Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 182.94 Кб (Скачать файл)

Рекомендации по построению своих взаимоотношений  с трудными школьниками:

  • трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии;
  • он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;
  • необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;
  • нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;
  • необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;
  • следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.

Рекомендации  по общению с неконтактными учащимися:

  • избегайте в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, выявляйте причины их возникновения;
  • ищите пути преодоления ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникают «пустоты»;
  • стремитесь наладить контакт со всеми учащимися.

Рекомендации  по определению психологической  атмосферы в классе:

  • уметь наблюдать за детьми;
  • воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
  • обращайте внимание на все детали поведения ребят, их настроение;
  • будьте пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
  • учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он всегда меняется.

ПРОГРАММА

«ЖИЗНЬ  – ОБЩЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ – ЖИЗНЬ»

Автор: Архипова Анастасия  Владимировна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Ко всем трудностям, которые испытывают дети во всем мире, в нашей стране добавляются еще  и те, которые обусловлены сложившейся  невежественной ситуацией в социальной сфере, где происходит общение и  развитие детей.

Настоящая программа  предназначена для работы учителей начальных классов в области  развития межличностных отношений  в группе младших школьников.

Данная программа  составлена для детей 9 – 11 лет. Этот возраст выбран в силу того, что, во-первых, базовая система знаний у школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, во-вторых, на этом этапе общение  начинает приобретать особую смысловую  ценность. В этом возрасте общение  происходит в трех основных сферах: семья, школа, микросоциум.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание во внеклассной  работе условий для воспитания общенческого взаимодействия с окружающими.

ЗАДАЧИ:

1.Создание гуманной  воспитательной среды.

2.Ознакомление с  правилами культурной жизнедеятельности  и поведения в различных жизненных  ситуациях.

3.Обучение практическим  приемам поведения в различных  жизненных ситуациях на основе  принципов общей культуры.

4.Осуществление  положительной коррекции среды  воспитания в семье, школе,  микросоциуме.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Принцип педагогического  сотрудничества (воспитатель + воспитанники, воспитанники + воспитанник, воспитанник + воспитанник).

ПСИХОЛОГО – ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ  МИНИМУМ:

Обеспечить душевное и эмоциональное благополучие школьников, т.к. оно является необходимым условием успешности любой деятельности, в  том числе и воспитания. Ребенок  с эмоциональными проблемами не способен полноценно общаться.

Для валеологизации воспитательного процесса необходимо предусмотреть оптимальные условия: уютная чистая, аккуратная классная комната; свободное и удобное размещение детей; длительность занятий 30-45 минут. Занятия не должны требовать от детей определенных физических и психических затрат, специальной подготовки.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА:

Созданию взаимообогащающей  деятельности поможет наличие такого арсенала, как научная и методическая литература по научению детей общению, записи релаксирующей музыки, магнитофон.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

1.Методы осмысления  своего социального опыта, мотивации  деятельности и поведения:

- беседы, дискуссии;

- свободные обсуждения  высказываний; аналитические суждения  о привлечении собственного опыта;

- молчание и думанье  о самом себе, о разных проблемах.

2.Методы эмоционального  стимулирования: одобрение, похвала,  поощрение, создание ситуаций  успеха.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

Беседа, час общения, тренинги.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА:

тема занятия

количество часов

Сбор-разговор

Мир в общении

Творческая работа

История моей семьи

Самоанализ поведения

Мои взаимоотношения с  родителями

Анализ ситуаций

Конфликтные ситуации в семье

Дискуссия

Как решать семейные проблемы

Консультация

Права и обязанности учащихся

Беседа

Правила поведения в школе

Анализ ситуаций

Что делать, если…

Ролевые игры

Наедине со школьным конфликтом

Час общения

Я среди людей

Занятие поиска истины

Что такое уважение, взаимопомощь, дружба?

Час общения

Как относиться к  себе и другим людям

Тренинг

Как расположить к себе людей и завоевать их доверие

Сбор-разговор

Мы вместе

1

1

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1


1 Парыгин Б.Д.  Основы социально-психологической  теории. М., Мысль, 1971.

1 Парыгин Б.Д.  Основы социально-психологической  теории.

1 Бодалев А.А.  Восприятие и понимание человека  человеком. М., МГУ, 1982.

1 Андреева Г.М.  Социальная психология М., 1980.

2 Кан-Калик В.А.  учителю о педагогическом общении.  М., 1987.


Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся