Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что современная наука располагает данными о том, что семья – первый наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Именно поэтому в функциях семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНА.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Актуальность рассматриваемой  проблемы является в том, что семья  с самого рождения ребенка является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического  опыта, и прежде всего опыта эмоциональных  и деловых взаимоотношений между  людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализация ребенка. Семейное воспитание, в отличии от воспитания общественного, имеет некую специфику, которая определяет его характер, содержание и организационные формы.

Прежде всего, эта специфика  выражается в то, что по своей  природе семейное воспитание основано на чувствах, поэтому парадокс семейного  воспитания заключается в том, что  изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать  как положительным, так и отрицательным  фактором воспитания.

Другой особенностью семейного  воспитания является тот факт, что  семья представляет  собой разновозрастную  социальную группу: в ней есть представители  двух, трех а иногда и четырех поколений. Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно ограничено сливается со всей деятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности.

Но в последнее время  наблюдаются некоторые особенности  развития современной семьи, что  не может не влиять на процесс воспитания и социализацию личности в целом. П.И. Пидкасистый выделяет ряд особенностей: - идет процесс разукрупнения семьи; - уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости; - увеличение количества разводов; - увеличение количества семей, имеющих одного ребенка.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве  нынешних семей основные силы и время  родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование своих детей.

 В связи с особой  воспитательной ролью семьи возникает  вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание  ребенка. Для  этого необходимо  точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Изучив, необходимую литературы мы, дали характеристику воспитательного  потенциала семьи. Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки: тип, структура, материальное положение, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, педагогическая компетентность, образование родителей и т.д. При этом все факторы необходимо рассматривать в совокупности, а не изолированно друг от друга.

Под педагогической компетентностью  родителей понимается такой уровень  их педагогической направленности, который  отражает степень их зрелости как  воспитателей и проявляется в  процессе семейного и общественного  воспитании. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с  другой – реализацию этого опыта  в повседневной деятельности.

Под нравственным воспитание понимается целенаправленный процесс  приобщения детей к моральным  ценностям человечества и конкретного  общества, формирование социально значимых качеств поведения.

В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной  среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Особое место внесли работы А.С. Макаренко. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С.Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена.

В России во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (1859-1939). В 60-е годы создается лаборатория семейного воспитания под началом Т.А. Марковой. Характеристикой современной семьи занимались такие ученые как: Е.П.Арнаутова, А.Я. Варга, О.П.Клыпа, Куликова Т.А, В.Я.Титаренко, Я.А. Ярцимович и др. Изучением формирование нравственно-волевых качеств в условиях семьи занимались: В.П.Дуброва, Н.А.Стардубова, Х.А.Тагирова.

Таким образом, можно свидетельствовать  о том, что данная проблема глубоко  и полно изучена в педагогической науке и представлена в специальной  литературе.

Проблема: Каким образом воспитательный потенциал семьи влияет на нравственное развитие ребенка.

Объект: Воспитательный потенциал  семьи.

Предмет: Влияние воспитательного  потенциала семьи на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Цель: Теоретически обосновать и практически подтвердить влияния  воспитательного потенциала семьи  на нравственное развитие ребенка

Задачи:

  1. Обобщить теоретические данные по проблеме исследования
  2. Изучить и определить уровень воспитательный потенциал семей воспитанников ДОУ
  3. Определить уровень нравственного развития детей
  4. Осуществить сравнительный анализ результатов и подтвердить влияние воспитательного потенциала семьи на нравственное развитие ребенка.

Гипотеза: Уровень воспитательного потенциала семьи обуславливает уровень нравственного развития ребенка дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был  использован комплекс теоретических  и практических методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседа, игровой метод, наблюдение, диагностика.

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния воспитательного  потенциала семьи на нравственное развитие ребенка

 

1.1. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка.

 

За тысячелетнюю историю  человечества сложились две ветви  воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное (детский  сад, школа, другие образовательные  учреждения). Каждая из этих ветвей, представляя  собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями  в формировании личности ребенка

«Ваше собственное поведение  самая решающая вещь. Не думайте, что  вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или  поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас  нет дома. Как вы одеваетесь, как  вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь  с друзьями и с врагами, как  вы смеетесь, читаете газету – все  это имеет для ребенка большое  значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят  до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже  воспитываете их плохо, и ваше недостойное  поведение будет иметь самые  печальные последствия!» Именно так просто, но очень четко писал  великий советский педагог А. С. Макаренко -  в своей книге  «Книга для родителей» о воспитании детей.

Современная наука располагает  многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку  оно дает ребенку всю гамму  чувств, широчайший круг представлений  о жизни. Кроме того, его сила и  действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью.

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего  мира, который так или иначе  влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые  удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный  образ которых запечатлевается  в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать, и оценивать своих самых-самых  родных людей, пользуясь представлениями  и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: «Мама  требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все  на свете знает. Если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети. В первые семь-восемь лет самое авторитетное - «Так мама сказала!», «Так велел папа».

В исследование Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые  определяют силу и стойкость семейного  воспитания: 

1. Глубокий эмоциональный, интимный характер. 

Эффективность семейного  воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают  всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности  окружающего мира. Родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.

2. Постоянство и длительность воспитательного воздействия.

Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся  нервной системы ребенка, которая  вырабатывает ответные действия на внешние  раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает.

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные деятельности.

Если в детском саду дети участвуют главным образом  в труде от случая к случаю, не всегда понимают его необходимость  для окружающих людей, то в семье  совсем иная картина. Уже у ребенка 1,5-2 лет могут быть постоянные обязанности: вечером уложить игрушки «спать», подать дедушке газету, поставить  скамеечку для ног перед креслом  бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливку комнатных растений, он сервирует  стол, помогает взрослым в уборке.

Выражение «дети - зеркало  семьи» при всей своей кажущейся  банальности удивительно точно  передает смысл ориентации ребенка  на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо.

Подражая близким, любимым  людям, следуя их «урокам жизненной  философии», ребенок овладевает формами  поведения, способами общения и  взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это, прежде всего самовоспитание родителей: очень  сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и  «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Вот почему в качестве первого  и очень важного фактора, который  определяет особую значимость семейного  воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными  институтами (детский сад, школа, детский  дом и др.). Таким образом, современная  наука располагает данными о  том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в  жизни человека. 

 

1.2. Понятие и сущность воспитательного потенциала семьи.

 

 

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал  семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет  однозначного толкования. По мнению Т. А. Куликовой, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными  возможностями, или воспитательным потенциалом.

Под воспитательным потенциалом  семьи современные ученые понимают характеристики, отражающие разные условия  и факторы жизнедеятельности  семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки:

• Тип

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются  в комплексном сочетании. С демографической  точки зрения выделяется несколько  типов семьи и её организации

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния — одновременное  состояние мужчины в браке  с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате  есть ограничение на количество жён  — не более четырёх

Полиандрия — одновременное  состояние женщины в браке  с несколькими мужчинами. Встречается  редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
    • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
    • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
  • патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

Информация о работе Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста