Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;
Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Более поздние исследования лишь подтвердили результаты эксперимента Левина. Предпочтительность демократического стиля в педагогическом общении была доказана на разных возрастных группах, начиная от младших школьников и кончая старшеклассниками.
ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ.
Создавая атмосферу взаимодействия
с ребенком, необходимо учитывать
возможность разных позиций в
процессе общения. Позиция в общении
определяется общим отношением субъекта
общения к своему партнеру и может
проявляться самыми различными способами.
Наиболее благоприятную атмосферу
общения создает позиция
Невозможно абсолютное
равенство ребенка и педагога,
но возможна равноценность. Поскол
Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется партнерским.
Во взаимодействии с ребенком учитель не только принимает от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, но и дает ему «обратную связь» о собственной включенности в процессе общения. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его беде, учитель оказывает ребенку поддержку, в которой нуждается маленький человек.
Различные внешние
обстоятельства могут повлиять на наше
самоощущение. Но ни в коем случае не
стоит допускать, чтобы плохое настроение,
усталость и раздражение
Если у педагога не получается занятие или совместная игра, не стесняйтесь признаться в этом детям. В общении очень важно быть естественным, оставаться самим собой.
Взаимодействие
с детьми предполагает, что педагог
должен корректировать поведение ребенка.
Однако имеет смысл делать это
не посредством простого запрета, окрика
или замечания, а с помощью
позитивных сообщений. Можно представить
два основных типа ситуаций, когда
учитель должен корректировать ребенка:
1) когда последствия действий ребенка
не слишком тяжелые или вызваны
его ошибкой; 2) когда последствия
затрагивают других людей и являются
результатом сознательного
В первом случае позитивное сообщение педагога должно заключать в себе поощрение ребенка действовать дальше. Второй тип ситуаций требует пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение ребенка. Позитивное сообщение включает следующие компоненты: 1) описание произведенного действия; 2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия; 3) предложение альтернативного варианта поведения.
Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант поведения в этой ситуации.
Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения – важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным. Критерии и признаки эффективного и неэффективного поощрения представлены в таблице 2.
Плодотворное педагогическое
общение ставит одной из своих
целей задачу повышения уровня межличностных
отношений в реальном коллективе
учащихся. По данным исследований, наиболее
привлекательные качества, определяющие
межличностные отношения и
Таблица 2.
Эффективное поощрение |
Неэффективное поощрение |
1.Осуществляется постоянно. 2.Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения. 3.Учитель проявляет 4.Учитель поощряет достижения определенных результатов. 5.Сообщает учащемуся о
значимости достигнутых 6.Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов. 7.Учитель дает сравнение
прошлых и настоящих 8.Поощрение для данного
учащегося соразмерно 9.Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь. 10.Учитель воздействует
на мотивационную сферу 11. Обращает внимание учащегося
на то, что повышение успеваемости
зависит от реализации 12. Способствует проявлению
заинтересованности в новой |
1.Осуществляется от случая к случаю. 2. Делается в общих чертах. 3.Учитель проявляет 4.Учитель отмечает участие в работе вообще. 5.Дает учащемуся сведения
о его достижениях, не 6. Ориентирует учащегося
на сравнение своих 7.Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других. 8.Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся. 9.Связывает достигнутый
результат только с наличием
способностей или 10.Учитель опирается на
внешние стимулы: учащийся 11.Обращает внимание 12.Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы. |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ. Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.
Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нём. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мёртвым языком.
Язык есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Общение посредством слова (речевое общение) сохраняет опыт человечества, потому что язык - это орудие культуры.
Литературный язык - язык учреждений, школы, науки, прессы. В отличие от национального языка, имеющего разновидности, он един для всех, обслуживает наиболее высокие формы общественных отношений. Это язык, обработанный мастерами слова, и учить его надо всю жизнь, потому что чувствительность к слову связана прежде всего с формированием ощущения красоты именно этой формы общенародного языка. Культура речи означает умелое, свободное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка.
Язык - важнейшее средство общения.
Язык и общение тесно связаны. Язык усваивается детьми с поразительной быстротой, особенно после того, как они начинают произносить свои первые слова. К четырём-пяти годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без специального обучения, то есть в своей речи они верно пользуются многими морфологическими и синтаксическими правилами. Эти правила включают и словоизменение, и образование времён, и составление предложений. К школе лексикон ребёнка состоит в среднем из 14 тысяч слов. Но чтобы эффективно общаться с окружающими, недостаточно следовать грамматическим правилам и понимать значение слов. Детям необходимо также знать, как ясно выразить свои намерения и достичь намеченной цели. Для этого необходимо овладеть прагматическими аспектами языка: правилами беседы, вежливыми формами обращения к людям, умением различать, как можно разговаривать со сверстниками и как - с взрослыми, то есть овладеть правилами пользования языком в различных социальных условиях.
Одна из наиболее важных функций языка - использование его в общении. Эффективное общение требует не только знания грамматических правил и значений слов, но и умения выразить соответствующую мысль в соответствующем месте и соответствующее время, то есть понимания, как этим языком пользоваться. Нет такой сферы общения, где бы ни требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.
ГЛАВА II.
§1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЯ И ДЕТЕЙ.
В зависимости от
социальной среды и психологических
особенностей человека отмечаются различия
в уровне и формах его общения,
полноте и глубине
Общению в коллективе
могут препятствовать социальные, а
главным образом
Нарушение взаимопонимания между воспитателем и ребенком задевает личность последнего, следовательно, преодолеть барьер бывает крайне трудно. Гораздо легче предупредить его возникновение. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в причинах появления психологического барьера. Л. И. Божович в качестве таких причин назвала следующие:
1. предъявляемое
требование чуждо опыту
2. столкновение
двух (или нескольких) противоречивых
тенденций, проявляющихся у
3. неуспех в учении
или в труде, если они
4. расхождение между
возможностями ребенка и его
притязаниями, когда в случае
высокого уровня притязаний и
невысокой оценки его успехов
у ребенка возникает
Психологический или смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.
Психологические барьеры возникают и в процессе общения учителя с классом. Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, среди других называет такие барьеры2:
-«барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывает творческую природу;
-«барьер» отсутствия
контакта: учитель входит в класс
и вместо того, чтобы быстро
и оперативно организовать
-«барьер» сужения
функций общения: педагог
-«барьер» негативной
установки на класс, которая
может сформироваться, порой, априорно
на основе мнений других
-«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;
-«барьер» несовпадения установок – учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате неопытный учитель раздражен;
-«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени);
-«барьер» подражания:
молодой учитель подражает
Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты:
-попытайтесь зафиксировать,
нет ли у вас перечисленных
выше барьеров в общении с
учащимися. Затем
-в процессе общения
старайтесь уходить от
-попытайтесь ответить
на такой вопрос: «Каким видят
меня школьники?» Стремитесь, чтобы
этот анализ был наиболее
-старайтесь не
выяснять отношения с детьми,
а тщательно анализировать,
Психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Основной способ предупреждения психологического барьера – развитие самоконтроля собственного стиля взаимоотношений с учащимися.
§2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ.
Под коррекцией понимается
система психолого-
Чаще всего родителей и учителей беспокоят такие индивидуальные особенности детей, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи и т.д. Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причину. К ним относятся:
Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся