Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:11, курсовая работа
Описание работы
В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты. Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.
Содержание работы
Введение 5 1 Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников…………………….
8 1.1 Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе… 8 1.2 Виды самостоятельной работы на уроках русского языка………… 12 1.3 Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы на уроках русского языка..……………….
15 2 Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе…..
18 2.1 Реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка……………………
18 2.2 Систематизация результатов
22 2.3 Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………….
5.Сначала у учащихся
нужно сформировать простейшие
навыки самостоятельной работы(выполнение
схем и чертежей, простых
измерения, решения несложных задач
и т.д.). В этом случае самостоятельной
работе учащихся должен предшествовать
наглядный показ приемов работы учителя,
сопровождаемый четкими объяснениями,
записями на доске.
6.Для самостоятельной
работы нужно предлагать такие
задания, выполнение которых не
допускает действия по готовым
рецептам и шаблону,
а требует применения
знаний в новой ситуации.
Только в этом случае самостоятельная
работа способствует формированию
инициативы и познавательных способностей
учащихся.
7.Задания для самостоятельной
работы должны вызывать интерес
учащихся.
8.Нужно учитывать, что
для выполнения задания разным
учащимся требуется разный временной
промежуток.
9.При выполнении учащимися
самостоятельных работ любого
вида руководящая роль должна
принадлежать учителю. В организации
самостоятельной работы необходимо
учитывать, что для овладения
знаниями, умениями и навыками
различными учащимися требуется
разное время. Осуществлять это
можно путем дифференцированного
подхода.
Наблюдая за ходом
работы класса в целом и
отдельных учащихся, учитель должен
вовремя переключать успешно
справившихся с заданиями на
выполнение более сложных. Некоторым
учащимся количество тренировочных
упражнений можно свести до
минимума, а другим дать значительно
больше таких упражнений в
различных вариациях, чтобы
они усвоили новое правило и научились
самостоятельно его применять[12, c.90].
Именно при выполнении
самостоятельной работы имеется
реальная возможность выяснить
причину ошибки, а следовательно,
и правильно спланировать самостоятельную
работу учащихся, связанную
с совершенствованием навыков,
достижением прочных знаний,
рациональным использованием учебного
времени. Итоги самостоятельной
работы позволяют видеть ученику
его продвижение вперед. Какое
бы средство ни использовалось
для организации самостоятельной
работы, важно, чтобы оно развивало
деятельность учащихся и влияло на ее
конечный результат.
Таким образом, при
организации самостоятельных работ
необходимо соблюдать некоторые требования:
конкретность цели, определенный порядок
выполнения, соответствие
учебным возможностям учащихся,
сочетание различных видов деятельности,
обеспечение развития познавательных
способностей учащихся и формирование
привычки к самостоятельному познанию.
Эффективность организации самостоятельной
работы на уроке зависит от
учета индивидуальных возможностей
выполнения самостоятельной работы
детьми. При организации самостоятельной
работы учителю необходимо определить
меру помощи, необходимую каждому
ученику.
Экспериментальная
работа по организации самостоятельной
работы учащихся на уроках
русского языка в начальной школе
Диагностика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников
Для проверки выдвинутой
нами гипотезы мы организовали
экспериментальное исследование
в двух вторых классах средней
общеобразовательной школы № 4.
При этом 2 «А» класс(18 учащихся)
мы определили как экспериментальный,
а 2 «Б» класс (17 учащихся) –
как контрольный. Всего было
задействовано 35 человек. Экспериментальная
работа проводилась с декабря
по февраль 2015 г. И состояла из трех
этапов.
На констатирующем этапе
эксперимента с целью выявления
исходного уровня сформированности
самостоятельной учебной деятельности
учащихся была использована диагностика
параметров самостоятельной деятельности
младших школьников, разработанная
Н.В. Калининой.
Учащимся предлагалась
анкета, вопросы которой были
направлены на изучение таких
параметров учебной самостоятельности,
как: успеваемость, мотивация, активность,
организованность, ответственность
и самостоятельность. Каждый вопрос
имел три варианта ответа,
учащимся необходимо было выбрать
один ответ и отметить его
знаком «+». После суммирования
баллов, полученных каждым учеником,
определялись уровни сформированности
самостоятельной учебной деятельности:
Высокий уровень (8-12 баллов)
– успеваемость ученика отличная
или хорошая, учащийся проявляет
устойчивый учебно-познавательный
интерес к самостоятельной работе,
инициативу, если требуется
выполнить нестандартное упражнение,
самостоятельно выполняет самостоятельную
работу без помощи учителя,
умеет организовать свое рабочее
место, планировать время и способы
действия при выполнении самостоятельной
работы.
Средний уровень (4-7 баллов)
– успеваемость ученика хорошая
или средняя, учащийся проявляет
ситуативный учебно-познавательный
интерес к самостоятельной работе,
инициативу, если требуется
выполнить доступные задания, но
требующие размышления, выполняет
самостоятельно без помощи учителя
только задания средней сложности, умеет
организовать свое рабочее место,
планировать время и способы
действия при выполнении самостоятельной
работы.
Низкий уровень(0-3 балла)
– успеваемость ученика низкая,
учащийся не проявляет интерес
к самостоятельной работе, выполняет
самостоятельно без помощи учителя
только задания репродуктивного
характера, не умеет организовать
свое рабочее место, планировать время
и способы действия при выполнении самостоятельной
работы.
С целью выявления
уровня сформированности умений
самостоятельной работы учащихся
на уроках русского языка
была разработана диагностическая
самостоятельная работа, состоящая
из трех заданий. Каждое задание имело
три уровня сложности: 1 – воспроизводящий,
2 – реконструктивно-вариативный
и 3 – частично-поисковый. За
каждый правильно выполненный уровень
учащийся получал один балл.
Уровень3. Выдели корень
и приставку в словах. Придумай
свои слова
с приставками и предлогами.
Уровни сформированности
умений самостоятельной работы
по русскому языку:
Воспроизводящий уровень–
1 балл.
Реконструктивно-вариативный
уровень– 2 балла.
Частично-поисковый уровень–
3 балла.
На основе предложенных
диагностических методик были
получены результаты исследования
уровней сформированности самостоятельной
учебной деятельности и умений
самостоятельной работы по русскому
языку учащихся2 «А» и 2 «Б» классов,
которые получили отражение
на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 - Сравнительные результаты
уровня сформированности самостоятельной
учебной деятельности учащихся вторых
классов на констатирующем этапе эксперимента
Из диаграммы видно,
что в экспериментальном 2 «А»
классе 16% учащихся имеют высокий
уровень сформированности самостоятельной
учебной деятельности, у 32% школьников
выявлен средний уровень сформированности
самостоятельной учебной деятельности
и у большинства учащихся2 «А»
класса– 52% – выявлен низкий
уровень сформированности самостоятельной
учебной деятельности.
В контрольном 2 «Б»
классе 12% учащихся имеют высокий
уровень сформированности самостоятельной
учебной деятельности, у42% учеников
выявлен средний уровень сформированности
самостоятельной учебной деятельности,
и у 46% младших школьников
выявлен низкий уровень сформированности
самостоятельной учебной деятельности.
Результаты исследования
по данной методике показали,
что большинство учащихся контрольного
и экспериментального классов
не проявляли интерес к самостоятельной
работе, выполняли самостоятельно
без помощи учителя только задания
репродуктивного характера, не
могли организовать свое рабочее место,
планировать время и способы действия
при выполнении самостоятельной
работы. Лишь немногие ученики
проявляли устойчивый учебно-познавательный
интерес к самостоятельной работе,
инициативу, особенно если требовалось
выполнить нестандартное упражнение,
самостоятельно выполняли самостоятельную
работу без помощи учителя, могли
организовать свое рабочее место,
планировать время и способы действия
при выполнении самостоятельной работы.
Далее проанализируем
результаты исследования уровня
сформированности умений самостоятельной
работы у учащихся контрольного
и экспериментального классов представлен
на рисунке2.
Рисунок 2 - Сравнительные результаты
исследования уровня сформированности
умений самостоятельной работы по русскому
языку у учащихся вторых классов на констатирующем
этапе эксперимента
Из диаграммы видно,
что в экспериментальном 2 «А»
классе всего у 14% учеников
умения самостоятельной работы
по русскому языку сформированы
на частично-поисковом уровне,
у 40% учеников данные умения
сформированы на реконструктивно-вариативном
уровне и у большинства учащихся
2 «А» класса – 46% – умения
самостоятельной работы по русскому языку
сформированы на воспроизводящем уровне.
В контрольном 2 «Б» у20% учеников
умения самостоятельной работы по
русскому языку сформированы
на частично-поисковом уровне,
у 40% учеников данные умения
сформированы на реконструктивно-вариативном
уровне и у 40% младших школьников
умения самостоятельной работы
по русскому языку сформированы на воспроизводящем
уровне.
Итак, результаты констатирующего
эксперимента показали, что
у большинства учащихся как
экспериментального, так и контрольного
классов наблюдаются низкие показатели
сформированности учебной самостоятельности.
Разработка и
реализация разноуровневых заданий для самостоятельной
работы младших школьников на уроках русского
языка
На формирующем этапе
эксперимента нами были разработаны
и реализованы на уроках русского
языка в экспериментальном 2
«А» классе разноуровневые задания
для самостоятельных работ,
направленные на повышение уровня
сформированности навыков самостоятельной
учебной деятельности младших школьников.
Задания составлены в соответствии
с изучаемыми разделами курса
русского языка во 2 классе (УМК
«Гармония» авторы учебника «Русский
язык. 2 класс» Соловейчик М.С.,
Кузьменко Н.С.). Представленные
в Таблице 1 разноуровневые задания
вводились поэтапно и предлагались
для выполнения отдельному ученику,
группе учащихся или всему классу.
Таблица 1 ‒ Разноуровневые
задания для самостоятельных
работ по