Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:10, дипломная работа
В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что современная наука располагает данными о том, что семья – первый наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Именно поэтому в функциях семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.
Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.
В возрасте 3-7 лет у детей
складываются этические эталоны-образцы,
которые содержат более или менее
обобщенное представление о положительном
или отрицательном поведении
в жизненных ситуациях. Дошкольник
соотносит свое поведение не только
с конкретным взрослым, но и с
обобщенным представлением. То есть внешний
образец поведения взрослого
переходит во внутренний план, расширяя
возможности нравственного
В этом возрасте нравственные
представления дошкольника
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший
дошкольник понимает,
что норму необходимо
Таким образом, развитие моральных
суждений и оценок необходимо, но недостаточно
для нравственного развития. Главное
- создать условия, когда норма
морали начнет регулировать реальное
поведение ребенка, то есть установить
связь между нравственным сознанием
и нравственным поведением. Только
при наличии такой связи норма
становится мотивом поведения и
выполняет побуждающую смысло-
В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.
Критерии оценки нравственного развития:
В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.
Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.
Данные показатели были изучены и взяты из программы Васильевой «воспитание и обучение в детском саду», так как именно в ней декларативно выделен раздел Нравственное воспитание.
Показатели нравственного развития дошкольников:
Уровни развития: высокий, средний, низкий.
1.4. Анализ программных требований по формированию культуры поведения
Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую игру и коллективный труд детей. В других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы. Так, например, в программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание на формирование культуры поведения дошкольников.
На основе анализа содержания
нормативных документов, ориентированных
в целях и задачах на становление
базиса личностной культуры ребенка
в дошкольном возрасте, и соотнеся
целевые ориентиры, во-первых, с содержанием
раздела «Нравственная
• Недостаточно структурирован, содержательно прописан и интегрирован нравственный аспект личностной культуры.
• Отсутствуют рекомендации по проектированию предметно-развивающего пространства, направленные на реализацию потребностей ребёнка в самопознании и творческой самореализации.
• Не прописаны принципы отбора содержания, приобщающего ребёнка к непреходящим общечеловеческим ценностям, доступным пониманию ребёнка в дошкольном возрасте, не исключает возможность случайного подбора содержания, исходящего из субъективного видения педагога.
Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что сензитивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным.
В целом нужно отметить,
что вопрос о нравственном становлении
личности имеет ряд специфических
черт, в связи с которыми достаточно
трудно разграничить его и выделить
в отдельный раздел. Так процесс
нравственного воспитания есть организация
детей на преодоление и разрешение
жизненных противоречий, проблем, выборов,
конфликтов и столкновений, что должно
реализовываться во всех видах деятельности
на протяжении всей повседневной жизни
ребёнка. Поэтому, для более углубленного
и эффективного становления этого
процесса будет наиболее рационально
использовать специальные методические
пособия по формированию культуры поведения,
так как они позволяют
Так, например, методическое пособие «Что я знаю о себе» под редакцией Л.С. Колмогоровой предназначено для педагогов, воспитателей, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель - сформировать основы ценностного отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам.
В пособие входит блок специально организованных занятий, который обеспечен планами-конспектами. Занятия предполагают ориентировку ребёнка в явлениях собственной жизни, в самом себе, понимание и осознание себя, своих поступков, желаний на нравственной основе.
Подобного рода методические пособия дают возможность плавного внедрения аспектов нравственности в основную программу воспитания и обучения старших дошкольников в детском саду.
1.5.Нравственное воспитание
как фактор развития
Формирование культуры поведения у ребенка является одной из задач нравственного воспитания. Под нравственным воспитание понимается целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование социально значимых качеств поведения. Нравственные качества это сложное психологическое образование которые включают в себя пять компонентов: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
Основное задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.), воспитание коллективизма, воспитание любви к Родине, уважение и симпатия к трудящимся разных национальностей, воспитание у детей трудолюбия.
Культура поведения включает в себя:
1. Гигиеническое воспитание детей
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Воспитание культурно-
В младшем возрасте необходимые
навыки лучше всего усваиваются
детьми в играх специально направленного
содержания. Важно, чтобы эти игры
были интересны, могли увлечь детей,
активизировать их инициативу и творчество.
В старших группах большое
значение приобретают учебные мотивы.
Однако для более успешного
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому родители должен быть для них образцом.