Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты. Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.

Содержание работы

Введение
5
1
Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников…………………….

8
1.1
Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе…
8
1.2
Виды самостоятельной работы на уроках русского языка…………
12
1.3
Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы на уроках русского языка..……………….

15
2
Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе…..

18
2.1
Реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка……………………

18
2.2
Систематизация результатов


22
2.3
Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………….

30

Заключение……………………………………………………………..
33

Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая русский.docx

— 469.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации
БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал) федерального  государственного   бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет дистанционных технологий

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Методика обучения русскому языку»

 

Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

 

БГТИ (ФИЛИАЛ) ОГУ050100.6215300

 

 

 

 

                                                                                 «Допустить к защите»
                                                                                 «___» _______________ 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бузулук 2015
Кафедра педагогического образования
                    Утверждаю
                                                     Зав. кафедрой
                                                      _____________________________
                                                           «_____» ___________________2015г.

 

 

Задание на курсовую работу

 

         Студенту 
  1. Тема работы «Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка».
2 Срок сдачи студентом  законченной работы «     » __________2015г.
3 Исходные данные к  работе: Перед теоретиками и практиками поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий системы дидактических средств в целях повышения активности и самостоятельности детей в учебном процессе.
4 Перечень подлежащих  разработке в работе вопросов:
  1. Изучить теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы на уроке.
  1. выявить структуру самостоятельной работы, а также ее уровни и виды.
  1. сформулировать общие условия эффективной реализации самостоятельных работ разных видов, условия перехода от самостоятельной работы репродуктивного характера к творческим работам, а также условия формирования мотивации учения в процессе выполнения самостоятельной работы.  
  1. Предложить рекомендации для учителей.
5 Перечень графического  материала таблицы, диаграммы___________________       
_________________________________________________________________
                            Дата выдачи задания «___» _____________ 2015г.
                            Руководитель _________________ (подпись)
                            Задание принял к исполнению «___» _______________ 2015г.
                                                        ___________________ (подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

В первой части «Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников» раскрываются сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе, уровни, виды самостоятельной работы и психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы младших школьников.
Во второй части «Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе» проводилась диагностика уровня сформированности учебной самостоятельности школьников, так же проводилась разработка и реализация разноуровневых заданий, и просматривалась динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников.
Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

5

1

Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников…………………….

 

8

1.1

Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе…

8

1.2

Виды самостоятельной работы на уроках русского языка…………

12

1.3

Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы на уроках русского языка..……………….

 

15

2

Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе…..

 

18

2.1

Реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка……………………

 

18

2.2

Систематизация результатов

 

 

22

2.3

Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………….

 

30

 

Заключение……………………………………………………………..

33

 

Список использованных источников…………………………………

35

 

Приложение А………………………………………………………….

37

 

Приложение Б………………………………………………………….

38

 

Приложение В………………………………………………………….

39

 

Приложение Г………………………………………………………….

40

 

Приложение Д………………………………………………………….

41

 

Приложение Е………………………………………………………….

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты. Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.
Ввиду существенной перестройки общественной, экономической и политической жизни страны, очевидной стала и перестройка образования, в содержании которого возросла необходимость разработки и освещения  психолого-педагогического аспекта проблемы формирования активности и самостоятельности детей уже в начальной школе. Перед теоретиками и практиками поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий системы дидактических средств в целях повышения активности и самостоятельности детей в учебном процессе. В связи со сказанным достаточно актуальной и сегодня является проблема разработки теории и методики организации самостоятельной работы на уроке в начальной школе. Самостоятельная работа на всех этапах исторического развития школы всегда являлась неотъемлемой частью процесса обучения, но различны были ее характер, место в учебном процессе, организация и руководство ею со стороны учителя.
В дореволюционной школе самостоятельная работа выполнялась учащимися главным образом дома во время приготовления уроков и сводилась преимущественно к зубрежке. Совершенно иной характер носит самостоятельная работа учащихся в современной школе. Она основывается на ясном понимании ими задач, которые ставятся учителем. Самостоятельная работа должна возбуждать внимание, интерес и творчество детей, она должна учить детей учиться. За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований А.Б. Баранова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, в которых рассматриваются различные стороны проблемы активности и самостоятельности учеников в процессе обучения. Достигнуты определенные успехи в разработке теории обучения, использования самостоятельных работ в системе уроков и домашних заданий (Е.Я. Голант, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон). Некоторые исследователи (Н.Д. Левитов, И.Я. Лернер, Л.М. Пименова и другие) делали попытки изучить развитие активности и самостоятельности у учащихся в динамике – от подражательной деятельности к творческой, стремясь на этой основе показать внутреннюю сторону самостоятельной работы.
 Однако многие публикации  особенно по проблеме деятельности  ученика в процессе обучения  и системе самостоятельных работ, посредством которой и решается  в основном задача подготовки  широко образованных, творчески  мыслящих людей, все еще носят  описательный характер. Первостепенное значение приобретает проблема деятельности ученика, теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности путей сочетания воспроизводящей и творческой деятельности в  процессе усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Это многочисленные исследования психологов и дидактов А.Б. Баранова, Л.И. Божович, А.Д. Ботвинникова, М.Ю. Зайчика, Т.В. Кудрявцева, И.И. Сулкевича, В.Д. Фатеева и других. Решение этой проблемы позволит теории и практике обучения учитывать перспективу дальнейшего совершенствования в нашей стране всей системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры.
Последние годы характеризуются стремительно растущим потоком научной информации, быстрым проникновением научных знаний в сферу экономики, хозяйства, технических процессов, быта. Темпы развития науки и техники так велики, что никакое увеличение объема программ и сроков обучения, как общего так и специального, не в состоянии угнаться за ними и обеспечить должный  образовательный эффект. Темпы развития научно-технической революции приводят к чрезвычайно быстрому «моральному износу знаний», в результате чего становится очевидным, что тот объем общенаучных и специальных знаний, которыми овладевает школьник, завтра может оказаться и обязательно окажется недостаточным.
Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у школьника способность  самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к постоянному самообразованию. Потребность приобретения знаний складываются у учащегося прежде всего в процессе выполнения им самостоятельных работ, в процессе самостоятельных поисков решения стоящих перед ним проблем – задач. Таким образом, изучение вопроса места и роли самостоятельной работы в процессе обучения имеет большое практическое значение.
Осмысление актуальности данной проблемы позволило сформулировать тему курсовой работы: «Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.
Объект исследования: урок русского языка 2 класса «В».
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.
Гипотеза исследования: эффективность организации самостоятельной работы в начальной школе обусловлена осуществлением ее в целостности и системности, во взаимосвязи преподавания и учения, обязательным формированием мотивации учения младших школьников.
Задачи исследования:
  • изучить теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы на уроке;
  • определить сущность, значение и роль самостоятельной работы для активизации учения младших школьников;

Информация о работе Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка