Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты. Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.

Содержание работы

Введение
5
1
Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников…………………….

8
1.1
Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе…
8
1.2
Виды самостоятельной работы на уроках русского языка…………
12
1.3
Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы на уроках русского языка..……………….

15
2
Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе…..

18
2.1
Реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка……………………

18
2.2
Систематизация результатов


22
2.3
Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………….

30

Заключение……………………………………………………………..
33

Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая русский.docx

— 469.31 Кб (Скачать файл)
  • выявить структуру самостоятельной работы, а также ее уровни и виды;
  • сформулировать общие условия эффективной реализации самостоятельных работ разных видов, условия перехода от самостоятельной работы репродуктивного характера к творческим работам, а также условия формирования мотивации учения в процессе выполнения самостоятельной работы;
  • изучить педагогический опыт осуществления данной проблемы в практике школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
  • анализ учебно-методической литературы: программ, учебников, дидактических материалов;
  • педагогическое наблюдение;
  • изучение школьного опыта организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальных классов (анализ уроков, беседы с учащимися и учителями, анкетирование, тесты и т.д.).
Практическое значение исследования: разработка методических материалов организации самостоятельной работы учащихся с целью развития активности их учения.
Научная новизна исследования: изучение современного состояния проблемы в теории и практике обучения; выделение условий психолого-педагогических, обеспечивающих эффективность организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальных классов.
База исследования:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 4 г. Бузулука.

 

  1. Психолого-педагогические  и  методические  основы  организации самостоятельной работы младших школьников

 

    1. Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе

 

Самостоятельная  работа  развивает  у  учащихся  инициативу,  упорство  в достижении  цели,  вырабатывает  умение  анализировать  факты  и  явления, учит  самостоятельному  мышлению,  служит  ведущим  средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной  работы  является  либо  новое  знание,  либо  углубление  и расширение  сферы  действия  уже  полученных  знаний.  В  начальной  школе проблема  повышения  роли  самостоятельной  работы  учащихся  обусловлена непрерывно  возрастающим  информационным  потоком  научных  и практических  знаний,  отражением  ее  значимости  в  образовательных документах  и  возрастными  особенностями  младших  школьников.
Самостоятельная  работа  в  учебной  деятельности  учеников  начальной  школы обеспечивается  высоким  уровнем  их  познавательной  активности  по критерию  саморегуляции  и  целеполагания,  которые  формируются  именно  в этом  возрасте.  Самостоятельная  работа  с  позиции  ученика  представляется как  вид  познавательной  деятельности,  а  с  позиции  учителя  ее  можно рассматривать  и  как  метод  обучения,  и  как  средство  вовлечения  учащихся  в познавательную деятельность, и как способ этой деятельности[8, c.45].
Первым  российским  педагогом,  в  трудах  которого  подчеркнуто значение  самостоятельной  работы  и  разработаны  организационно-практические  вопросы  вовлечения  школьников  в  нее,  был  К.Д.  Ушинский.
Он  считал  самостоятельную  деятельность  школьников  единственно прочным основанием  всякого  плодотворного  учения,  а  самостоятельность рассматривал  как  главное  условие,  при  котором  обучение  становится средством  воспитания.  Особое  значение  К.Д.  Ушинский  придавал формированию  у  детей  самостоятельности  в  учении  и  поведении,  указывая на  то,  что  недостаточное  развитие  и  владение  самостоятельными  видами работы  у  учащихся  объективно  задерживает  рост  их  способностей  к дальнейшему учению[24, c.56].
В  фундаментальных  исследованиях  В.В.Давыдова,  Н.ГДайри, М.А.Данилова,  Б.  П.  Есипова,  Н.  А.  Менчинской,  И.  Т.  Огородникова  и многих  других  отечественных  педагогов  и  психологов  самостоятельная работа  школьников  рассматривается  как  одна  из  основных  концепций дидактики. Одни  исследователи  определяют  самостоятельную  работу  как  метод обучения (В.К.  Буряк,  Л.В.  Жарова,  А.В.  Усова  и  др.),  другие  как  форму организации  учебной  деятельности(Б.П.  Есипов,  М.М.  Моро,  Т.И.  Шамова  и др.),  третьи  рассматривают  ее  как  средство  вовлечения  учащихся  в самостоятельную  познавательную  деятельность (П.И.Пидкасистый,  Н.Д.Хмель, Б.Ю. Зотов и др.) и т.д. [14, c.90].
Сегодня  самостоятельная  работа  широко  применяется  как  в  основной, так  и  в  начальной  школе,  помогая  развивать  познавательные  способности  и познавательную самостоятельность учащихся[8, c.34].
Б.П.  Есипов  определил  самостоятельную  работу  как «работу,  которая выполняется  без  непосредственного  участия  учителя,  но  по  его  заданию  в специально  предоставленное  время;  при  этом  учащиеся  сознательно стремятся  к  поставленной  заданием  цели,  употребляя  свои  усилия  и  выражая результат  умственных  и  физических  действий»  [22,  c.34].  В  его  понимании самостоятельная работа характеризуется такими признаками, как:
− наличие задания учителя;
− наличие времени для выполнения;
− наличие результата в виде устных, письменных работ;
− необходимость умственного напряжения.
И.Т.Огородников, обосновывая необходимость самостоятельных работ, рекомендовал  следующие  виды  сочетания  деятельности  учителя  и деятельности учащихся:
−учитель  сам  не  излагает  материал,  а  лишь  организует самостоятельную работу учащихся по его изучению;
− изучение нового материала начинается сообщениями учащихся;
−учитель  останавливается  только  на  основных  вопросах,  а второстепенный материал учащиеся изучают самостоятельно;
− учитель даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают весь материал[27, c.45].
Он  справедливо  указывал,  что  главная,  основная  роль  учителя – побуждать  учащихся  к  самостоятельному  логическому  мышлению,  учить  их анализу,  определению  познавательных  задач  и  проблем  урока,  применению полученных  знаний  и  приобретённых  учебных  умений,  в  том  числе практических.
Р.М.Микельсон  под  самостоятельной  работой  понимал «выполнение учащимися  заданий  без  всякой  помощи,  но  под  наблюдением  учителя» [28,c.45].
Г.М.  Муртазин  под  самостоятельной  работой  учащихся  понимает «активную  познавательную  деятельность  всех  учащихся  класса,  которая выполняется  без  непосредственного  участия  учителя, но  по  его  заданию  и  в специально отведённое для этого время» [20, c.40].
Т.И.  Шамова,  считая  самостоятельные  работы  формой  организации познавательной  деятельности  учащихся,   называет  пять  отличительных признаков самостоятельной работы:
− наличие цели;
− конкретного задания;
− чёткая форма выражения результата работы;
− определение формы проверки результата;
− обязательное выполнение работы каждым учеником[24, c.56].
И.Э.  Унт  называет  самостоятельной  работой  такой  способ  учебной деятельности, «когда  ученику  даются  учебные  задания  и  руководство  для  их выполнения;  работа  проводится  под  руководством  учителя,  но  без  его
участия, и  её  выполнение  требует  от  школьников  умственного  напряжения» [25, c.45]. Н.Д.  Левитов  под  самостоятельной  работой  понимает  такую  работу, «которая  выполняется  при  отсутствии  точного  инструктирования, разъяснений  со  стороны  учителя,  без  контроля  в  открытой  форме  за  ее
выполнением» [11, c.45]. Е.Я.  Голант  выделяет  существенные  признаки  самостоятельной работы:  наличие  определенного  учебного  задания,  состоящего  из  нескольких действий,  выполнение  работы  без  непосредственного  руководства  учителя, без немедленной проверки им каждого действия[3, c.50].
По  мнению  П.И.  Пидкасистого,   именно  самостоятельная  работа является  важнейшим  условием  самоорганизации  и  самодисциплины  в овладении  методами  познавательной  деятельности,  она  вырабатывает  у обучаемого  психологическую  установку  на  самостоятельное  пополнение знаний  и  выработку  умения  ориентироваться  в  потоке  различной информации при решении разных задач[24, c.30].
В  методических  исследованиях  Н.Ф.  Вапняр,  Ф.В.  Верегиной, Л.Г.Латохиной,  М.И.  Моро,  А.М.  Пышкало  самостоятельная  работа рассматривается как метод обучения. Значительный вклад в разработку этого
метода  внесла  М.И.Моро.  Ею  наиболее  полно  изучены  виды самостоятельных  работ,  при  их  анализе  и  разработки  методики  их проведения автором учитывались как основные критерии дидактическая цель
самостоятельной  работы,  характер  познавательной  деятельности  учащихся, учебный  материал,  на  котором  строится  задание.  Показаны  возможности применения самостоятельной работы на всех этапах урока. М.И.  Моро  характеризует  самостоятельную  работу  следующим образом:  «Подлинно  самостоятельной  работой  учащихся  является  только такая  работа, которая проводится  без  непосредственной помощи  учителя,  без непосредственного  участия  в  работе  в  момент  ее  выполнения,  но  это  не исключает, а предполагает руководство учителя» [13, c.94].
Разработкой  психологической  концепции  формирования самостоятельной деятельности занимались известные ученые: А.Н. Леонтьев, П.Я.  Гальперин,  О.А.  Конопкин,  И.А.  Зимняя  и  др.  Роль  самостоятельной работы  понимается  психологами  как  фактор  повышения  познавательной активности  личности.  Исследователи  выделяют  стадии  развития  умственной самостоятельности  от  подражания  через  воспроизведение  усвоенных действий  к  творческой  деятельности,  определяют  влияние  индивидуально-психологических  особенностей  индивида  на  готовность  к  самостоятельной работе.  В  структуре  деятельностной  саморегуляции  выделяются  следующие компоненты:  осознание  цели,  условий,  программа  действий,  самооценка  и самокоррекция.  Сформированная  система  саморегуляции  деятельности является  психологической  основой  самостоятельности,  понимаемой  как комплексное  свойство  психики,  позволяющее  действовать  инициативно, творчески,  автономно (О.А.  Конопкин,  П.И.  Осницкий,).  Выделенные учеными  стадии  сформированности  самостоятельности,  зависящие  от преобладания  в  них  воспроизводящих  или  творческих  процессов,  служат основой  классификации  видов  самостоятельной  работы:  копирующий,  воспроизводящий, собственно самостоятельный, творческий[2, c.90].
По  определению  А.И.  Зимней,  самостоятельная  работа  представляется «как  целенаправленная,  внутренне  мотивированная  структурированная самим  объектом  в  совокупности  выполняемых  действий  и  корригируемая  им по  процессу  и  результату  деятельности.  Её  выполнение  требует  достаточно высокого  уровня  самосознания,  рефлективности,  самодисциплины,  личной ответственности,  доставляет  ученику  удовлетворение  как  процесс самосовершенствования  и  самопознания».  А.И.  Зимняя  подчёркивает,  что самостоятельная  работа  школьника  есть  следствие  правильно организованной  его  учебной  деятельности  на  уроке,  что  мотивирует самостоятельное  её  расширение,  углубление  и  продолжение  в  свободное время[9, c.45].
Можно  отметить,  что  единства  в  подходе  к  данной  проблеме  у  учёных не  существует.  Они  по-разному  толкуют  понятие «самостоятельная  работа», её сущность, содержание и структуру. Суммируя всё вышесказанное, к основным признакам самостоятельной работы учащихся можно отнести следующие:
− внешними признаками самостоятельности учащихся при выполнении заданий  являются  умение  планировать  свою  работу,  выполнять  задания  без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы; −систематическое  осуществление  учащимися  самоконтроля  за результатами  своей  работы,  корректирование  и  усовершенствование способов её выполнения;
−наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности;
−проявление  учащимися  самостоятельности  и  творческой  активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач;
−включение  в  задания  для  самостоятельной  работы  материала, усвоение  которого  способствовало  бы  целостному  развитию  личности учащегося, самообразованию и творчеству.
Таким  образом,  внешне  самостоятельная  работа  как  средство  обучения выступает  в  виде  самых  разнообразных  заданий,  внутренне  она  выражается через  познавательную  или  практическую  задачу,  которая  в  обучении  служит своеобразным  импульсом  для  включения  младшего  школьника  в  процесс учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

 

    1. Уровни и виды  самостоятельной работы  в начальной школе

 

Информация о работе Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка