Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что современная наука располагает данными о том, что семья – первый наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Именно поэтому в функциях семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНА.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

Следующее условие, необходимое  для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны  взрослых. Ребенок приобретает гигиенические  навыки в детском саду и, конечно, в семье. Обязанность родителей  – постоянно закреплять гигиенические  навыки, воспитываемые у ребенка  в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

2. Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек,  как существо социальное постоянно взаимодействует  с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила  поведения, обусловленные нормами  морали. Общение детей дошкольного  возраста, прежде всего, происходит в  семье. У ребенка, поступившего в  детский сад, круг общения расширяется  – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками  дошкольного учреждения.

Задача родителей и  педагогов – воспитывать у  ребенка культуру общения.

Необходимым условием для  всестороннего развития ребенка  является наличие детского общества, в котором формируются черты  нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного  поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения  осуществляется в тесной связи с  формированием у детей навыков  коллективизма. Формируя у ребенка  стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти  отношения содействовали формированию навыков    коллективизма. Важно  прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать  контакты со сверстниками: умение без  крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший  дошкольник должен уметь проявлять  к товарищу предупредительность  и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче  усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого  приобретают опыт положительного общения.

3. Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе

Культура труда и поведения  – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и  свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются  в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать  детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными  вещами, бережно относиться к общественному  имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к  предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые  предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко  и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время  в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее  место, аккуратно убрать после себя.

Знание правил и умение ими руководствоваться помогает дошкольникам приобрести навыки организации  свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность  заниматься тем, чем необходимо, расходовать  свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для  дошкольного развития организованности будущего школьника.

Каждый вид детской  деятельности (игры, труд, занятие) создает  благоприятные возможности для  осуществления определенных задач  воспитания, связанных с формированием  культуры поведения дошкольников.

Руководя любым видом  деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать  к него отношение к обществу, к  людям, к труду, к своим обязанностям.  Поведения включает в себя:

В советское время под  руководством Н. К. Крупской была разработана  концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к  Родине. Основное внимание уделялось  организации коллективных форм жизни  детей, с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка. После смерти Н. К. Крупской направления в концепции воспитания сохранились, но акценты и наполняемость ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и воспитание «для коллектива, через коллектив». В 50 — 80-е гг. XX в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р. И. Жуковская , Д. В. Менджерицкая, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Т. А. Маркова, А. П. Усова, З. Н. Борисова и позже — А. В. Булатова, В. Я. Воронова, В. В. Кондратова, Р. С. Буре, С. А. Козлова, Г. Н. Година, А. М. Виноградова, Н. Ф. Виноградова, А. Д. Шатова, Л. В. Загик, Д. О. Дзинтере, М. И. Богомолова, Д. В. Сергеева, Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Анциферова, Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева и др. В 80 — 90-е гг. XX в. продолжили изучение проблемы нравственного воспитания Т. И. Ерофеева, Г. И. Григоренко, Е. В. Шишлова, И. М. Княжева, Г. Н. Гришина, О. В. Артамонова, А. Ш. Шахманова, Е. С. Бабунова и др.

С течением времени ребенок  постепенно овладевает принятыми в  обществе людей нормами и правилами  поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного  воспитания являются появление и  утверждение в личности определенного  набора нравственных качеств. И чем  прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается  у личности, тем выше оценка его  нравственности со стороны окружающих. Как известно, дошкольный возраст  отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в  себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для  этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами  жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как  «социального проводника» очень  важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка.

По мере развития нашего общества, повышения материального  и культурного уровня людей возрастают воспитательные возможности семьи. Созданию благоприятных условий  для всестороннего развития детей  способствует, и ответственное отношение  большинства отцов и матерей  к своим родительским обязанностям.

Педагогические, психологические  и социологические исследования подтверждают огромную роль семьи в  формировании личности ребенка, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Семья располагает условиями, которые  наиболее соответствуют особенностям и потребностям детей этого возраста.

Атмосфера любви, взаимного  внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни  дошкольника играют главенствующую роль, определяют направление в его  деятельности, формирование эмоциональной  сферы становится основой развития ребенка.

Гуманные чувства, закладываемые  семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка.

Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, поведение детей к 6-7 годам, их отношения  с окружающими людьми приобретают  черты нравственной направленности, развивается способность произвольно  управлять поступками и чувствами  на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений  детей с окружающими. Активно  формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного  поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к  старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных  чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Изучение воспитательного  потенциала семьи и уровни нравственного  развития детей его влияния на нравственное развитие детей.

 

2.1. Организация и методика  исследования

 

Преддипломная практика была пройдена в городе Барнауле МБДОУ  «Детский сад №224» «Здоровье» комбинированного вида. МБДОУ посещает 291 ребенок; ДОУ  работает по аккредитованным программам:

-«Программа воспитания  и обучения в детском саду»  под редакцией М.А. Васильевой,

-«Детство» В.И. Логинова,

-«Программа воспитания  и обучения детей с ФФН»  Т.Б. Филичева,

-«Подготовка к школе  детей с ОНР в условиях специального  детского сада» Т.Б. Филичева.

Практика проводилась  в старшей группе, количество детей  в группе – 10.

В основе нашей исследовательской  работы лежало изучение и выявление  уровеня воспитательного потенциала семьи и уровня нравственного развития ребенка.

Для изучения потенциала семьи  были использованы следующие методы исследования:

- Метод анкетирования (письменный  опрос) этот метод позволяет  собрать много данных, интересующих  нас. Этот метод отличается  известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования: контактное (сам исследователь организует анкетирование и собирает опросные листы), заочное (в основе - корреспондентские связи, анкеты с инструкциями рассылаются разным респондентам, а потом возвращаются к исследователю).

 В зависимости от задач,  стоящих перед исследователем, а  также особенностей семей (респондентов) возможны разные типы анкет:  открытая (содержит вопросы, на  которые предстоит ответить испытуемому); закрытая (к вопросам даются возможные варианты ответов); смешанная (предлагаются возможные ответы, и одновременно дается право сформулировать некоторые ответы по-своему, особенно когда они выходят за пределы вопросов). Мы использовали контактное  анкетирование с открытым типом анкет.

Цель данного метода: Выявить  уровень потенциала семьи.

При составление анкеты для родителей  был использован план Куликовой  Татьяны Абрамовны составленный с учетом рекомендаций ученых (В.В.Котырло и С.А.Ладывир).[12, с. 98]

Вопросы к анкете для родителей:

  1. На основе, каких знаний вы воспитываете своего ребенка?
  2. Какие качества личности вы воспитываете в своем ребенке?
  3. Какие методы и приемы вы используете в воспитании ребенка?
  4. Какие трудности вы испытываете в формировании нравственного поведении ребенка?
  5. Какую совместную деятельность вы организуете в семье?
  6. К каким семейным традициям и обычаям вы приобщаете вашего ребенка?
  7. Как вы оцениваете уровень нравственного поведения вашего ребенка.

-Наблюдение этот метод изучения  семьи характеризуется целенаправленностью. Используя именно этот метод можно увидеть особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чем расспрашивают родители ребенка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.

Наблюдения проводились в часы утреннего приема и во время ухода  ребенка из детского сада.

Метод беседы. Этот метод был использован, так как она проходит в более  неформальной атмосфере и отношениями  между собеседниками.

С учетом цели исследования были определены три критерия оценки уровня

развития воспитательного  потенциала семьи: социальное благополучие семьи,

внутрисемейные отношения, педагогическая культура родителей. На основании

данных критериев были выделены три уровня развития воспитательного  потенциала

семьи:

1) высокий уровень: семья  относится к разряду благополучных; в семье

наблюдается полная согласованность  внутрисемейных отношений, наличие

взаимопонимания между членами  семьи; родители правильно понимают цели и

задачи воспитания в семье, осознают ответственность за воспитание детей перед

обществом, систематически занимаются воспитанием, осуществлением контроля за

поведением детей, создают  в семье необходимые условия  для успешного

воспитания; родители имеют  хорошую подготовку по вопросам педагогики и

психологии, активно занимаются самообразованием, повышением уровня

имеющихся знаний, правильно  и осознанно применяют соответствующие  методы и

приемы воспитания ребенка  в семье, согласуют свои воспитательные воздействия с

требованиями детского сада, прислушиваются ко всем советам воспитателя  и стараются реализовать их на практике;

2) средний уровень: социальное  благополучие семьи в пределах  допустимой

нормы; видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается,

однако проявляются отдельные  случаи отсутствия взаимопонимания  между членами

семьи; цели и задачи семейного  воспитания чаще ставятся не в соответствии с

требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений  данной семьи,

Информация о работе Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста