Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 182.94 Кб (Скачать файл)

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №7.

ЦЕЛЬ: выявить у  детей уровень знаний об общении.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована анкета «Что я знаю об общении?» [Приложение 7.] Анкетирование проводилось дважды: на начальном и заключительном этапах программы.

РЕЗУЛЬТАТ: в опросе приняли участие 29 учащихся. На вопросы  предложенной анкеты были даны следующие  ответы, процентное соотношение которых  показано на круговых диаграммах. [Приложение 8.] Методом анкетирования установлено, что у младших школьников сформированы первоначальные теоретические знания об общении.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ № 8.

ЦЕЛЬ: выявление  межличностных связей в коллективе.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована социометрия «С кем бы я пошел  в поход».

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методом социометрии выявлены лидеры и аутсайдеры коллектива. Эти знания должны помочь учителю в преодолении  межличностных барьеров в группе. [Приложение 9.]

Выводом из этих исследований стало составление программы  в помощь обучению младших школьников общению.$

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема общения  обширна и многогранна. Несмотря на обилие исследований посвященных  общению, в настоящее время отсутствует  единый подход к определению и  характеристике этого феномена, его  структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих  общению таких понятий, как язык, речь.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения. В данной исследовательской  работе общение определяется как  коммуникативный процесс или  обмен информацией, как основная деятельность во взаимоотношениях обучающего и обучаемых, без которой процесс  обучения и воспитания не будет иметь  должных результатов.

Подводя итоги, можно  отметить, что общение играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении  практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека. И это важно учитывать  в процессе обучения и воспитания, в повышении общей культуры общества.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли вы общаться?: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. Издание 2-е. – М.: Знание, 1980.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
  6. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.
  7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1986.
  9. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Плитиздат, 1988.
  12. Общая психология: Уч. пособие для студ. пед. институтов. / Бгословский В.В., Степанов А.А. и др. Под ред. Богословского В.В. – М.: Просвещение, 1987.
  13. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский и др. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  15. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  16. Развитие личности ребенка: Перевод с англ. /Обл. ред А.М. Фонарева. Прогресс, 1987.
  17. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  18. Формановская Н.И. Речевой этикет культура общения. – М.: Высш. шк., 1989.
  19. Абульханова К. Личность в условиях дефицита общения.: Психологический аспект. // Воспитание школьников, 2000, №10, с. 4 - 8.
  20. Андрианов М. Невербальная коммуникация. // Вопросы психологии, 1999, №6, с. 89 – 100.
  21. Егидес А. Психотехника общения. // Воспитание школьников, 1996, №1, с. 14 – 16.
  22. Зарецкая Е. Нравственность речи: культура коммуникации. // Экономика и жизнь, 1996, №17, с. 25.
  23. Квасков В. Роль общения в деятельности человека. //Социально-политический журнал, 1996, №3, с. 224 – 234.
  24. Красников М. Феномен лжи в межличностном общении. // ОНС, 1999, №2, с. 176 – 185.
  25. Щиголева Н. О курсе общения для младших школьников. // Начальная школа, 2000, №10, с. 57 – 60.

Приложение 1.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБЩЕНИЯ.

ИНСТРУКЦИЯ: учитель  читает утверждения, соотносит со своим  опытом работы, выставляет по данному утверждению количественную оценку, соответствующую степени реализации параметра опыту работы последующей шкале оценок:

2 - абсолютно верно  /сильное согласие /;

1 - да, верно /среднее  согласие /;

О - ни да, ни нет/сомнение/;

-1 - в общем, нет/среднее  согласие/;

-2 - нет, неверно/сильное  несогласие/.

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1. Я умею выдержать паузу,  после формулировки проблемы, вопроса,  чтобы не мешать детям думать, принять решения.

2. Я не веду  ребенка за руку в решении  проблемы, вопроса, задания. Даю  "поле свободы". Свое общение  с детьми начинаю с вопроса: "Что скажите?» " Что думаете?", "О чем молчите?".

3. Я умею организовать  меру помощи, чтобы каждый имел  успех, смог выполнить работы  относительно самостоятельно.

4. Я никогда не  повторяю ответы детей, литературно  "обрабатывая" их мысль.

5. На моих уроках  дети имеют возможность задать  вопрос, высказаться по своей  инициативе, чувствовать себя спокойно  и естественно.

6. Я считаюсь  с желанием детей продолжить  тот или иной вид работы, если  дети испытывают состояние вдохновения,  творчества, даже, если это не  предусмотрено планом урока.

7. Я умею радоваться  ошибкам детей, т.к. эти ошибки  ставят вопросы, проблемы перед  классом.

8. Я владею активными  методами и формами работы /игровыми, театрализацией, тренинговыми и  т.д./, т.к. они эффективны для  развития творческого потенциала  детей.

9. Я владею нестандартными  методами укрепления нервно- психического  здоровья детей.

10. Я могу снять  раздражение, гнев, агрессию ребёнка,  умею переключить его внимание, заинтересовать в учебной дельности.

11. Я являюсь для  своих детей товарищем, единомышленником, равноправным партнёром в их  учебных и внеклассных делах.  Избегаю быть диктатором, назидателем.

12. Я стараюсь  познать сильные стороны личности  своих детей. Даю понять, что  вижу их достоинства, независимо  от их успехов.

13. Я умею насытить  школьную жизнь детей разнообразной  творческой деятельностью, чтобы  каждый имел возможность реализовать  свои сильные качества личности.

14. Я учу ребят  анализировать поведение, чувства,  логику поступков не только  литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.

15. Я поощряю детей  к интеллигентному, но открытому  выражению чувств.

16. Я формирую  умение каждого увидеть и оценить  индивидуальность других.

17. Я стараюсь  поддержать симпатии детей друг  к другу. Помогаю каждому найти  товарища.

18. В учебно-воспитательном  процессе постоянно возникают  ситуации, где общение детей друг  с другом идёт непосредственно,  без моего вмешательства и  побуждения.

19. Мои дети владеют  коллективными приёмами решения  проблемы. Умеют слушать друг  друга, не блокируют чужих идей, умеют чужие способы обогатить  и развить.

20. Я не злоупотребляю  оценками и оценочными суждениями.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: сложите свои оценки по каждому утверждению, полученную сумму разделите на 20 / количество вопросов / получите число - средне арифметическое. По данному  числу определите уровень развития эффективности педагогического  общения.

1 уровень  2-1.1

Учитель демократичен. Владеет методикой развивающего обучения. Правильно понимает и учитывает  в своей работе индивидуальные особенности  ребенка. Стимулирует развитие коллектива. Учитель и дети испытывают интерес  друг к другу. Однако подумайте, не является ли ваше о себе мнение следствием завышенной самооценки.

2 уровень  1-0.1

Учитель овладевает методикой развивающего обучения. По некоторым позициям учебно-воспитательной работы у Вас сильны традиционные подходы. Следует больше предоставлять  детям самостоятельности, усилить  возможности приложения творчества.

3 уровень  0-7-0,3/

Вам следует серьёзно переосмыслить своё общение с  детьми. Пока вы авторитарны, высокого результата ни в усвоении знаний, ни в развитии детей вы иметь не будете.

4 уровень 1-11-1-2/

Вы авторитарны, излишне опекаете детей. Советуем, через  самообразование изучить педагогическую технику, и труды по основам развивающего обучения.

Приложение 2.

ТЕСТ  «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ».

ИНСТРУКЦИЯ: ответьте на следующие вопросы, дав оценку по предлагаемой шкале:

1 – никогда;

2 – иногда;

3 – часто;

4 – всегда.

ВОПРОСЫ:

  1. Даете ли вы собеседнику возможность высказаться?
  2. Обращаете ли вы внимание на подтекст высказывания?
  3. Стараетесь ли запомнить услышанное?
  4. Обращаете ли вы внимание на главное в сообщении?
  5. Слушая, стараетесь сохранить в памяти основные факты?
  6. Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?
  7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?
  8. Воздерживаетесь ли вы от раздражения, когда слышите противоположную точку зрения?
  9. Стараетесь ли вы удержать внимание на словах собеседника?
  10. Охотно ли беседуют с вами?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Сложите свои оценки по каждому вопросу, по данному числу определите уровень  умения слушать.

32 и более баллов  – отлично;

27 – 31 баллов  – хорошо;

22 – 26 баллов  – посредственно;

Менее 22 - надо потренироваться  слушать.

Приложение 3.

ТЕСТ В.Ф. РЯХОВСКОГО.

ИНСТРУКЦИЯ: ответьте на вопросы, используя однозначные  слова и рекомендуемую шкалу  оценок:

«да» - 2 очка;

«иногда» - 1 очко;

«нет» - 0 очков.

ВОПРОСЫ:

1.Вам предстоит  ординарная или деловая встреча.  Выбивает ли вас ее ожидание  из колеи?

2.Не откладываете  ли вы визит к врачу до  последнего момента?

3.Вызывает ли  у вас смятение и неудовольствие  поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо  совещании или собрании?

4.Вам предлагают  выехать в командировку в город,  где вы никогда не бывали. Приложите  ли вы максимум усилий, чтобы  избежать этой командировки?

5.Любите ли вы  делиться своими переживаниями  с кем бы то ни было?

6.Раздражаетесь  ли вы, если незнакомый человек  на улице обратится к вам  с просьбой?

7.Верите ли вы, что существует проблема «отцов  и детей» и что людям разных  поколений трудно понимать друг  друга?

8.Постесняетесь  ли вы напомнить знакомому,  что он забыл вам вернуть  сто рублей, которые он занял  несколько месяцев назад?

9.В ресторане  либо в столовой вам подали  явно недоброкачественное блюдо.  Промолчите ли вы, лишь рассерженно  отодвинув тарелку?

10.Оказавшись один  на один с незнакомым человеком,  вы не вступите с ним в  беседу и будете тяготиться, если  первым заговорит он. Так ли  это?

11. Вас приводит  в ужас любая длинная очередь,  где бы она ни была. Предпочтете  ли вы отказаться от своего  намерения или встанете в хвост  и будете томиться в ожидании?

12.Боитесь ли  вы участвовать в какой-либо  комиссии по рассмотрению конфликтных  ситуаций?

13.У вас есть  собственные сугубо индивидуальные  критерии оценки произведений  литературы, искусства, культуры, и  ни каких чужих мнений на  этот счет вы не приемлете.  Это так?

14.Услышав где-либо  в кулуарах высказывание явно  ошибочной точки зрения по  хорошо известному вам вопросу,  предпочтете ли вы промолчать  и не вступать в спор?

15. Вызывает ли  у вас досаду чья-либо просьба  помочь разобраться в том или  ином служебном вопросе или  учебной теме?

16.Охотнее ли  вы излагаете свою точку зрения  в письменной форме, чем в  устной?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: суммируйте общее число очков  и по классификатору определите, к  какой категории людей вы относитесь.

30 – 32 очка. Вы  явно некоммуникабельны, и это  ваша беда, т.к. страдаете от  этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко.  На вас трудно положиться в  деле, которое требует групповых  усилий. Старайтесь стать общительнее,  контролируйте себя.

25 – 29 очков. Вы  замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете  одиночество, и поэтому у вас,  наверное, мало друзей. Новая работа  и необходимость новых контактов  если и не ввергает вас в  панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 – 24 очка. Вы  в известной степени общительны  и в незнакомой обстановке  чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми  сходитесь с оглядкой, в спорах  и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой  слишком много сарказма, без всякого  на то основания. Эти недостатки  исправимы.

14 – 18 очков. У  вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете  интересного собеседника, достаточно  терпеливы в общении с другими,  отстаиваете свою точку зрения  без вспыльчивости. Без неприятных  переживаний идете на встречу  с новыми людьми. В то же  время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие  вызывают у вас раздражение.

9 – 13 очков. Вы  весьма общительны (порой, быть  может, даже сверх меры). Любопытны,  разговорчивы, любите высказываться  по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми  людьми. Любите бывать в центре  внимания, никому не отказываете  в просьбах, хотя не всегда  можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам  недостает, так это усидчивости,  терпения и отваги при столкновении  с серьезными проблемами. При  желании, однако, вы можете себя  заставить не отступать.

4 – 8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность  бьет из вас ключом. Вы всегда  в курсе всех дел. Любите  принимать участие во всех  дискуссиях, хотя серьезные темы  могут вызывать у вас мигрень  и даже хандру. Охотно берете  слово по любому вопросу, даже  если имеете о нем поверхностное  представление. Всюду чувствуете  себя в своей тарелке. Беретесь  за любое дело, хотя далеко  не всегда можете успешно довести  его до конца. По этой самой  причине руководители и коллеги  относятся к вам с некоторой  опаской и сомнениями.

Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся