Роль самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:11, курсовая работа
Описание работы
В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты. Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.
Содержание работы
Введение 5 1 Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников…………………….
8 1.1 Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе… 8 1.2 Виды самостоятельной работы на уроках русского языка………… 12 1.3 Психолого-педагогические условия организации и руководства самостоятельной работы на уроках русского языка..……………….
15 2 Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе…..
18 2.1 Реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка……………………
18 2.2 Систематизация результатов
22 2.3 Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников………………………………………………….
Программа-максимум для любого
творчески работающего учителя – довести
как можно больше детей до четвертого
уровня самостоятельности. Однако следует
помнить, что путь к нему лежит только
через три предыдущих уровня. Самостоятельные
работы следует классифицировать по нескольким
дидактическим признакам, характеризующим
разные стороны одной и той же самостоятельной
работы. Все виды самостоятельной работы,
применяемые в учебном процессе, можно
классифицировать по различным признакам:
по дидактической цели, по характеру учебной
деятельности учащихся, по содержанию,
по степени самостоятельности и элементу
творчества учащихся и т.д.
В процессе обучения
применяются различные виды
самостоятельной работы учащихся,
с помощью которых они самостоятельно
приобретают знания, умения и
навыки. Все виды самостоятельной
работы, применяемые в учебном
процессе, можно классифицировать
по различным признакам: по дидактической
цели, по характеру учебной
деятельности учащихся, по содержанию,
по степени самостоятельности и
элементу творчества учащихся и т.д.
[14, c.90].
Исследования ученых-педагогов
и психологов позволяют условно выделить
четыре уровня самостоятельной продуктивной
деятельности учащихся, соответствующие
их учебным возможностям:
1.Копирующие действия
учащихся по заданному образцу.
Идентификация объектов и явлений,
их узнавание тупеем сравнения
с известным образцом. На этом
уровне происходит подготовка
учащихся к самостоятельной деятельности.
2.Репродуктивная деятельность
по воспроизведению информации о различных
свойствах изучаемого объекта, в основном
не выходящая за пределы уровня памяти.
Однако на этом уровне уже начинается
обобщение приемов и методов познавательной
деятельности, их перенос на решение более
сложных, но типовых задач.
3.Продуктивная деятельность
самостоятельного применения приобретенных
знаний для решения задач, выходящих за
пределы известного образца, требующая
способности к индуктивным и дедуктивным
выводам.
4.Самостоятельная деятельность
по переносу знаний при решении задач
в совершенно новых ситуациях, условиях
по составлению новых программ принятия
решений, выработка гипотетического аналогового
мышления.
Каждый из этих уровней, хотя
они выделены условно, объективно существует.
Дать самостоятельное задание ученику
уровнем выше – это в лучшем случае напрасно
потерять время на уроке.
В соответствии с
уровнем самостоятельной продуктивной
деятельности учащихся П.И. Пидкасистый
выделяет 4 типа самостоятельных работ:
− по образцу;
− реконструктивные;
− вариативные;
− творческие[25, c.45].
Каждый из них имеет свои дидактические
цели. Самостоятельные работы по
образцу необходимы для формирования
умений и навыков и их
прочного закрепления. Они формируют
фундамент для подлинно самостоятельной
деятельности ученика.
Реконструктивные самостоятельные
работы учат анализировать события,
явления, факты, формируют приёмы
и методы познавательной деятельности,
способствуют развитию внутренних
мотивов к познанию, создают
условия для развития мыслительной
активности школьников. Самостоятельные
работы этого типа формируют
основания для дальнейшей творческой
деятельности ученика[6, c.42].
Вариативные самостоятельные
работы формируют умения и
навыки поиска ответа за пределами
известного образца. Постоянный
поиск новых решений, обобщение
и систематизация полученных
знаний, перенос их в совершенно
нестандартные ситуации делают
знания ученика более гибкими,
формируют творческую личность.
Творческие самостоятельные
работы являются венцом системы
самостоятельной деятельности
школьников. Эти работы закрепляют
навыки самостоятельного поиска
знаний, являются одним из
самых эффективных средств формирования
творческой личности[12, c.50].
В зависимости от
дидактической цели выделяют
следующие виды самостоятельных работ.
1. Самостоятельная работа
с целью актуализации знаний.
Актуализировать опорные
знания и умения учитель
должен перед введением нового
материала и перед его закреплением.
Данная работа может носить воспроизводящий
и реконструктивно-вариативный
характер. Работы воспроизводящего
характера (или по образцу) –
это многочисленные упражнения
с полностью заданными условиями.
Работы такого вида учащиеся
выполняют с подробной инструкцией.
Работы реконструктивно-вариативного
характера требуют от учащихся
выполнения различных преобразований,
обобщений, с опорой на ранее
приобретённые знания и умения.
Здесь необходимо не только
воспроизвести отдельные функциональные
характеристики знаний, но и
структуру этих знаний в целом.
Тем самим знания углубляются,
сфера их применения расширяется,
они становятся более совершенными,
а мышление учащихся достигает
уровня продуктивной деятельности[6, c.50].
2. Самостоятельная работа
с целью освоения новых знаний.
Введение нового материала
может происходить на различных
уровнях познавательной активности учащихся.
Это зависит от сложности материала и
подготовленности класса. Работы
воспроизводящего характера (или
по 10 образцу) выполняются всецело
на основе образца или подробной
инструкции, в силу чего уровень
познавательной активности и самостоятельности
учащихся не выходит за рамки
воспроизводящей деятельности. Работы
реконструктивно-вариативного характера.
Здесь учащиеся должны видеть
и уметь применять опорные
знания и умения. Для этого необходима
система подготовительных вопросов
и заданий – только она позволит
организовать самостоятельную
работу данного вида. Работы
частично поискового характера
отличаются от предыдущих большей
степенью самостоятельности учащихся.
При таком виде работы целесообразно
предлагать дополнительный материал.
В работах исследовательского характера
учащимся самим предлагается
разрешить проблему, составить
алгоритм решения, сделать обобщение.
Большую роль здесь играет также система
подготовительных упражнений[6, c.45].
3. Самостоятельная работа
с целью закрепления и повторения
знаний и развития умений. Цель закрепления
– запоминание, систематизация,
обобщение и практическое применение
знаний и умений. Закрепление
– процесс длительный, и задания
должны предлагаться в определённой
последовательности: решение аналогичных
задач; выполнение заданий, где
осуществляется перенос знаний
в новые условия; включение
новых знаний в систему старых;
последними можно предлагать
задания творческого характера.
Для самостоятельного выполнения
можно использовать задания любого
вида. При закреплении самостоятельные
работы могут носить воспроизводящий
и реконструктивно-вариативный характер[14,
c.90].
4. Самостоятельная работа
с целью проверки знаний и
умений.
Цель проверки – определение
уровня усвоения знаний и
умений учащихся. Результат проверки–
выставление оценки. Работы
на этом этапе, как и при
закреплении знаний, могут носить
воспроизводящий и реконструктивно-вариативный
характер, задания предлагаются аналогичные.
Таким образом, применение
на практике разнообразных видов
самостоятельных работ способствует
совершенствованию умений работать
самостоятельно и развитию самостоятельности
ученика. Однако, любая работа
должна начинаться с осознания
учащимися цели действий и
способов действий.
Психолого-педагогические
условия организации и руководства самостоятельной
работой младших школьников
Эффективность самостоятельной
работы прямо зависит от
условий, обеспечивающих организацию
и планирование, управление
и контроль за системой самостоятельных
работ, позволяющих в рамках целостного
учебно-воспитательного процесса
параллельно использовать и
методы косвенного руководства
учебной деятельностью обучаемых,
и методы управления приобретением
ими навыков сознательной самоорганизации.
Естественно, создание таких условий
требует от учителя знаний
о психолого-педагогической специфике
содержания прямых и косвенных
методов управления познавательной деятельностью
учащихся в ходе выполнения ими самостоятельных
работ разного типа и их
назначения, умения своевременно
и правильно формулировать и
трансформировать цели, мотивы,
ориентиры и ценностные установки
на учебную деятельность. Кроме
того, важным является и умение
учителя реализовывать требование
своевременного и последовательного
включения самостоятельных работ
в процесс усвоения знаний[28, c.45].
Готовя самостоятельную работу
обучаемых, следует иметь в виду, что она,
как и любой вид учебного
труда, остается нейтральной
по отношению к
характеру познавательной
деятельности обучаемых, если
учитель предварительно не сформулировал
четко частно-дидактические цели
работы и не подобрал систему
познавательных задач, решение
которых позволит достичь сформулированных
целей. Дело в том, что
именно частно-дидактическая цель
и познавательные задачи, которые
учитель формулирует и подбирает
для каждого конкретного вида
и типа самостоятельной работы,
должны создавать предпосылки
для регуляции умственной активности
учащихся, вовлечения их в
планируемую познавательную деятельность,
управления ею.
Кроме того, методика
организации и проведения самостоятельной
работы должна учитывать необходимость
постепенного, строго регламентированного
и учтенного в единой системе
самостоятельных работ изменения
их частно-дидактических целей,
типов предъявляемых познавательных
задач, степени их трудности
и сложности. Такие изменения
на разных этапах обучения
способствуют развитию интеллектуальных
возможностей обучаемых, их
подготовке к непрерывному самообразованию
в дальнейшем[4, c.34].
При выполнении самостоятельной
работы необходимо осуществлять
разумное сочетание изложения
материала учителем с самостоятельной
работой учащихся по приобретению
знаний, умений и навыков.
В этом деле нельзя допускать
крайностей: излишнее увлечение
самостоятельной работой может
замедлить темпы изучения программного
материала, темпы продвижения учащихся
вперед в познании нового.
Учителю для успешной
организации самостоятельной работы
в классе важно использовать
различные методические рекомендации,
памятки. Это помогает им быстрее
овладеть необходимыми умениями,
усвоить определенный порядок действий
и некоторые общие способы
организации своей деятельности. Очень
важен контроль выполнения самостоятельной
работы. Каждую самостоятельную
работу необходимо проверять,
подводить ее итоги, определять:
что удалось лучше, а на
что следует обратить особое
внимание. Нужно распознать причину
появления ошибки – найти верный
путь к ее исправлению. Именно
при выполнении самостоятельной
работы имеется реальная возможность
выяснить причину ошибки, а,
следовательно, и правильно спланировать
самостоятельную работу учащихся,
связанную с совершенствованием
навыков, достижением прочных
знаний, рациональным использованием
учебного времени. Итоги самостоятельной
работы позволяют видеть ученику его продвижение
вперед[3, c.123].
Исходя из вышеизложенного,
можно дать некоторые методические
рекомендации по организации самостоятельной
работы на уроке:
1.Для того чтобы процесс
усвоения материала был более
прочным, самостоятельная работа
должна проводиться систематически.
2.Самостоятельная работа
должна носить целенаправленный
характер. Это достигается четкой
формулировкой цели работы.
Недооценка этого требования приводит
к тому, что учащиеся, не
поняв цели работы, делают не то,
что нужно, или вынуждены
в процессе ее выполнения
многократно обращаться за разъяснениями
к учителю. Все это приводит к нерациональной
трате времени и снижению уровня самостоятельности.
3.Задания для самостоятельной
работы должны требовать от
учеников волевых усилий, тренировки их
памяти, быстроты реакции, самооценки.
4.Самостоятельная работа
должна быть действительно самостоятельной
и побуждать ученика при
ее выполнении работать напряженно.
Однако здесь нельзя допускать крайностей:
содержание и объем самостоятельной
работы, предлагаемой на каждом
этапе обучения, должны быть
посильными для учащихся, а
сами ученики – подготовлены
к выполнению самостоятельной работы
практически и теоретически.