы общения, где бы ни требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным  даром, завещанным нам предками.

ГЛАВА II.

§1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЯ  И ДЕТЕЙ.

В зависимости от социальной среды и психологических  особенностей человека отмечаются различия в уровне и формах его общения, полноте и глубине взаимопонимания  с другими людьми. Существует немало причин, затрудняющих общение.

Общению в коллективе могут препятствовать социальные, а  главным образом психологические  барьеры в сознании людей. В первом случае имеется в виду слабость контактов, вызываемая принадлежностью к различным  социальным группам. Во втором случае коммуникация оказывается недостаточно развитой по причине индивидуальных психологических особенностей личности – симпатии или антипатии, открытости или скрытности.

Нарушение взаимопонимания  между воспитателем и ребенком задевает личность последнего, следовательно, преодолеть барьер бывает крайне трудно. Гораздо  легче предупредить его возникновение. Для этого необходимо хорошо ориентироваться  в причинах появления психологического барьера. Л. И. Божович в качестве таких причин назвала следующие:

1. предъявляемое  требование чуждо опыту ребенка,  его взглядам на окружающее, его  отношению к тому, что от него  требуют;

2. столкновение  двух (или нескольких) противоречивых  тенденций, проявляющихся у ребенка;

3. неуспех в учении  или в труде, если они занимают  в жизни ребенка значительное  место;

4. расхождение между  возможностями ребенка и его  притязаниями, когда в случае  высокого уровня притязаний и  невысокой оценки его успехов  у ребенка возникает отрицательная  эмоциональная реакция на учителя,  а саму оценку ребенок рассматривает  как несправедливую.

Психологический или  смысловой барьер в общении –  это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для  партнеров в общении, создающее  препятствие для их взаимопонимания  и взаимодействия.

Психологические барьеры  возникают и в процессе общения  учителя с классом. Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, среди других называет такие  барьеры2:

-«барьер» боязни  класса, характерный для начинающих  учителей: они неплохо владеют  материалом, хорошо подготовились  к уроку, но сама мысль о  непосредственном контакте с  детьми пугает их, сковывает творческую  природу;

-«барьер» отсутствия  контакта: учитель входит в класс  и вместо того, чтобы быстро  и оперативно организовать взаимодействие  с учащимися, начинает действовать  «автономно»;

-«барьер» сужения  функций общения: педагог учитывает  только информационные задачи  общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимооотношенческие функции общения;

-«барьер» негативной  установки на класс, которая  может сформироваться, порой, априорно  на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных  педагогических неудач;

-«барьер» прошлого  негативного опыта общения с  данным классом или учеником;

-«барьер» несовпадения  установок – учитель приходит  с замыслом интересного урока,  а класс равнодушен, в результате  неопытный учитель раздражен;

-«барьер» боязни  педагогических ошибок (опоздать  на урок, не уложиться во времени);

-«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам  общения, деятельности другого  педагога, на которого он ориентируется,  но не осознает, что механический  перенос чужого стиля общения  на свою педагогическую индивидуальность  невозможен.

Процесс преодоления  психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты:

-попытайтесь зафиксировать,  нет ли у вас перечисленных  выше барьеров в общении с  учащимися. Затем проанализируйте  те стороны вашего общения  со школьниками, которые по  вашему мнению больше всего  импонируют им, а также те, которые  вызывают неудовлетворенность;

-в процессе общения  старайтесь уходить от стереотипов,  явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность);

-попытайтесь ответить  на такой вопрос: «Каким видят  меня школьники?» Стремитесь, чтобы  этот анализ был наиболее адекватен  реальному положению дел;

-старайтесь не  выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как  они развиваются; устраняйте нежелательные  элементы, ведущие к образованию  барьеров.

Психологические барьеры  в общении возникают незаметно  и первое время могут не осознаваться учителем. Основной способ предупреждения психологического барьера – развитие самоконтроля собственного стиля взаимоотношений  с учащимися.

§2. КОРРЕКЦИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ.

Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных  качеств личности ребенка, но и на формировании противоположных по отношению  к ним положительных качеств. Коррекция личности требует применения строго индивидуализированных методов  работы, тщательно соотнесенных с  психологическими особенностями ребенка. Эту работу надо основывать на тщательном изучении личности учащегося, диагностике  его сильных и слабых сторон, постоянном анализе полученных результатов.

Чаще всего родителей  и учителей беспокоят такие индивидуальные особенности детей, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность  в себе, страхи и т.д. Для того чтобы  помочь ребенку в решении его  коммуникативных проблем, необходимо понять их причину. К ним относятся:

Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся