Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что современная наука располагает данными о том, что семья – первый наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Именно поэтому в функциях семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНА.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

родители стараются ответственно относиться к воспитанию детей в  семье, однако в

силу занятости, недостаточной  педагогической грамотности или  ряда причин

внутрисемейного характера  допускают отдельные ошибки в  воспитании ребенка;

знания родителей по педагогике и психологии имеют отрывочный характер, самообразованием не занимаются, не всегда умело применяют теоретические  знания на практике, педагогические методы чаще всего используют интуитивно, согласованность семьи и ДОУ  только в отдельных случаях, часто  с доверием относятся к детскому саду, но сами активного участия  в воспитательных делах группы не принимают;

 

3) низкий уровень: семья  относится к разряду неблагополучных;

внутрисемейные отношения  носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде

случаев и аморальный характер; родители или один из них оказывают

отрицательное влияние на формирование личности ребенка; в семье  отсутствуют

цели и задач семейного  воспитания, родители недостаточно ответственно, а в ряде

случаев безответственно  относятся к воспитанию своих  детей, не проявляют

должных требований к ним, плохо контролируют поведение, не прививают

положительных привычек; родители имеют низкий уровень  психолого-

педагогических знаний, не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей, к советам воспитателя  проявляют равнодушие.

Для выявления уровня нравственного  развития ребенка был использован  метод наблюдения за поведением ребенка.

Показатели нравственного  развития дошкольника

  1. Умение общаться со сверстниками
  2. Умение общаться со взрослыми
  3. Соблюдение общепринятых правил поведения
  4. Поддержание в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек
  5. Использование в речи «вежливых» слов
  6. Умение спокойно отстаивать свое мнение
  7. Умение подчинятся требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения
  8. Умение заботится о младших, помогать им, защищать тех кто слабее.

Уровни освоения программы 

Низкий. Поведение ребенка  неустойчиво, ситуативное. Хотя он имеет  представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто  поведение определяется непосредственными  побуждениями. Ребенок испытывает трудности  в общении, связанные с неумением  учитывать позицию партнера. Слабо  ориентируется в эмоциональных  состояниях окружающих. Наряду с добрыми  поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи. Отношение к будущему (к поступлению в школу) неопределенное.

Средний. Поведение и общение  ребенка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.

Выражает интерес  и стремление к своему будущему — к обучению в школе.

Высокий. Поведение и общение  ребенка устойчиво положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет  разными формами и способами  культурного поведения. Охотно вступает в общение.

Отличается высокой речевой  активностью, готовностью принять  общий замысел. Умеет сам выдвинуть  идеи, план действий, организовать партнеров.

Правильно понимает эмоциональные  состояния других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.

Проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится  овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом, узнать новое.

Данные показатели были взяты  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и т.д.

Для исследования внутрисемейных отношений был использован игровой  метод. Проективный тест «ПОЧТА» (модификация  теста Е. Антони и Е. Бине).(Прил. Б) Данный тест разработан психологами Е. Антони и Е. Бине, по мнению которых, в серии предлагаемых игровых заданий, по проявлениям ребенка можно сделать предположения об эмоциональной направленности его субъективного опыта с каждым из членов семьи.

 

2.2. Анализ полученных  результатов

 

На основе изучения сведений о родителях, проведении анкетирования (Прил. Б)

Среди родителей, наблюдений и игрового проективного теста «ПОЧТА»  с детьми. Была составлена карта  воспитательного потенциала семьи. В основе данной карты лежал анализ теоретических данных. За счет анализа  теоретических данных были определенны  следующие компоненты воспитательного  потенциала семьи:

- Психолого-педагогические  знания родителей;

-Традиции и обычаи;

-Участники образовательного  процесса;

-образование родителей;

Стиль общения родителей  с ребенком;

-Организация совместной  деятельности;

-Культурно-бытовые условия

Таблица 1 – Карта воспитательного  потенциала семей.

 

Компоненты воспитательного  потенциала семьи

Вдовины

Дубровины

Дубовы 

Лесниковы

Мартыновы

Палины

Петровы

Романцовы

Тамилины

Чуркины

Психолого- педагогические знания

С

С

С

С

С

Н

С

Н

С

В

Традиции и обычаи

В

В

С

В

В

С

В

С

С

С

Участники воспитательного  процесса

В

В

Н

В

С

В

Н

Н

С

В

Образование родителей

В

В

Н

В

В

В

С

С

В

В

Стиль общения 

С

С

В

В

В

С

В

В

С

В

Организация совместной деятельности

С

С

Н

В

Н

В

Н

С

В

В

Культурно- бытовые условия 

В

В

В

В

С

В

С

В

С

В


 

После получения данных был  проведен анализ полученных результатов  с целью выявления воспитательного  потенциала семьи.

Таблица 2 – уровень потенциала семей

Фамилии семей

Уровень воспитательного  потенциала

Вдовина

Высокий

Дубровины

Высокий

Дубовы

Средний

Лесниковы

Высокий

Мартыновы

Средний

Палины

Средний

Петровы

Средний

Романцовы

Средний

Тамилины

Средний

 Чуркины 

Высокий


 

Получив результаты по данным показателям, мы смогли выявить воспитательный потенциал каждой семьи.

Для выявления уровня нравственного  развития ребенка так же была составлена карта с показателями нравственного  развития.

Наблюдение за детьми проводилось  в течении всего дня на протяжении трех недель. Полученные результаты фиксировались.

Ниже представлены полученные результаты.

Таблица 3 – показатели нравственного  развития воспитанников.

Показатели нравственного  развития дошкольника

Данил В.

Вероника Д.

Полина Д.

Матвей Л.

Диана М.

Егор П.

Ярослав П.

Катя Р.

Камилла Т.

Саша Ч.

Умение общаться со сверстниками

В

В

В

В

С

В

С

Н

С

В

Умение общаться со взрослыми

С

В

С

С

В

С

С

С

С

С

Соблюдение общепринятых правил поведения

В

С

С

С

В

Н

С

С

С

В

Поддержание в порядке  своего рабочего места, тетрадей, книг игрушек

С

С

С

В

В

Н

С

В

В

В

Использование в речи «вежливы»  слов

В

С

С

С

С

В

С

Н

С

В

Умение спокойно отстаивать свое мнение

С

В

В

В

Н

Н

В

В

С

С

Умение подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения

В

В

С

В

В

С

В

В

С

В

Умение заботится о  младших, помогать им, защищать тех кто слабее

В

В

В

С

С

В

С

В

В

В




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получив результаты по каждому  показателю, мы выявили уровень нравственного  развития ребенка.

Таблица 4 – Уровень нравственного  развития воспитанников

 

Данил 

Вероника

Полина

Матвей

Диана

Егор

Ярослав

Катя

Камилла

Саша

Уровень нравственного развития

 

В

 

В

 

С

 

С

 

С

 

С

 

С

 

С

 

С

 

В




 

На завершающем этапе  опытно-педагогической работы был осуществлен  сравнительный анализ полученных данных в ходе исследования.

Данные результаты мы представили  в виде таблице.

 

Таблица 5 – Сравнительный  анализ воспитательного потенциала семьи и уровня нравственного  развития ребенка.

 

 

Фамилия семьи

Уровень потенциала семьи

Уровень нравственного развития ребенка

Имя ребенка

Вдовины

В

В

Данил

Дубровины

В

В

Вероника

Дубовы

С

С

Полина

Лесниковы

В

С

Матвей

Мартыновы

С

Н

Диана

Палины

С

С

Егор

Петровы

С

С

Ярослав

Романцовы

С

С

Катя

Тамилины

С

С

Камилла

Чуркины

В

В

Саша

Информация о работе Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста