Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;
Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
- психофизиологические
нарушения, соматические и
Часто признаками заболевания являются отказ ребенка от контактов со сверстниками, избежание любого общения, замкнутость и пассивность. Возможны проявления повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении и дети с двигательной расторможенностью.
Неадекватное оценивание
ребенком себя в процессе общения, даже
при наличии определенных навыков,
может стать основой для
Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей у ребенка в общении. Ребенок, обладающий такими качествами, боится неудачи, окриков, публичных оскорблений, не может переспросить, даже если что-то не расслышал. Предлагаем следующие рекомендации по формированию уверенности в себе:
Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны. Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от общения; она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права; она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении. Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Для решения этой задачи предлагаем несколько советов:
-расширяйте круг
знакомств своего ребенка,
-не стоит постоянно
беспокоиться за ребенка,
-постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;
-привлекайте ребенка
к выполнению различных
Запущенная застенчивость может перерасти в замкнутость.
Причинами замкнутости
могут быть: длительный стресс, индивидуальные
патологические особенности эмоциональной
сферы. Замкнутый ребенок
-расширяйте круг
общения вашего ребенка,
-подчеркивайте
преимущества и полезность
-стремитесь сами
стать для ребенка примером
эффективно общающегося
-если вы заметите,
что, несмотря на ваши усилия,
ребенок становится все более
замкнутым и отстраненным, обратитесь
за консультацией к психологу,
который профессионально
Наиболее сложный
комплекс, препятствующий общению –
это агрессивность. Согласно Б. Споку,
нормальными явлениями
-помните, что
запрет и повышение голоса
– самые неэффективные способы
преодоления агрессивности.
-дайте ребенку
возможность выплеснуть свою
агрессию, сместить ее на другие
объекты. Разрешите ему
-показывайте ребенку
личный пример эффективного
-пусть ваш ребенок
в каждый момент времени
Беспокойность ребенка
также может препятствовать общению.
Ребенок учится управлять своими
эмоциями, как правило, это у него
не всегда получается, поэтому нужно
познакомить ребенка с
Для наиболее эффективного общения с беспокойным ребенком предлагаем следующие рекомендации:
$-избегайте крайностей:
нельзя позволять ребенку
-своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;
-уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
-помните, что
истерические приступы чаще
К типичным отклонениям
в поведении школьника
§3. ОПИСАНИЕ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
Выводом теоретической части явилось положение о том, что общение является особой формой деятельности и его роль в педагогическом взаимодействии неоспорима.
Данная опытно-
Целью данной работы было выявление значимости общения во взаимоотношениях учителя и учащихся.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Основными методами исследования были: анкетирование, опрос, тестирование и социометрия.
Для подтверждения гипотезы были проведены исследования по определению уровня общительности, умения слушать и др. Результаты этих исследований показаны ниже.
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №1.
ЦЕЛЬ: выявление воспитательной эффективности педагогического общения.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована методика по определению уровня воспитательной эффективности педагогического общения [Приложение 1.]
РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 1,3 балла. Это число соответствует первому уровню, т.е. я, как учитель, владею методикой развивающего обучения, в общении использую позицию равноправного партнера. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с уже имеющимся опытом работы в школе. Несмотря на то, что я нахожусь на первом уровне, я должна развиваться дальше как учитель и человек.
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №2.
ЦЕЛЬ: проверка умения слушать.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использовался тест «Умение слушать» [Приложение 2.]
РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено я набрала 35 баллов. Это число соответствует уровню «отлично», т.е. я, как учитель, обладаю умением не только слышать, но и слушать учащихся, понимать их проблемы как свои. Количественную оценку я давала в соответствии с имеющимся жизненным опытом.
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №3.
ЦЕЛЬ: определение общего уровня общительности.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован тест В.Ф. Ряховского по определению коэффициента собственной общительности. [Приложение 3.]
РЕЗУЛЬТАТ: методом
самооценки установлено, что я набрала
15 баллов. Это число соответствует
уровню «нормальная
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №4.
ЦЕЛЬ: оценивание компонента коммуникативной культуры испытуемого.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован опросник «Педагогическое общение» по определению коммуникативной культуры.
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
методом опроса установлено, что
я набрала 15 баллов. Это число
соответствует оценке «безусловно
высокая», т.е. я как учитель пользуюсь
уважением учеников и коллег, являюсь
профессионально грамотной, обладаю
высоким уровнем
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №5.
ЦЕЛЬ: выявление уровня самоконтроля в общении с людьми.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был использован тест «Хорошо ли вы контролируете себя в общении с людьми» по определению уровня самоконтроля.
РЕЗУЛЬТАТ: методом самооценки установлено, что я набрала 8 баллов. Это число соответствует высокому уровню коммуникативного контроля, т.е. я, как учитель, гибко реагирую на изменение ситуации и легко вхожу в любую роль. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с жизненным опытом.
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №6.
ЦЕЛЬ: оценивание стиля коммуникативной деятельности учителя.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использована тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя, разработанная на основе идеи А.А. Леонтьева. [Приложение 6.]
РЕЗУЛЬТАТ: методом тестирования установлено, что я доброжелательна, активна, открыта, гибка и заинтересована в общении. Стремлюсь держать учащихся в тонусе, стараюсь легко решать возникающие проблемы и конфликты. Количественную оценку опрашиваемые давали в соответствии с личными наблюдениями в ходе практики.
Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся