Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 182.94 Кб (Скачать файл)

3 очка и менее.  Ваша коммуникабельность носит  болезненный характер. Вы говорливы,  многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого  отношения. Беретесь судить о  проблемах, в которых совершенно  некомпетентны. Вольно или невольно  вы часто бываете причиной  разного рода конфликтов в  вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны, серьезная  работа не для вас. Людям  – и на работе, и дома, и вообще  повсюду – трудно с вами. Воспитывайте  в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям.

Приложение 4.

ОПРОСНИК  «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ».

ИНСТРУКЦИЯ: внимательно прослушайте и оцените испытуемого по системе +1, 0, -1. Оценку ставьте рядом с номером суждения.

СУЖДЕНИЕ:

  1. Педагог пользуется уважением учеников.
  2. Способен повлиять на учащегося средствами убеждения, речевого воздействия.
  3. Умеет поощрить добрым словом поступки и действия учащихся.
  4. Указывая на просчеты, не унижает ученика.
  5. В предметном общении находит речевые средства, помогающие оказывать эстетическое влияние на учеников.
  6. Умеет поддержать учащегося в трудную минуту.
  7. Отличается высоким уровнем выразительности речи.
  8. Легко организует учащихся на занятия в группе, сплачивает их.
  9. В общении с коллегами деликатен и выдержан.
  10. Легко и с желанием передает жизненный опыт учащимся.
  11. Проявляет интерес к заботам и внутреннему миру молодежи, заинтересован в успехах своих учеников.
  12. Поддерживает и санкционирует в общении традиции учебного заведения.
  13. В отношении с коллегами общителен, инициативен, может дать дельный совет, склонен к повышению ценза социального взаимодействия.
  14. В общении с коллегами проявляет высокий уровень профессиональной речевой культуры.
  15. Склонен к эмпатии – сопереживанию.
  16. Умеет говорить с людьми разного возраста, социального положения.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: просуммируйте оценки по всем 16 суждениям.

10 и более баллов  – безусловно высокая.

0 – 9 баллов –  преимущественно положительная.

0 и менее баллов  – в основном низкая.

Приложение 5.

ТЕСТ: «ХОРОШО  ЛИ ВЫ СЕБЯ КОНТРОЛИРУЕТЕ В ОБЩЕНИИ  С ЛЮДЬМИ».

ИНСТРУКЦИЯ: ответьте на предложенные утверждения, используя  варианты «да», «нет».

УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
  2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях я в общении с разными людьми часто виду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношении с людьми, я стараюсь вести себя в соответствии с их ожиданиями.
  9. Я могу быть дружелюбен с тем, кого не выношу.
  10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных причин.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: начислите себе по 1 баллу за ответ  «нет» на утверждения 1, 5, 7 и «да» - на все остальные. Подсчитайте полученный результат.

0 – 3 балла. У  вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, вы  не считаете нужным изменять  его в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию  в диалоге. Некоторые считают  вас «не очень удобным» в  общении из-за прямолинейности.

4 – 6 баллов. У  вас средний коммуникативный  контроль, вы искренни, но сдержаны  в своих эмоциях, проявлениях.  Следует больше считаться с  поведением тех, с кем контактируете.

7 – 10 баллов. У  вас высокий коммуникативный  контроль, вы легко входите в  любую роль, гибко реагируете  на изменение ситуации и даже  в состоянии предвидеть впечатление,  которое производите на окружающих  вас людей.

Приложение 6.

ТЕСТОВАЯ  КАРТА ОЦЕНКИ СТИЛЯ КОММУНИКАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

ИНСТРУКЦИЯ: оцените  поведение учителя по следующей  шкале. При обсуждении постарайтесь обосновать, какие действия преподавателя  вызвали те или иные оценки.

Доброжелательность Заинтересованность

Поощрение инициативы учащихся

Открытость (свободно выражает свои чувства, нет «маски»)

Активность

Гибкость

Дифференцированность в  общении

3210123

3210123

3210123

3210123

3210123

3210123

3210123

Недоброжелательность

Безразличие

Подавление инициативы

Закрытость (стремится

не выходить за рамки социальной роли)

Пассивность

Жесткость

Отсутствие дифференциации в общении


Приложение 7.

АНКЕТА  «ЧТО Я ЗНАЮ ОБ ОБЩЕНИИ?»

ИНСТРУКЦИЯ: в соответствии с вашим жизненным опытом дайте  ответы на следующие вопросы.

ВОПРОСЫ:

1.Умеете ли вы  общаться?

2.С кем вы общаетесь  чаще всего?

3.С кем вы не  общаетесь?

4.Для чего вы  общаетесь?

5.Что такое «общение»?

6.Считаете ли  вы нужным учиться общаться?

7.Случалось ли, что  все вас не понимали или  понимали неверно?

8.Случалось ли, что  вам было трудно с кем-то  общаться?

9.Кто в этом  виноват?

10.Всегда ли вам  есть, что рассказать хорошему  знакомому?

11.Нужны ли вам  занятия по общению?

Приложение 8.

КРУГОВЫЕ  ДИАГРАММЫ К АНКЕТЕ.

 












Приложение 9.

СОЦИОМЕТРИЯ «С КЕМ БЫ Я ПОШЕЛ В ПОХОД».

ИНСТРУКЦИЯ: найдите  свою фамилию и от нее проведите  стрелочки к тем фамилиям, с  кем бы из людей вы пошли в поход.

Приложение 10.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСАМИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИМИ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ.

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ САМООЦЕНКИ.

  • Игра «Жмурки»;
  • игра «Путанка»;

Игра для группы детей. Выбирается водящий, который  выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в  круг. Не разнимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящий входит в комнату и  пытается распутать ее, не разнимая рук играющих.

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК.

  • Игра «Фантазия».

Дети выступают  в роли того фантастического героя, которого придумали дома. На первом этапе дети придумывают сказку для  своих героев, в которой должны участвовать все. На втором этапе  эта сказка разыгрывается.

  • Упражнения «Сборщики».

ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК.

  • Игра «Паровозик».
  • Игра «Маленький скульптор».

Упражнение выполняется  в парах. Дается задание вылепить из пластилина какую-нибудь фигуру. Через  определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания  дети обмениваются замечаниями.

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК.

  • Упражнение «Кривой дождик».

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди  стоящего. В таком положении они  преодолевают различные препятствия. На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.

  • Упражнение «Удивление».
  • Упражнение «Встреча с другом».
  • Упражнение «Ой, болит живот».
  • Игра «Король Боровик».

Взрослый читает стихотворение, а ребенок действует  согласно тексту:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в  духе:

Короля покусали мухи. (В.Приходько.)

Приложение 11.

РЕКОМЕНДАЦИИ  УЧИТЕЛЮ (по В.А.Кан-Калику).

Рекомендации  по коммуникативной подготовке к  уроку:

  • вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;
  • попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения с данным коллективом, стремитесь положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;
  • вспомните, какой тип общения свойственен вам в данном классе, возможен ли он на этом уроке, вписывается ли в него;
  • попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;
  • соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами урока, попытайтесь добиться их единства.

Рекомендации  по анализу процесса общения:

  • попытайтесь определить причины педагогических ошибок:

а) непонимание психологической  ситуации и настроя партнеров  по общению;

б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы  общения;

в) недостаточная  саморегуляция в общении;

г) подмена задач  общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения  сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной  индивидуальности;

е) механическое копирование  стиля общения коллег;

ж) недостаточное  владение учебным материалом;

з) психологические  барьеры;

  • постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;
  • попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом;
  • продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.

Рекомендации  по взаимоотношениям с коллегами:

  • будьте доброжелательны в отношении к другим членам педагогического коллектива;
  • подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;
  • стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;
  • стремитесь на опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках;
  • ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.

Рекомендации  по анализу собственной речи:

  • в речи не должны присутствовать слова-паразиты;
  • способность точно строить высказывание, не отвлекаясь от главных мыслей;
  • следите за темпом речи, от него зависит эффективность усвоения знаний;
  • обратите особое внимание на интонирование, верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, общий психологический микроклимат урока;
  • исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся