Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:10, дипломная работа
В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что современная наука располагает данными о том, что семья – первый наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Именно поэтому в функциях семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.
По итогом проведения исследовательской деятельность, нам удалось выяснить, что у 80% детей уровень нравственного развития соответствует воспитательному потенциалу семьи, у 20%- соответствие не подтвердилось.
Данные показания
При систематическом взаимодействии педагога с семьей можно повысить родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на основе проделанной экспериментальной работы выдвигаемая ранее гипотеза подтвердилась.
2.3 Разработка материала для родителей
Для повышения родительской компетентности
могут быть использованы традиционные
формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями
общих и наиболее актуальных вопросов
воспитания, обучения и развития детей
в семье и образовательном учреждении; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного
воспитания. Вместе с тем в последние годы
появляются и новые формы: организационно-
Качество педагогического просвещения
родителей повышается в зависимости от
актуальности выбранных тем, уровня организации
и ведения занятий (приглашение на занятия
родительского лектория авторитетных
специалистов: педагогов, психологов,
медиков, деятелей искусства и науки и
т.д.), использования технического оснащения.
Мы предлагаем примерную наиболее актуальную
тематику для организации родительского
всеобуча в дошкольном учреждении:
1. Семья и ее роль в воспитании
детей:
• Воспитательный потенциал семьи.
• Традиционные культурные ценности как
основа воспитания в семье.
• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских
отношениях.
• Иерархия отношений в семье и особенности
семейного воспитания.
• Значение воспоминаний о собственных
детских переживаниях в культуре родительства.
• Типичные недостатки семейного воспитания
и пути их преодоления.
• Способы общения и методы педагогического
воздействия на ребенка в семье.
• Диалог в семейном общении.
• Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье:
• Современная семья: возможности и проблемы
ее уклада.
• Необходимость семейных традиций в
жизни ребенка.
• Значение основных ценностей рода и
семейных традиций в детско-родительских
отношениях.
• В каждой семье свои традиции.(Прил.В)
• Этика и эстетика семейного быта.
• Возможности воспитания трудом в современной
семье.
• Семейный досуг игры, домашние праздники,
телевидение.
• Искусство создания детского праздника.
• Влияние фольклорных традиций на развитие
и воспитание ребенка.
• О ценности игрового и речевого общения
с ребенком в семье.
• Традиция семейного чтения.
3.Презентации семейного
опыта, родительские чтения — формы,
способствующие использованию позитивного
опыта благополучных семей, работы знаменитых
педагогов в просвещении родителей. Эти
формы дают возможность родителям не только
слушать лекции педагогов, но изучать
литературу по проблеме и знакомиться
с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские
чтения организуются после определения
вопросов педагогики и психологии, которые
наиболее волнуют родителей. Педагог вместе
со специалистами дошкольного учреждения
определяет литературу, с помощью которой
родители могли бы найти ответ на поставленные
вопросы, и рекомендует их прочитать. Через
определенное время проводятся родительские
чтения. Особенность родительских чтений
— анализируя книгу, родители должны изложить
собственное понимание вопроса и изменение
подходов к его решению после прочтения
книги.
— Семейное счастье — в чем оно?
— Наши семейные традиции.
— Наше свободное время.
— Секреты семейного воспитания.
— Трудно ли воспитывать детей?
— Вместе весело шагать...
— Особенности гендерного воспитания
и т.д.
4. Школа для родителей, малые академии
родителей (с учетом возраста и интересов
родителей) — дифференцированная форма
проведения психолого-педагогического
просвещения родителей (отдельно для молодых,
многодетных родителей, неполных семей,
отцов, бабушек, мам, семей "трудных
детей" и т.д.), позволяющая учесть интересы
и запросы той или иной группы родителей.
В "Школе молодого родителя" можно
построить работу с родителями так:
- Игра знакомств "Давайте познакомимся".
—Результаты психолого-педагогической
диагностики "Мотивационная готовность
ребенка к школе", советы родителям.
— Деловая игра "Поможем детям учиться".
— Дискуссия "Поощрения и наказания
в семье: польза и вред".
— Размышления родителей о воспитании
"Педагогические рецепты".
5. Вечера вопросов и ответов — проводятся
после проведения диагностики родительских
проблем, которые возникают в воспитании
детей и во взаимоотношениях с ними. На
подобные вечера приглашаются специалисты
(психологи, медики и др.). Такие встречи
помогают родителям осознать ту меру ответственности,
которая ложится на плечи по мере взросления
их ребенка. Вопросы на подобных вечерах
могут подниматься различные:
— Индивидуально-возрастные особенности
детей старшего возраста.
— Отцы и дети: преодоление "вечного
конфликта".
—Не бойтесь любить ребенка.(Прил.Г )
6. Педагогические практикумы, семинары направлены
на освоение родителями конкретных приемов
и методов семейного воспитания, оказание
помощи детям в деятельности по самообразованию
и самовоспитанию. Для того чтобы данная
форма принесла результат, требуется серьезная
подготовка, т.к. этому должна предшествовать
большая диагностическая, подготовительная
работа как самого педагога, так и родителей.
Темы, которые можно поднять на семинарах
и практикумах:
— Как помочь ребенку стать внимательным?
— Поощрение и наказание в семье.
— Нужно ли трудиться дома (в детском саду)?
— Конфликт в семье: как его преодолеть?
— Как правильно общаться?
Особенно эффективны в работе с родителями
нестандартные формы, которые дают возможность
родителям "попрактиковаться в воспитании",
проиграть всевозможные ситуации, исправить
педагогические ошибки в воспитании в
ненавязчивой форме, в процессе совместного
решения.
7. "Круглый стол", педагогический
треугольник, родительский ринг — подобные
формы дают возможность обсудить различные
ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления
конфликтных ситуаций, которые складываются
в самом хорошем коллективе, в ДОУ, в семье.
На обсуждение могут быть представлены
проблемные ситуации, складывающиеся
в семье, ситуации, которые складываются
в самом групповом коллективе. На одни
и те же вопросы одновременно отвечают
две семьи, либо родители и дети, либо педагоги,
родители и воспитанники. Затем изучаются
и анализируются различные точки зрения.
Данные формы играют огромную роль в просвещении
родителей, так как предлагают практическое
решение уже назревших проблем, которые
требуют чрезвычайных мер и немедленного
решения.
-«Воспитание культуры
поведения у дошкольников» (
8. Собрания-диспуты нацелены на выявление
и согласование различных точек зрения
в сообществе родителей и педагогов.
9. Проигрывание педагогических ситуаций дает
большую возможность для размышления,
активизации родителей и принятия совместных
решений.
Подобные формы предполагают тщательную
предварительную подготовку, которая
включает в себя:
— изучение проблемного поля воспитательных
затруднений и педагогических запросов
родителей. На основании этих проблем
готовятся ситуации для обсуждения;
— консультирование воспитателя со специалистами
(психологам, методистом и т.д.) с целью
подбора ситуации для обсуждения;
— создание из числа педагогов, психологов,
приглашенных специалистов группы экспертов
для анализа точек зрения и принятия правильного
решения.
Подобные формы начинаются с обсуждения
точек зрения на проблему, что позволяет
определить противоположные и общие воззрения
на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной
воспитательной ситуации.
Тематика подобных форм родительского
просвещения многообразна и определяется
при выявлении проблем в классе, семье,
школе:
— Семейные проблемы. Как их решать?
— Родители и дети. Взаимопонимание или
отчуждение?
— Трудный ребенок. Какой он?
— Ответственность. Как сформировать
ее у детей?
— Причины детской и взрослой агрессивности.
10. Педагогические мастерские, мастерские
общения — "психолого-театральное действо",
которое эмоционально и духовно переживается
участниками в его процессе:
— Игры общения в семье.
— Как правильно воспитывать детей?
— Проблемы общения в детском коллективе.
— Можно ли обойтись без наказаний.(Прил.Ж
)
— Педагогический такт родителей.
— Искусство любить детей.
11. Совместные собрания вместе с детьми —
формы работы, которые прекрасно сплачивают
родителей и детей, дают возможность родителям
"с другой стороны" увидеть своих
детей, их возможности и таланты, достижения
в дошкольной жизни:
— Способности ребенка, пути их развития.
— «Счастливые дети – счастливые родители»
(Прил.К )
— Взгляни на меня другими глазами.
— Вот и стали мы на год взрослее.
Данные формы многообразны. Они позволяют
взглянуть на возникшие проблемы с разных
сторон, глазами специалистов, педагогов,
детей и родителей. В работе с родителями
можно варьировать темы, формы проведения,
объединять различные формы в проведении
одного родительского собрания. Главное,
чтобы они затронули пап и мам, заставили
их еще раз пересмотреть свои точки зрения
на воспитание своих детей, сравнить и
стать своему ребенку помощником и другом.
12. Родительские конференции, сходы, съезды —
формы педагогического просвещения, предусматривающие
расширение, углубление и закрепление
знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными
и продуктивными являются конференции
по обмену опытом в воспитании детей, конференции,
посвященные теоретическим темам, где
одна и та же проблема рассматривается
с разных точек зрения. Проводятся на уровне
группы, ДОУ, микрорайона, района, города
не более одного раза в год, требуют тщательной
подготовки, предусматривают активное
участие родителей. К началу конференции
готовят фото-, изо-, книжные выставки,
выставки детского и семейного творчества,
перед конференцией объявляются всевозможные
конкурсы. На конференции (съезде, сходе)
принимаются определенные решения, намечаются
мероприятия по заявленной проблеме, могут
быть приняты обращения родителей.
Примерные вопросы для обсуждения:
— Национальные семейные традиции: вчера,
сегодня, завтра.
— Хорошие родители. Кто они?
— Как научить ребенка любить и быть любимым?
— Роль отца в воспитании.
— "Важней всего — погода в доме".
(Как избежать конфликтов в семье.)
— Роль семьи в выборе профессий.
— Нравственные уроки семьи — нравственные
законы жизни.
— Свободное время детей. Как его занять?
— Культура общения в семье и социуме
и др.
13. Тематические и индивидуальные консультации проводятся
по запросам самих родителей либо при
возникновении проблем, которые часто
носят конфиденциальный характер, требующих
безотлагательного решения. Родители
приглашаются для участия в тематических
консультациях с помощью специальных
приглашений. Проблема, выносимая на консультацию,
должна рассматриваться с различных позиций
— ребенка, родителей, педагога, окружения.
Во время консультации ни в коем случае
не сравнивать родителей и детей друг
с другом, проводить ее в доброжелательной
атмосфере, должна быть направленность
на положительную перспективу.
Возможные варианты тематических консультаций:
— Основы нравственных отношений в семье.
(Прил.Л )
— Поощрения и наказания. Каким им быть?
— Бабушка испортила мне сына (дочь). Так
ли это?
— Проблемы общения в семье.
—Что такое родительский авторитет? (Прил.
М )
— Грубость и непонимание в семье.
— Воспитание детей – воспитание родителей.(Прил.
Н)
Заключение
Нами была изучена следующая
проблема: «воспитательный потенциал
семьи как фактор нравственного
развития ребенка». Изучив психолого-педагогическую
литературу, мы сделали вывод о
том, что данная проблема глубоко
и полно изучена в
В результате проведения теоретического
анализа были получены данные, которые
позволяют сделать вывод о
том, что современная наука
Именно поэтому в функциях семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения. В наше время эта проблема стоит очень остро, так как современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на нравственное воспитание своих детей.
На основе изученных данных была
проведена опытно-
Как видно из исследования, уровень нравственного развития ребенка имеет зависимость от воспитательного потенциала семьи.
Разработанный нами тематический и методический материал поможет воспитателям дошкольного учреждения в повышении родительской компетентности и воспитательного потенциала семей воспитанников.
Список литературы
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы / Ю.П. Азаров. –М., 1993
2. Андреев Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие.-СПб.: Речь, 2004.-244с.
3. Васильева М.А. Прграмма воспитания и обучения в детском саду.-6 изд.,2010.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой,
Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 с— СПб.: Детство-Пресс, 2004.
5. Гранки А.Ю. «Е.А.Аркин
о семейном воспитании»
6. Доронова Т., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Программа «Радуга». Просвещение, 2011.-
7. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности/- М.: Просвещение, 1997.-211с
8. Евдокимова Е. Образ
взрослого в событийной
9. Зиновьева М.В. «Влияние
стиля родительского
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. –4-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416с.
11. Козлова С.А/ Нравственное
и трудовое воспитание
12. Кон И.С/ Ребенок и общество/ Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Москва: Издательский центр "Академия", 2003. 336 стр
13. Куликова Т.А. Семейная
педагогика и домашнее
14. Курочкина И. Н. Как
научить ребенка поступать
15. Кравченко А. И. Глава 16: Семья и брак // Социология. — М.: Проспект, 2010. — с. 272-352. — 544 с.
16. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников/ Г. П. Лаврентьева. - Киев : Рад. шк., 1988. - 125, [3] c.
17. Логинова В.И, Бабаева Т. И, Ноткина Н. А. Программа «Детство». – СПб.: Акцидент, 1997
18. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// журнал практическая психология 1998, -№3.
19. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) – М..: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. -256с.
20. Обухова Л.Ф. Детская
(возрастная) психология. Учебник. -- М.,
Российское педагогическое