Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на формирование общенческого взаимодействия.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть существующую систему педагогического общения;
на основе анализа психолого-педагогической литературы определить программу «Жизнь – общение, общение – жизнь»;
опробовать намеченную программу, проанализировать ее и сделать выводы о ее эффективности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общение как особая форма деятельности.
§ 1. Общение как исторически сложившаяся деятельность человека.
§ 2.Понятие о педагогическом общении и его системе.
Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении.
§ 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся.
§ 2. Коррекция психологических комплексов, препятствующих полноценному общению детей.
§ 3. Описание опытно-экспериментальной работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 182.94 Кб (Скачать файл)
  • неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания;

- психофизиологические  нарушения, соматические и наследственные  заболевания.

Часто признаками заболевания  являются отказ ребенка от контактов  со сверстниками, избежание любого общения, замкнутость и пассивность. Возможны проявления повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении и дети с двигательной расторможенностью.

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать основой для возникновения  трудностей при завязывании социальных контактов. Самооценка ребенка может  быть завышенной, адекватной, заниженной. Ребенок с заниженной самооценкой  чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, с аутическими либо агрессивными тенденциями поведения. Завышенная самооценка часто бывает связана с завышенными требованиями к окружающим. А теперь несколько  советов для формирования адекватной самооценки:

  • не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
  • не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает;
  • поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
  • не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
  • показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

Высокая тревожность  также может служить основой  появления трудностей у ребенка  в общении. Ребенок, обладающий такими качествами, боится неудачи, окриков, публичных  оскорблений, не может переспросить, даже если что-то не расслышал. Предлагаем следующие рекомендации по формированию уверенности в себе:

  • чувство вины и стыд не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им;
  • никогда не говорите о себе плохо;
  • ваши действия могут подлежать любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике, воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность;
  • практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущениями той энергии, которой обмениваются люди;
  • не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить себя.

Застенчивость и  низкая самооценка взаимосвязаны. Застенчивость  препятствует тому, чтобы встречаться  с новыми людьми, заводить друзей и  получать удовольствие от общения; она  удерживает человека от того, чтобы  выражать свое мнение и отстаивать свои права; она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем  поведении. Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и  родителей. Для решения этой задачи предлагаем несколько советов:

-расширяйте круг  знакомств своего ребенка, чаще  приглашайте к себе друзей, берите  малыша в гости к знакомым  людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться  к новым местам;

-не стоит постоянно  беспокоиться за ребенка, стремиться  полностью оберегать его от  всевозможных опасностей, в основном  придуманных вами, не старайтесь  сами сделать все за ребенка,  предупреждать любые затруднения,  дайте ему определенную меру  свободы и открытых действий;

-постоянно укрепляйте  у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;

-привлекайте ребенка  к выполнению различных поручений,  связанных с общением, создавайте  ситуации, в которых застенчивому  ребенку пришлось бы вступать  в контакт с «чужими» взрослыми.

Запущенная застенчивость  может перерасти в замкнутость.

Причинами замкнутости  могут быть: длительный стресс, индивидуальные патологические особенности эмоциональной  сферы. Замкнутый ребенок приспосабливается  жить в одиночестве, и это существенно  деформирует его личность. Вот  несколько советов, помогающих этого  избежать:

-расширяйте круг  общения вашего ребенка, приводите  его в новые места и знакомьте  его с новыми людьми;

-подчеркивайте  преимущества и полезность общения,  рассказывайте о том, что нового  и интересного вы узнали, а  также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

-стремитесь сами  стать для ребенка примером  эффективно общающегося человека;

-если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более  замкнутым и отстраненным, обратитесь  за консультацией к психологу,  который профессионально поможет  вам решить эту проблему.

Наиболее сложный  комплекс, препятствующий общению –  это агрессивность. Согласно Б. Споку, нормальными явлениями агрессивного ребенка могут считаться: замахивания  на мать, попытка ударить другого  ребенка и др. Все эти реакции  гнева являются ситуативными и адекватными, но они могут «перерасти» в  нарушения. Агрессивное поведение  нельзя однозначно считаться «плохим». Возникая в критической ситуации, оно выполняет защитную функцию, иногда является способом разрешения ситуации. Коррекция агрессии у ребенка  должна начинаться с выявления ее причин. Вот некоторые принципы общения  с агрессивными детьми:

-помните, что  запрет и повышение голоса  – самые неэффективные способы  преодоления агрессивности. Лишь  понимая причины агрессивного  поведения, вы можете надеяться,  что агрессивность вашего ребенка  будет снята;

-дайте ребенку  возможность выплеснуть свою  агрессию, сместить ее на другие  объекты. Разрешите ему поколотить  подушку и вы увидите, что  в реальной жизни агрессивность  снизилась;

-показывайте ребенку  личный пример эффективного поведения.  Не допускайте при нем вспышек  гнева или нелестные высказывания  о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

-пусть ваш ребенок  в каждый момент времени чувствует,  что вы его любите, цените и  принимаете его.

Беспокойность ребенка  также может препятствовать общению. Ребенок учится управлять своими эмоциями, как правило, это у него не всегда получается, поэтому нужно  познакомить ребенка с различными эмоциями и их проявлениями. Эмоциональное  неблагополучие, связанное с затруднениями  в общении может привести к  двум типам поведения:

  1. дети неуравновешенные, быстровозбудимые;
  2. дети с устойчивым негативным отношением к общению.

Для наиболее эффективного общения с беспокойным ребенком предлагаем следующие рекомендации:

$-избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать  все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать,  четко решите для себя, что  можно и что нельзя, согласуйте  это со всеми членами семьи;

-своим поведением  показывайте ребенку пример: сдерживайте  свои эмоции, ведь он подражает  вам в своем поведении;

-уделяйте ребенку  достаточно внимания, пусть он  никогда не чувствует себя  забытым, но в то же время  объясните ребенку, что бывают  моменты, когда у вас есть  другие заботы, надо это понять  и принять;

-помните, что  истерические приступы чаще всего  связаны со стремлением обратить  на себя внимание или вызвать  жалость и сочувствие. Не надо  потакать ребенку, не надо изменять  своих требований, подождите, когда  ребенок успокоится, и объясните  ему, почему вы поступили так,  а не иначе.

К типичным отклонениям  в поведении школьника относятся  перечисленные комплексы. Они проявляются  в форме проступков, конфликтов с  соучениками, учителями и родителями, отставания в общем и социальном развитии ребенка. Причем одно отклонение может способствовать появлению  других или усиливать их влияние  на поведение. Предложенная система  коррекционных действий должна помочь родителям и педагогам в правильном построении общения с детьми с  отклоняющимся поведением.

§3. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Выводом теоретической  части явилось положение о  том, что общение является особой формой деятельности и его роль в  педагогическом взаимодействии неоспорима.

Данная опытно-экспериментальная  работа была проведена в четвертых  классах школ №3 и №6 города Рубцовска.

Целью данной работы было выявление значимости общения  во взаимоотношениях учителя и учащихся.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Наметить круг исследований для проведения;
  2. На основе проведенных исследований определить программу.

Основными методами исследования были: анкетирование, опрос, тестирование и социометрия.

Для подтверждения  гипотезы были проведены исследования по определению уровня общительности, умения слушать и др. Результаты этих исследований показаны ниже.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №1.

ЦЕЛЬ: выявление  воспитательной эффективности педагогического  общения.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования была использована методика по определению уровня воспитательной эффективности педагогического  общения [Приложение 1.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом  самооценки установлено, что я набрала 1,3 балла. Это число соответствует  первому уровню, т.е. я, как учитель, владею методикой развивающего обучения, в общении использую позицию  равноправного партнера. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с уже имеющимся опытом работы в школе. Несмотря на то, что я  нахожусь на первом уровне, я должна развиваться дальше как учитель  и человек.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №2.

ЦЕЛЬ: проверка умения слушать.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использовался  тест «Умение слушать» [Приложение 2.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом  самооценки установлено я набрала 35 баллов. Это число соответствует  уровню «отлично», т.е. я, как учитель, обладаю умением не только слышать, но и слушать учащихся, понимать их проблемы как свои. Количественную оценку я давала в соответствии с  имеющимся жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №3.

ЦЕЛЬ: определение  общего уровня общительности.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был  использован тест В.Ф. Ряховского по определению коэффициента собственной  общительности. [Приложение 3.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом  самооценки установлено, что я набрала 15 баллов. Это число соответствует  уровню «нормальная коммуникабельность», т.е. я легка в общении, достаточно терпелива в общении с другими  людьми, со мной приятно общаться, новые  перемены меня не страшат. Количественную оценку я давала в соответствии с  имеющимся жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №4.

ЦЕЛЬ: оценивание компонента коммуникативной культуры испытуемого.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был  использован опросник «Педагогическое  общение» по определению коммуникативной  культуры.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: методом опроса установлено, что  я набрала 15 баллов. Это число  соответствует оценке «безусловно  высокая», т.е. я как учитель пользуюсь  уважением учеников и коллег, являюсь  профессионально грамотной, обладаю  высоким уровнем коммуникативной  культуры. Количественную оценку утверждениям опрашиваемые давали в соответствии с опытом общения со мной и личными  наблюдениями в ходе практики.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №5.

ЦЕЛЬ: выявление  уровня самоконтроля в общении с  людьми.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования был  использован тест «Хорошо ли вы контролируете  себя в общении с людьми» по определению уровня самоконтроля.

РЕЗУЛЬТАТ: методом  самооценки установлено, что я набрала 8 баллов. Это число соответствует  высокому уровню коммуникативного контроля, т.е. я, как учитель, гибко реагирую на изменение ситуации и легко  вхожу в любую роль. Количественную оценку утверждениям я давала в соответствии с жизненным опытом.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ №6.

ЦЕЛЬ: оценивание стиля  коммуникативной деятельности учителя.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ: для проведения исследования использована тестовая карта оценки стиля коммуникативной  деятельности учителя, разработанная  на основе идеи А.А. Леонтьева. [Приложение 6.]

РЕЗУЛЬТАТ: методом тестирования установлено, что я доброжелательна, активна, открыта, гибка и заинтересована в общении. Стремлюсь держать  учащихся в тонусе, стараюсь легко  решать возникающие проблемы и конфликты. Количественную оценку опрашиваемые давали в соответствии с личными наблюдениями в ходе практики.

Информация о работе Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся