Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;
Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №7.
ЦЕЛЬ: выявить у детей уровень знаний об общении.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ:
для проведения исследования была использована
анкета «Что я знаю об общении?» [Приложение
7.] Анкетирование проводилось
РЕЗУЛЬТАТ: в опросе
приняли участие 29 учащихся. На вопросы
предложенной анкеты были даны следующие
ответы, процентное соотношение которых
показано на круговых диаграммах. [Приложение
8.] Методом анкетирования
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ № 8.
ЦЕЛЬ: выявление межличностных связей в коллективе.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована социометрия «С кем бы я пошел в поход».
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методом социометрии выявлены лидеры и аутсайдеры коллектива. Эти знания должны помочь учителю в преодолении межличностных барьеров в группе. [Приложение 9.]
Выводом из этих исследований стало составление программы в помощь обучению младших школьников общению.$
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема общения обширна и многогранна. Несмотря на обилие исследований посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена, его структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих общению таких понятий, как язык, речь.
Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения. В данной исследовательской работе общение определяется как коммуникативный процесс или обмен информацией, как основная деятельность во взаимоотношениях обучающего и обучаемых, без которой процесс обучения и воспитания не будет иметь должных результатов.
Подводя итоги, можно
отметить, что общение играет исключительную
роль в любой деятельности человека,
в становлении личности, в решении
практических и теоретических задач,
возникающих в обществе. Чем полнее
и обобщеннее будет сформировано
умение общаться, тем качественнее
будет осуществление любой
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
ИНСТРУКЦИЯ: учитель читает утверждения, соотносит со своим опытом работы, выставляет по данному утверждению количественную оценку, соответствующую степени реализации параметра опыту работы последующей шкале оценок:
2 - абсолютно верно /сильное согласие /;
1 - да, верно /среднее согласие /;
О - ни да, ни нет/сомнение/;
-1 - в общем, нет/среднее согласие/;
-2 - нет, неверно/сильное несогласие/.
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Я умею выдержать паузу, после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать детям думать, принять решения.
2. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Даю "поле свободы". Свое общение с детьми начинаю с вопроса: "Что скажите?» " Что думаете?", "О чем молчите?".
3. Я умею организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех, смог выполнить работы относительно самостоятельно.
4. Я никогда не
повторяю ответы детей,
5. На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться по своей инициативе, чувствовать себя спокойно и естественно.
6. Я считаюсь
с желанием детей продолжить
тот или иной вид работы, если
дети испытывают состояние
7. Я умею радоваться
ошибкам детей, т.к. эти
8. Я владею активными
методами и формами работы /игровыми,
театрализацией, тренинговыми и
т.д./, т.к. они эффективны для
развития творческого
9. Я владею нестандартными методами укрепления нервно- психического здоровья детей.
10. Я могу снять
раздражение, гнев, агрессию ребёнка,
умею переключить его внимание,
заинтересовать в учебной
11. Я являюсь для
своих детей товарищем,
12. Я стараюсь
познать сильные стороны
13. Я умею насытить
школьную жизнь детей
14. Я учу ребят
анализировать поведение,
15. Я поощряю детей
к интеллигентному, но
16. Я формирую
умение каждого увидеть и
17. Я стараюсь
поддержать симпатии детей
18. В учебно-воспитательном
процессе постоянно возникают
ситуации, где общение детей друг
с другом идёт непосредственно,
19. Мои дети владеют
коллективными приёмами
20. Я не злоупотребляю
оценками и оценочными
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: сложите свои оценки по каждому утверждению, полученную сумму разделите на 20 / количество вопросов / получите число - средне арифметическое. По данному числу определите уровень развития эффективности педагогического общения.
1 уровень 2-1.1
Учитель демократичен. Владеет методикой развивающего обучения. Правильно понимает и учитывает в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Стимулирует развитие коллектива. Учитель и дети испытывают интерес друг к другу. Однако подумайте, не является ли ваше о себе мнение следствием завышенной самооценки.
2 уровень 1-0.1
Учитель овладевает методикой развивающего обучения. По некоторым позициям учебно-воспитательной работы у Вас сильны традиционные подходы. Следует больше предоставлять детям самостоятельности, усилить возможности приложения творчества.
3 уровень 0-7-0,3/
Вам следует серьёзно переосмыслить своё общение с детьми. Пока вы авторитарны, высокого результата ни в усвоении знаний, ни в развитии детей вы иметь не будете.
4 уровень 1-11-1-2/
Вы авторитарны,
излишне опекаете детей. Советуем, через
самообразование изучить
Приложение 2.
ТЕСТ «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ».
ИНСТРУКЦИЯ: ответьте на следующие вопросы, дав оценку по предлагаемой шкале:
1 – никогда;
2 – иногда;
3 – часто;
4 – всегда.
ВОПРОСЫ:
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Сложите свои оценки по каждому вопросу, по данному числу определите уровень умения слушать.
32 и более баллов – отлично;
27 – 31 баллов – хорошо;
22 – 26 баллов – посредственно;
Менее 22 - надо потренироваться слушать.
Приложение 3.
ТЕСТ В.Ф. РЯХОВСКОГО.
ИНСТРУКЦИЯ: ответьте на вопросы, используя однозначные слова и рекомендуемую шкалу оценок:
«да» - 2 очка;
«иногда» - 1 очко;
«нет» - 0 очков.
ВОПРОСЫ:
1.Вам предстоит
ординарная или деловая
2.Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
3.Вызывает ли
у вас смятение и
4.Вам предлагают
выехать в командировку в
5.Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6.Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой?
7.Верите ли вы,
что существует проблема «
8.Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть сто рублей, которые он занял несколько месяцев назад?
9.В ресторане
либо в столовой вам подали
явно недоброкачественное
10.Оказавшись один
на один с незнакомым
11. Вас приводит
в ужас любая длинная очередь,
где бы она ни была. Предпочтете
ли вы отказаться от своего
намерения или встанете в
12.Боитесь ли
вы участвовать в какой-либо
комиссии по рассмотрению
13.У вас есть
собственные сугубо
14.Услышав где-либо
в кулуарах высказывание явно
ошибочной точки зрения по
хорошо известному вам вопросу,
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16.Охотнее ли
вы излагаете свою точку
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: суммируйте общее число очков и по классификатору определите, к какой категории людей вы относитесь.
30 – 32 очка. Вы
явно некоммуникабельны, и это
ваша беда, т.к. страдаете от
этого больше всего вы сами.
Но и близким вам людям
25 – 29 очков. Вы
замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете
одиночество, и поэтому у вас,
наверное, мало друзей. Новая работа
и необходимость новых
19 – 24 очка. Вы
в известной степени
14 – 18 очков. У
вас нормальная
9 – 13 очков. Вы
весьма общительны (порой, быть
может, даже сверх меры). Любопытны,
разговорчивы, любите высказываться
по разным вопросам, что, бывает,
вызывает раздражение
4 – 8 очков. Вы,
должно быть, «рубаха-парень».
Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся