Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты. Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.

Содержание работы

Введение
5
1
Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников…………………….

8
1.1
Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе…
8
1.2
Виды самостоятельной работы на уроках русского языка…………
12
1.3
Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы на уроках русского языка..……………….

15
2
Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе…..

18
2.1
Реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка……………………

18
2.2
Систематизация результатов


22
2.3
Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………….

30

Заключение……………………………………………………………..
33

Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая русский.docx

— 469.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Адрианова  А.Е.  Индивидуальная  самостоятельная  работа  над ошибками/ А.Е. Адрианова// Начальная школа. 1986. – №2. – С. 16–20
2. Алексеева  Л.Л.  Планируемые  результаты  начального  общего образования.  (Стандарты  второго  поколения)  /  Л.Л.  Алексеева.  –  М.: Просвещение, 2010. – 98 с. – ISBN 5–2500–0345–1.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно – историческое понимание развития человека : учебник / А. Г. Асмолов. — 4-е изд., испр. — М. : Смысл ; Издательский центр «Академия», 2010. — 448 с. ISBN 978-5-89357-258-2 (Издательство «Смысл») ISBN 978-5-7695-5790-3 (Изд. центр «Академия»)
4. Бакулина  Г.А.  Интеллектуальное  развитие  младших  школьников на  уроках  русского языка: 1–3  классы/ Г.А.  Бакулина. –  М.:  Владос, 2005. – 234 с.– ISBN 5-3456-0345–1.
5. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 176 с. ISBN 5-7695-0454-4
6. Боричевская  В.И.  Развитие  самостоятельности  мышления учащихся. // Начальная школа. - 1992. – №1. – С. 2–3
7. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся/ В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984.-С.56.– ISBN 4-2345-3445-1.
8. Гаркунова  И.Л.  Формирование  приемов  самостоятельной  работы на уроках чтения/ И.Л. Гаркунова// Начальная школа. – 1988. – №1. – С. 33–36.
9.  Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности/ Г.Гаврилычева// Воспитание школьников. – 2008 –. №5. – С.24 – 27
10. Дембицкая  Н.В.,  Обухова  Е.А.,  Бакулина  Г.А.  Методика интеллектуального развития  младших школьников  на  уроках русского  языка /  Н.В.  Дембицкая,  Е.А.  Обухова,  Г.А.  Бакулина.–  М.:  Владос, 2006. – 280с.– ISBN 3–4567–3467–1.
11. Зимняя,  И.  А.  Педагогическая  психология:  Учебник  для  вузов. Изд.  второе,  доп.,  испр.  и  перераб/  И.А.  Зимняя–  М.:  Лотос, 2000. – 384с.– ISBN 3–1234–45667–1.
12.  Калинина,  Н.В.  Учебная  самостоятельность  младшего школьника:  диагностика  и  развитие:  практич.  пос.  /  Н.В.  Калинина,  С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.– ISBN 5–3456–0345–1.
13.  Логинова  О.Б.,  Яковлева  С.Г.  Мои  достижения.  Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения) / под ред. О.Б.
Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 67 с. – ISBN 5–3456–0345–1.
14.  Оценка  достижения  планируемых  результатов  в  начальной школе: cистема  заданий/  М.Ю.  Демидова,  С.  В.  Иванов,  О.А.  Карабанова  и др.. М.: Просвещение, 2009. - 67 с. – ISBN 4–3267–0345–2.
15.  Пиче-Оол  Т.С.  Возможные  пути  решения  проблемы самостоятельной  работы  младших  школьников  с  текстом/  Т.С.  Пиче–  Оол //Начальная школа. 1991. – №9. – С. 31–36.
16. Пидкасистый П.И., Коротяев В.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. – М.: МГПИ, 1978.
17. Пидкасистый П.И., Коротяев В.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.: Знание, 1985.
18. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Просвещение, 1980.
19. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М.: Педагогика, 1972.
20. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
21.  Планируемые результаты начального общего образования[Текст] /  Л.Л.  Алексеева.  С.В.  Анащенкова,  М.З.  Биболетова  и  др.  –  М.  : Просвещение, 2010. – 145 с. – ISBN 5-3456-0345-1.
22.  Моро  М.И.,  Пышкало  А.М.  Средства  обучения  математике  в начальных классах/ М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.,1981 – 234 с. – ISBN 5–
1234-0345-1.
23.  Моро  М.И.  Самостоятельная  работа  учащихся  на  уроках арифметики  в  начальных  классах/ М.И.  Моро. – М.: 1983.- 123с. – ISBN 4–5634–2345–1.
24.  Пидкасистый  П.И.  Самостоятельная  деятельность  учащихся / П.И. Пидкасистый. – М., 1972.– 320 с. – ISBN 5–4568–2345–1.
  1. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ И.Ф. Харламов. — М.: Высш. шк., 2005. –  520с. ISBN 5-7357-0209-2
26.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПБ.: Питер, 2009.
27.  Щукина,  Г.И.  Активизация  познавательной  деятельности учащихся в учебном процессе/Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1988. – 152 с. – ISBN 5–4568–2345–1.
28.  Ямалтдинова,  Д.Г.  Организация  самостоятельной  деятельности учащихся/ Д.Г. Ямалтдинова// Начальная школа. – 2008. – №2. – С.8–9.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование: Министерство образования и науки РФ [электронный ресурс] ― Режим доступа ― URL: http://standart.edu.ru/      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А
(справочное)
Разноуровневые задания для самостоятельной работы на контрольном этапе

 

Задание1.
Уровень1.  Спиши текст. Подчеркни«вежливые» слова.
Никогда  я  столько  подснежников  не  видела.  Да  какие  все  крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо
вам, хозяева, за доброту вашу. Прощайте, братья-месяцы! (По С.Я. Маршаку)
Уровень2. Определи, диалог это или монолог, запиши.
Уровень3. Выпиши из второго предложения имена прилагательные.
Задание2.
Уровень1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Ястре(б,  п )  –  …,  арбу(с,  з)  –  …,  гара(ш,  ж)  –  …,  жира(в,ф)  –  …,
заво(т,д) – …, гвоз(д, т)ь– …, ёр(ж,ш) –…, вежли(в,ф) –…, хоро(ж,ш) –…. .
Уровень2. Напиши проверочные слова.
Уровень3. Раздели слова на две группы.
Задание3.
Уровень 1.  Найди  в  тексте  однокоренные  слова,  подчеркни  их  одной чертой.
В  лесу  своя  жизнь.  У  норы  лисы  играют  лисята.  Белка  учит  бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок.
Уровень2. Выдели корень в однокоренных словах.
Уровень3. Подбери к этим словам свои однокоренные слова.
Уровни  сформированности  умений  самостоятельной  работы  по русскому  языку: 1–воспроизводящий  уровень– 1  балл, 2–  реконструктивно-вариативный уровень– 2 балла, 3 – частично-поисковый уровень– 3 балла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б
(справочное)
Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников(по методике Н.В. Калининой)

 

Лист самооценки
Отметь  крестиком в каждом параметре один из показателей
I. Успеваемость:
1) Отличная
2) Хорошая
3) Средняя
4) Низкая
II. Мотивация:
Старательно выполняю самостоятельную работу, потому что:
1)  Мне это интересное
2)  Хочу получить хорошую  оценку
3)  Хочу, чтобы не ругали  родители
III. Активность:
1)  Предпочитаю  задания,  но  требующие  размышления,  объяснения своими словами.
2) Активно выполняю только  несложные задания.
3) Я не люблю самостоятельные  работы.
IV. Организованность:
1)  Выполняя  самостоятельную  работу,  умею  организовать  рабочее место, всегда вовремя выполняю самостоятельную работу.
2)  Скорее  всего,  умею  хорошо  организовать  рабочее  место,  иногда  не хватает времени для выполнения самостоятельной работы.
4)  Должен  признать,  что  совсем  не  умею  организовать  свою самостоятельную  работу  без  посторонней  помощи,  всегда  не  успеваю вовремя выполнить задания.
V. Ответственность:
1)  Любую  работу  на  уроках  и  дома  всегда  выполняю  без  помощи учителя и родителей.
2) Иногда выполняю работу  под контролем учителя или  родителей.
4) Всегда выполняю работу  под контролем учителя или  родителей.
VI. Самостоятельность:
1) Справляюсь с заданием  любой сложности без помощи  учителя.
2)  Без помощи могу  выполнить задания средней сложности.
3)  При выполнении заданий  всегда нуждаюсь в помощи учителя.

 

 

 

 

 

Приложение В
(справочное)
Бланк результатов исследования уровня учебной самостоятельности учащихся экспериментального 2 «А» класса на констатирующем этапе

 

ФИО учащихся

Диагностическая  методика

Методика  Н.В.

Калининой

Самостоятельная работа

Кол-во

баллов

уровень

Кол-во

баллов

уровень

1

Зонтов Иван

4

Средний

1

воспроизводящий

2

Бобров Кирилл

5

средний

1

воспроизводящий

3

Бурлакова Ксения

1

Низкий

1

воспроизводящий

4

Бурлаков Влад

1

низкий

2

реконструктивно-вариативный

5

Николаева Мария

2

Низкий

3

частично-поисковый

6

Пархоменко Николай

3

Низкий

3

частично-поисковый

7

Иванов Влад

4

Средний

2

реконструктивно-вариативный

8

Жуков Илья

6

Средний

2

реконструктивно-вариативный

9

Старостина Надя

9

Высокий

1

воспроизводящий

10

Краснова Валерия

11

Высокий

1

воспроизводящий

11

Кольцава Милана

4

средний

2

реконструктивно-вариативный

12

Дробышева Полина

2

Низкий

1

воспроизводящий

13

Чернова Лиза

1

Низкий

1

воспроизводящий

14

Лапшина Евгения

9

Высокий

3

частично-поисковый

15

Фролов Егор

11

высокий

1

воспроизводящий

16

Долгод Дмитрий

2

Низкий

2

реконструктивно-вариативный

17

Пашаев Андрей

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

18

Кутищев Виктор

2

низкий

1

воспроизводящий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г
(справочное)
Бланк результатов исследования уровня учебной самостоятельности учащихся контрольного2 «Б» класса на констатирующем этапе

 

ФИО учащихся

Диагностическая  методика

Методика  Н.В.

Калининой

Самостоятельная работа

Кол-во

баллов

уровень

Кол-во

баллов

уровень

1

Бобылева Елизавета

4

Средний

2

реконструктивно-вариативный

2

Демченко Дарья

3

Низкий

1

воспроизводящий

3

Дробышева Анастасия

1

Низкий

1

воспроизводящий

4

Калинина Арина

1

Низкий

1

воспроизводящий

5

Капралов Даниил

5

Средний

3

частично-поисковый

6

Карабаев Никита

3

Низкий

3

частично-поисковый

7

Качинская Надежда

9

Высокий

2

реконструктивно-вариативный

8

Кольцова Милена

6

Средний

2

реконструктивно-вариативный

9

Леженина Елизавета

9

Высокий

1

воспроизводящий

10

Мишукова Валерия

6

Средний

1

воспроизводящий

11

Трифонов Максим

4

Средний

2

реконструктивно-вариативный

12

Ушакова Виктория

5

Средний

1

воспроизводящий

13

Хохлова Елизавета

1

Низкий

1

воспроизводящий

14

Царицын Александр

9

Высокий

2

реконструктивно-вариативный

15

Шишулькина Софья

11

Высокий

1

воспроизводящий

16

Щелоков Арсений

2

Низкий

2

реконструктивно-вариативный

17

Маркин Андрей

7

средний

2

реконструктивно-вариативный

Информация о работе Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка