Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;
Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
3 очка и менее.
Ваша коммуникабельность носит
болезненный характер. Вы говорливы,
многословны, вмешиваетесь в
Приложение 4.
ОПРОСНИК «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ».
ИНСТРУКЦИЯ: внимательно прослушайте и оцените испытуемого по системе +1, 0, -1. Оценку ставьте рядом с номером суждения.
СУЖДЕНИЕ:
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: просуммируйте оценки по всем 16 суждениям.
10 и более баллов – безусловно высокая.
0 – 9 баллов – преимущественно положительная.
0 и менее баллов – в основном низкая.
Приложение 5.
ТЕСТ: «ХОРОШО ЛИ ВЫ СЕБЯ КОНТРОЛИРУЕТЕ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ».
ИНСТРУКЦИЯ: ответьте на предложенные утверждения, используя варианты «да», «нет».
УТВЕРЖДЕНИЯ:
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: начислите себе по 1 баллу за ответ «нет» на утверждения 1, 5, 7 и «да» - на все остальные. Подсчитайте полученный результат.
0 – 3 балла. У
вас низкий коммуникативный
4 – 6 баллов. У
вас средний коммуникативный
контроль, вы искренни, но сдержаны
в своих эмоциях, проявлениях.
Следует больше считаться с
поведением тех, с кем
7 – 10 баллов. У
вас высокий коммуникативный
контроль, вы легко входите в
любую роль, гибко реагируете
на изменение ситуации и даже
в состоянии предвидеть
Приложение 6.
ТЕСТОВАЯ КАРТА ОЦЕНКИ СТИЛЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
ИНСТРУКЦИЯ: оцените поведение учителя по следующей шкале. При обсуждении постарайтесь обосновать, какие действия преподавателя вызвали те или иные оценки.
Доброжелательность Поощрение инициативы учащихся Открытость (свободно выражает свои чувства, нет «маски») Активность Гибкость Дифференцированность в общении |
3210123 3210123 3210123 3210123 3210123 3210123 3210123 |
Недоброжелательность Безразличие Подавление инициативы Закрытость (стремится не выходить за рамки социальной роли) Пассивность Жесткость Отсутствие дифференциации в общении |
Приложение 7.
АНКЕТА «ЧТО Я ЗНАЮ ОБ ОБЩЕНИИ?»
ИНСТРУКЦИЯ: в соответствии с вашим жизненным опытом дайте ответы на следующие вопросы.
ВОПРОСЫ:
1.Умеете ли вы общаться?
2.С кем вы общаетесь чаще всего?
3.С кем вы не общаетесь?
4.Для чего вы общаетесь?
5.Что такое «общение»?
6.Считаете ли вы нужным учиться общаться?
7.Случалось ли, что все вас не понимали или понимали неверно?
8.Случалось ли, что вам было трудно с кем-то общаться?
9.Кто в этом виноват?
10.Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?
11.Нужны ли вам занятия по общению?
Приложение 8.
КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ К АНКЕТЕ.
Приложение 9.
СОЦИОМЕТРИЯ «С КЕМ БЫ Я ПОШЕЛ В ПОХОД».
ИНСТРУКЦИЯ: найдите свою фамилию и от нее проведите стрелочки к тем фамилиям, с кем бы из людей вы пошли в поход.
Приложение 10.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСАМИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИМИ ПОЛНОЦЕННОМУ ОБЩЕНИЮ.
РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ САМООЦЕНКИ.
Игра для группы детей. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разнимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящий входит в комнату и пытается распутать ее, не разнимая рук играющих.
ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК.
Дети выступают в роли того фантастического героя, которого придумали дома. На первом этапе дети придумывают сказку для своих героев, в которой должны участвовать все. На втором этапе эта сказка разыгрывается.
ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК.
Упражнение выполняется в парах. Дается задание вылепить из пластилина какую-нибудь фигуру. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.
БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король не в духе:
Короля покусали мухи. (В.Приходько.)
Приложение 11.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ (по В.А.Кан-Калику).
Рекомендации по коммуникативной подготовке к уроку:
Рекомендации по анализу процесса общения:
а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;
б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;
в) недостаточная саморегуляция в общении;
г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;
д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;
е) механическое копирование стиля общения коллег;
ж) недостаточное владение учебным материалом;
з) психологические барьеры;
Рекомендации по взаимоотношениям с коллегами:
Рекомендации по анализу собственной речи:
Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся