Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты. Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.

Содержание работы

Введение
5
1
Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников…………………….

8
1.1
Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе…
8
1.2
Виды самостоятельной работы на уроках русского языка…………
12
1.3
Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы на уроках русского языка..……………….

15
2
Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе…..

18
2.1
Реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка……………………

18
2.2
Систематизация результатов


22
2.3
Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………….

30

Заключение……………………………………………………………..
33

Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая русский.docx

— 469.31 Кб (Скачать файл)
русскому языку для второго класса

 

Тема

Уровень сложности заданий

1

2

3

Воспроизводящий уровень

Реконструктивно-вариативный уровень

Частично-поисковый уровень

Виды

речи.

Диалог и

монолог

1. Выбери из данных

записей диалог и спиши

его.

1) – Заяц белый, куда

бегал?

– В лес зелёный.

– Что там делал?

– Лыки драл.

– Куда клал?

– Под колоду.

2) Удивительно, как это

Ёжику в голову пришла такая счастливая мысль! Ведь если бы Ёжик

не придумал чистить

звёзды, их бы давно уже

никто не видел. Вон, какая пыльная!

С. Козлов

1. Спиши диалог,

правильно оформив его

на письме. Поставь

знаки препинания

в конце предложений.

Лиса и заяц Почему, Заинька, у тебя такие длинные ушки Так надо, Лиса Почему, серенький, у тебя такие быстрые ножки А всё потому, Лисонька, что очень у тебя тихие шаги и очень острые зубы

1. Составь диалог из

вопросов и ответов

и запиши его.

Что вы делали сегодня

на уроке О том, как провёл летние каникулы

Какую оценку ты получил Мы  писали сочинение О чём ты писал в сочинении

Я получил пятёрку

 

2. Спиши текст. Поставь

знаки препинания в конце

предложений.

1) Какие красивые цветы

Они растут на Алтае Ты

знаешь их названия

2) Как хорошо за городом На полях золотится рожь Кто это расхаживает по Лугу Это аист

2. Составь из слов

предложения. Слово,

написанное с заглавной буквы, должно стоять первым. Запиши

получившийся

текст.

1) пришёл, на помощь, петух, Зайке

2) убежала, лес, плутовка, в, Рыжая

3) и, Дружно, звери, весело, живут

2. Раздели текст на

предложения и запиши его. Придумай и запиши название текста.

Дождик стучал по трубе он бил по стёклам кот Васька забился под стул ударил гром сверкнула молния кот испугался

грозы.

 

3. Спиши текст.

Подчеркни «вежливые»

слова. Определи, диалог

это или монолог, запиши.

Никогда я столько подснежников не видела.

Да какие все крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Прощайте, братья-месяцы!

По С. Маршаку

3. Найди в учебнике  по литературному чтению монолог (3-4

предложения) и спиши его.

3. Составь диалог на  любую тему и запиши его. Используй «вежливые» слова.

Текст.

Части

текста

1. Определи, какая группа

предложений составляет

текст, и спиши его.

1) Началась война. Идёт дождь. Я люблю свою школу! Папа читает газету.

2) День стал коротким.

Часто идёт дождь. Трава стала вянуть. Птицы летят в тёплые края.

1. Прочитай текст.

Спиши заголовок и основную часть текста.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

1. Спиши текст, вставь подходящие по смыслу слова.

Пришла зима. Трещат лютые. Все реки, пруды и озёра. Дети надели куртки. Они бегут кататься на и на.

 

2. Какое предложение в

тексте лишнее? Спиши текст без этого предложения.

В наших лесах живут лоси. Это очень красивые животные. Лоси питаются травой и ветками деревьев. На дереве сидит дятел.

2. Прочитай текст.

Письменно ответь на вопросы предложениями

из текста.

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой.

Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его

в живой уголок. Там живёт много животных.

1) Кого нашли Женя и  Зоя?

2) Что подумали ребята?

3) Чем дети кормили  ёжика?

4) Куда ребята отнесли  ёжика?

2. Запиши предложения  в такой последовательности, чтобы получился текст.

Подбери заголовок к тексту.

Антон взял прут и стал дразнить гусей. Больно ущипнул он Антона. За селом широкий луг. Гусь зашипел и кинулся

на мальчика. Гусиная семья щипала на лугу сочную травку.

 

3. Выбери только

предложения и спиши их.

Около школы большой сад. В нём растут. Школьный сад посадили ученики. Рядом с домом построили. Мы собираем большой урожай фруктов. На столе.

3. Выбери только

вопросительные предложения. Спиши их, поставь знаки препинания.

1) Лотос растёт в воде

2) Где прячут икру рыбы

3) Какое красивое озеро

4) Стоял тёплый весенний  день

5) За домами раскинулась

большая лужайка

6) Что за птицы трещат  в лесной тишине

3. Запиши предложения  в такой

последовательности,

чтобы получился текст.

Придумай и запиши название текста.

Дул сильный ветер. Мальчики взялись за руки и побежали в школу. Малыш боялся идти в школу один. Утром Коля вышел из дома. Выла вьюга. Он заметил Сашу.

Гласные

звуки.

Правописа

ние слов с

безударны

м гласным

звуком в

корне.

1. Прочитай. Вставь

пропущенные буквы.

Напиши проверочные

слова.

Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал,

др(а,о)жал, л(и,е)сёнок,

т(е,и)пло, зв(е,и)зда,

в(и,е)сло, ст(а,о)да,

т(и,е)мнота, ст(о,а)нал,

т(е, я,и)жёлый.

1. Прочитай. Вставь

пропущенные буквы.

Напиши проверочные

слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

1. Прочитай. Вставь

пропущенные буквы.

Напиши проверочные

слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло,

ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый. Придумай предложение

со словами из этой группы.

Звонкие и

глухие

согласные

звуки

 

1. Спишите. Вставьте

пропущенные буквы.

Напишите

проверочные.

Ястре(б, п) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь- …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .

1. Прочитайте слова.

Вставьте пропущенные

буквы. Напишите

проверочные.

Ястре… - …, арбу… - …,

гара… - …, жира… - …,

заво… - …, гвоз…ь- …,

ёр… -…, вежли… - …,

хоро… -….

1. Прочитайте слова.

Вставьте пропущенные

буквы. Напишите

проверочные.

Разделите слова на2

группы.

Ястре… - …, арбу… -

…, гара… - …, жира -

…, заво… - …, гвоз…ь-

…, ёр… -…, вежли… -

…, хоро… -….

 

2. Прочитайте слова.

Вставьте пропущенные

буквы.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

2. Прочитайте слова.

Вставьте пропущенные

буквы. Разделите на

группы. Запишите в3

столбика.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный,

поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка, здра?ствуйте, ла(п,

)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

2. Прочитайте слова.

Вставьте пропущенные

буквы. Разделите на

группы. Запишите в3

столбика.

Ры…ки, бли…кий,

кро…ки, чес…ный,

поз…но, свис…нул,

нахо…ка, здра…ствуйте, ла…пка,

сла…кий, иву…ка.

 

3. Распредели слова на

группы.

Гла(д,т)кий, сто(к,г),

ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба,

пиро(г,к), завя(с,з)ка,

но(ш,ж), хо(д,т),

карапу(з,с), вперё(т,д),

приба(ф,в)ка.

3. Спиши. Вставь

пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова.

Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…,

карапу…, вперё…,

приба…ка.

3. Распредели слова на  группы. Выпиши

каждую группу в

отдельный столбик.

Вставь пропущенные

буквы. Напиши

проверочные слова.

Гла…кий, сто…,

ука…ка, ко…ьба,

пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.

Допиши по 2 слова в каждый столбик.

 

4. Прочитай. Найди

слова с непроизносимой

согласной в корне  слова.

Ездить, езда, поезда,

поездка, наездник;

Звёздный, звезда,

звёздочка;

Свист, свистнуть,

свистеть, засвистел.

Честь, честный;

Вести, известить,

известный.

4. Выпиши слова с

непроизносимой

согласной. Обозначь орфограмму.

Ездить, езда, поезда- поез…ка, наез…ник; звезда, звёздочка– звёз…ный,

Свист, свистеть,

засвистел- свис…нуть;

Честь– чес…ный;

Вести, известить–

извес…ный.

4. Прочитай. Вставь

пропущенные буквы.

Напиши проверочные

слова.

Поез…ка- …,

наез…ник- …,

звёз…ный-…,

свис…нуть- …,

чес…ное- …,

извес…ный-… .

Синонимы и

антонимы

 

 

1. Прочитай слова, подчеркни  одной чертой синонимы, двумя чертами антонимы.

Доктор-врач, мороз-холод, холодный-теплый, смелый-трусливый, горят-пылают, метель-пурга, грязный-чистый.

1.Прочитай слова, раздели  их на две группы

Доктор-врач, мороз-холод, холодный-теплый, смелый-трусливый, горят-пылают, метель-пурга, грязный-чистый.

1.Прочитай слова, раздели  их на две группы, подбери синонимы и антонимы.

Доктор-___, мороз-____, холодный-____,

смелый-______, горят-_____, метел-______,

грязный-________.

 

2. Найди в предложении

синонимы, подчеркни.

Зябнет осинка, дрожит

на ветру.

2. Найди в предложении синонимы, подчеркни.

Зябнет осинка, дрожит на ветру. Подбери еще один синоним к данным словам(стынет, мерзнет).

2. Найди в предложении

синонимы, подчеркни.

Зябнет осинка, дрожит на ветру.

Подбери еще один синоним к данным словам(стынет,

мерзнет).

Пидумай свое предложение

с данными синонимами.

Однокоре

нные

слова.

1. Выдели корень в словах

Сахар, сахарница, сахарный

1. Подбери к слову

«сахар» днокоренные

слова, выдели корень

1. Подбери к слову «сахар»  однокоренные слова, выдели корень, составь с этими словами два предложения.

 

2.Выдели корень в

выделенных

однокоренных словах.

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок

2. Найди в тексте

однокоренные слова и выдели в них корень

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок

2.Найди в тексте

однокоренные слова и выдели в них корень.

В лесу своя жизнь. У норы лисы играют лисята. Белка учит бельчат прыгать. За лосихой бродит лосёнок.

Выпиши слово «играет», подбери к нему однокоренные слова.

Части

речи. Имя

существи-тельное

1. Подчеркни слова,

которые отвечают на вопросы кто? что? Дождь, поет, большой, иголка, лечит, зеленая.

1. Подчеркни слова, которые  отвечают на вопрос кто? – одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос что?

- двумя чертами.

Писатель, стол, гусь, юла, щука, врач.

1. Подчеркни слова,

обозначающие предметы живой природы, одной чертой, слова, обозначающие предметы неживой природы, - двумя чертами.

Высокая башня, хитрая лиса, глубокое озеро,

хищный зверь.

Составь с ними

предложения.

 

2. Подчеркни слова, которые  пишутся с заглавной буквы.

кот Барсик, корова Зорька, река Волга.

 

2. Выпиши имена,

фамилии, отчества людей и названия городов.

Мы учили стихи Александра Сергеевича

Пушкина. В нашей стране много древних красивых городов: ладимир,

Псков, Новгород.

2. Вставь пропущенные

буквы. Подчеркни имена собственные.

Возвратясь под вечер с_оля, Потеряла сережку_оля. Ту_ережку нашел

_ережка,

Прибежал, постучал

в окошко:

- Отыскалась твоя

_ережка!

 

3. Выбери слова и

напиши их в нужный столбик.

Кукла, тетрадь, ветер, малыш, снег, картина, воробей, учитель, гром.

Предметы:

Живые существа:

Явления природы:

3. Выпиши слова,

обозначающие предметы, в два столбика, вставь

пропущенные буквы.

Пригрело солнце,

раст.пило снег. Хл.потунья белка выл.зла из гн.зда. Выбрались из своих убежищ бобр, барсук и к.лючий еж.к.

Предметы живой

природы:

Предметы неживой

природы:

3. Запиши одним словом, расположи в два столбика.

Животное, дающее

молоко. Сильная буря в море. Зверек с длинными ушами. Заход солнца.

Ненастье с громом и молнией. Ребенок женского пола.

Предметы живой

природы:

Предметы неживой

природы:

 

4. Запиши имена

существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха,

совесть, сочинение, синица, правило.

4. Запиши имена

существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

4. Запиши имена

существительные по

родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце,

черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

В каждую группу допиши по два своих слова.

 

5. Образуйте из данных

слов слова во множественном числе по образцу: полено– поленья.

Звено- …, крыло-…,

стул- …, перо- …, лист

- …, край- …, пень- …,

день- …, колос- …, брат- …

5. Образуйте из данных слов слова во

множественном числе.

Звено- …, крыло-…,

стул- …, перо- …, лист- …, край- …, пень- …, день- …, колос- …, брат

- … .

5. Образуйте из данных

слов слова во

множественном числе.

Звено- …, крыло-…, стул - …, перо- …, лист- …, край- …, пень- …, день- …, колос- …, брат- … .

Допишите четыре своих слова.

 

6. Выпишите слова в таком порядке - существительные,

прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный,

ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро.

6. Выпишите слова в  таком порядке- существительные, прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь,

сиреневый, праздновать,

путешествовать,

хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, еребряный,

серебро.

В каждую группу допиши по два своих слова.

6. Выпишите слова по

частям речи.

Суббота, шампунь,

сиреневый, праздновать,

путешествовать,

хоккейная, терраса,

тоскует, яблочный,

ужинать, ужин, север,

северный, серебряный,

серебро,.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Части

речи.

Предлог

1. В один столбик

выпиши слова с приставками, в другой– слова с предлогами.

(За)платил, (за)плату,

(под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил,

(во)вред, (по)солил,

(с)солью, (с)резать,

(с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

1. Распределите слова  в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату,

(под)рисовал,

(под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата,

(по)ход, (на)ходка,

(по)лёт, (по)полю,

(от)винтил,

(от)винта,(по)вредил,

(во)вред, (по)солил,

(с)солью, (с)резать,

(с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

1. Распределите слова  в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату,

(под)рисовал,

(под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата,

(по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил,

(во)вред, (по)солил,

(с)солью, (с)резать,

(с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Придумайте свои слова с приставками и предлогами.


 

 

Формирование  навыков  самостоятельной  работы  учащихся  проходило поэтапно.  На  первом  этапе  младшие  школьники  учились  выполнять  учебные задания  на  основе  образца.  Вторая  стадия  отражала  формирование  среднего уровня  учебной  самостоятельности(операционные  действия).  На  этом  этапе младшие  школьники  учились  встраивать  способ  действия (анализ,  синтез, классификация и  т. д.)  в  учебную  деятельность,  применить его  в дальнейшем на новом материале. На высоком уровне учебной самостоятельности  задания позволяли  научить  учеников  действовать,  не  задумываясь  о  способе действия.
Задания  первого  уровня  сложности  включались  в  самостоятельную
работу  на  уроках  изучения  нового  материала.  Задания  второго  уровня сложности  использовались  в  самостоятельных  работах  на  повторение  и закрепление  изученного  материала.  Задания  третьего  уровня  сложности включались  в  самостоятельные  работы  по  завершению  изучения  какой-либо темы.  Задания  были  составлены  таким  образом,  что  их  можно  было предложить  отдельному  ученику,  группе  учащихся  или  всему  классу.  Это позволяло  реализовывать  дифференцированный  подход  в  обучении  и своевременно  определять  качество  усвоения  материала  на  обязательном  и более  высоком  уровне.  Выполнение  данных  заданий  давало  возможность школьникам  отработать  полученные  навыки,  а  также  побуждало  их  к осуществлению  различных  мыслительных  операций:  сравнению, обобщению, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Динамика  уровня  сформированности  учебной  самостоятельности младших школьников

 

Основной  целью  контрольного  этапа  эксперимента  стало  определение эффективности  предложенного  нами  комплекса  разноуровневых  заданий  для самостоятельных  работ  по  русскому  языку,  направленного  на  повышение уровня учебной самостоятельности второклассников.
Контрольный этап эксперимента заключался в повторном проведении в двух  вторых  классах  диагностических  методик,  описанных  в  разделе 2.1., содержание  заданий  для  самостоятельной  работы  было  изменено (Приложение В). Полученные результаты представлены на рисунках3 и4.
Рисунок 3 - Сравнительные результаты уровней сформированности самостоятельной учебной деятельности учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента
Результаты  контрольного  этапа  исследования  показали,  что  в экспериментальном 2  «А»  классе  самостоятельная  учебная  деятельность сформирована:  на  высоком  уровне −  у 40  %  учащихся (на 24%  больше  по сравнению  с констатирующим этапом); на среднем  уровне− у48% учащихся (на13 % больше по сравнению с констатирующим этапом); на низком уровне −  у 12%  учащихся (на 40%  меньше  по  сравнению  с  констатирующим этапом).
В контрольном2 «Б» классе результаты практически не изменились по сравнению  с  результатами  констатирующего  этапа,  и  навыки самостоятельной  учебной  деятельности  сформированы  во 2  «Б»  классе:  на высоком  уровне −  у 13%  учащихся (на 1  %  больше  по  сравнению  с констатирующим  этапом);  на  среднем  уровне −  также  у 42%  учащихся; низком  уровне −  у 45%  учащихся (на 1  %  меньше  по  сравнению  с констатирующим этапом).
Рисунок 4 - Сравнительные результаты  уровней сформированности умений самостоятельной работы по русскому языку учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента
Из  диаграммы  видно,  что  умения  самостоятельной  работы по русскому языку  сформированы  в  экспериментальном 2  «А»  классе  на:  частично-поисковом  уровне −  у 44  %  учащихся (на 20  %  больше  по  сравнению  с констатирующим  этапом);  реконструктивно-вариативном  уровне −  у 36% учащихся (на 16%  больше  по  сравнению  с  констатирующим  этапом); воспроизводящем уровне− у20% учащихся(на20 % меньше по сравнению с констатирующим  этапом).  Младшие  школьники 2  «А»  класса  стали проявлять  устойчивый  учебно-познавательный  интерес  к  самостоятельной работе,  инициативу,  научились  самостоятельно  выполнять  самостоятельную работу  без  помощи  учителя,  научились  организовать  свое  рабочее  место, планировать  время  и  способы  действия  при  выполнении  самостоятельной работы.  В  контрольном 2 «Б»  классе  результаты  практически  не  изменились по  сравнению  с  результатами  констатирующего  этапа  и  умения самостоятельной  работы  по  русскому  языку  сформированы  во 2 «Б»  классе на:  частично-поисковом  уровне−  также  у16 %  учащихся;  реконструктивно-вариативном  уровне −  у 39%  учащихся (на 1%  больше  по  сравнению  с констатирующим  этапом);  на  воспроизводящем  уровне −  у 45%  учащихся (на1% меньше по сравнению с констатирующим этапом). Обобщая  результаты  контрольного  этапа  эксперимента,  можно  сделать вывод о том, что в экспериментальном2 «А» классе значительно повысилось число  учащихся  с  высоким  и  среднем  уровнем  сформированности  учебной самостоятельности  и  понизилось  количество  учеников  с  низким  уровнем сформированности учебной самостоятельности.
Итак,  в  результате  проведенного  эксперимента  была  отмечена положительная  динамика  уровней  сформированности  учебной самостоятельности  у  младших  школьников  экспериментального  класса  по
сравнению  с  контрольным,  что  служит  доказательством  эффективности разработанных  и  реализованных  разноуровневых  заданий  для самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самостоятельная  работа  развивает  у  учащихся  инициативу,  упорство  в достижении  цели,  вырабатывает  умение  анализировать  факты  и  явления, учит  самостоятельному  мышлению,  служит  ведущим  средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной  работы  является  либо  новое  знание,  либо  углубление  и расширение  сферы  действия  уже  полученных  знаний.  В  начальной  школе проблема  повышения  роли  самостоятельной  работы  учащихся  обусловлена непрерывно  возрастающим  информационным  потоком  научных  и практических  знаний,  отражением  ее  значимости  в  образовательных документах  и  возрастными  особенностями  младших  школьников.
Самостоятельная  работа  в  учебной  деятельности  учеников  начальной  школы обеспечивается  высоким  уровнем  их  познавательной  активности  по критерию  саморегуляции  и  целеполагания,  которые  формируются  именно  в этом  возрасте.  Самостоятельная  работа  с  позиции  ученика  представляется как  вид  познавательной  деятельности,  а  с  позиции  учителя  ее  можно рассматривать  и  как  метод  обучения,  и  как  средство  вовлечения  учащихся  в познавательную деятельность, и как способ этой деятельности
Теоретический  анализ  литературных  источников  показал,  что  одни исследователи  определяют  самостоятельную  работу  как  метод  обучения, другие  как  форму  организации  учебной  деятельности,  третьи  рассматривают ее  как  средство  вовлечения  учащихся  в  самостоятельную  познавательную деятельность.  Также  было  установлено,  что  самостоятельная  работа  как средство  обучения  выступает  в  виде  самых  разнообразных  заданий, внутренне  она  выражается  через  познавательную  или  практическую  задачу, которая  в  обучении  служит  своеобразным  импульсом  для  включения младшего  школьника  в  процесс  учебно –  познавательной  деятельности.  В соответствии  с  уровнем  самостоятельной  продуктивной  деятельности учащихся  выделяются  четыре  типа  самостоятельных  работ:  по  образцу, реконструктивные, вариативные и творческие.
Самостоятельные работы следует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
В  процессе  обучения  применяются  различные  виды  самостоятельной работы  учащихся,  с  помощью  которых  они  самостоятельно  приобретают знания,  умения  и  навыки.  Все  виды  самостоятельной  работы,  применяемые  в учебном  процессе,  можно  классифицировать  по  различным  признакам:  по дидактической  цели,  по  характеру  учебной  деятельности  учащихся,  по содержанию,  по  степени  самостоятельности и  элементу  творчества  учащихся и т.д.
В  экспериментальной  части  исследования  был  определен  уровень сформированности  самостоятельной  учебной  деятельности  младших школьников  экспериментального  и  контрольного  классов,  разработаны  и апробированы  разноуровневые  задания  для  самостоятельных  работ  на уроках  русского  языка  в  начальной  школе  с  учетом  уровня сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности младших
школьников,  была  отслежена  динамика  уровня  сформированности самостоятельной  учебной  деятельности  младших  школьников экспериментального и  контрольного классов.
Таким  образом  цель  исследования  реализована:  разработаны  и апробированы разноуровневые задания для самостоятельных работ на уроках
русского языка в начальной школе.
Задачи  исследования  достигнуты:  проанализирована  психолого-педагогическая  и  учебно-методическая  литература  по  проблеме исследования,  выявлен  исходный  уровень  сформированности  учебной самостоятельности  у  учащихся  экспериментального  и  контрольного  классов, разработаны и применимы на уроках русского языка разноуровневые задания для  самостоятельных  работ,  выявлена  динамика  уровня  сформированности учебной  самостоятельности  у  учащихся  экспериментального  и  контрольного классов.
Гипотеза  исследования  о  том,  что:  организация  самостоятельных  работ на  уроках  русского  языка  в  начальной  школе  будет  способствовать повышению  уровня  сформированности  навыков  учебной самостоятельности младших  школьников  если:  разработаны  разноуровневые  задания  с  учетом уровня  сформированности  навыков  самостоятельной  учебной  деятельности младших школьников; выявлены и соблюдаются в образовательном процессе этапы  организации  самостоятельных  работ –  нашла  свое  подтверждение  в результатах теоретического и экспериментального исследований.

Информация о работе Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка