Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что современная наука располагает данными о том, что семья – первый наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Именно поэтому в функциях семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНА.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

 

По итогом проведения исследовательской деятельность, нам удалось выяснить, что у 80% детей уровень нравственного развития соответствует воспитательному потенциалу семьи, у 20%- соответствие не подтвердилось.

Данные показания свидетельствуют  о том, что нравственное развитие ребенка напрямую зависит от воспитательного  потенциала семьи.

При систематическом взаимодействии педагога с семьей можно повысить родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что на основе проделанной     экспериментальной работы выдвигаемая  ранее гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Разработка материала  для родителей

 

Для повышения родительской компетентности могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания, обучения и развития детей в семье и образовательном учреждении; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения. 
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки и т.д.), использования технического оснащения. 
Мы предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в дошкольном учреждении: 
1. Семья и ее роль в воспитании детей:  
• Воспитательный потенциал семьи. 
• Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье. 
• Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. 
• Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания. 
• Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства. 
• Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. 
• Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. 
• Диалог в семейном общении. 
• Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье: 
• Современная семья: возможности и проблемы ее уклада. 
• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка. 
• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях. 
• В каждой семье свои традиции.(Прил.В)   
• Этика и эстетика семейного быта. 
• Возможности воспитания трудом в современной семье. 
• Семейный досуг игры, домашние праздники, телевидение. 
• Искусство создания детского праздника. 
• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка. 
• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. 
• Традиция семейного чтения.

3.Презентации семейного  опыта, родительские чтения — формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Родительские чтения организуются после определения вопросов педагогики и психологии, которые наиболее волнуют родителей. Педагог вместе со специалистами дошкольного учреждения определяет литературу, с помощью которой родители могли бы найти ответ на поставленные вопросы, и рекомендует их прочитать. Через определенное время проводятся родительские чтения. Особенность родительских чтений — анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. 
— Семейное счастье — в чем оно? 
— Наши семейные традиции. 
— Наше свободное время. 
— Секреты семейного воспитания. 
— Трудно ли воспитывать детей? 
— Вместе весело шагать...  
— Особенности гендерного воспитания и т.д. 
4. Школа для родителей, малые академии родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей "трудных детей" и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей. 
В "Школе молодого родителя" можно построить работу с родителями так:  
- Игра знакомств "Давайте познакомимся". 
—Результаты психолого-педагогической диагностики "Мотивационная готовность ребенка к школе", советы родителям. 
— Деловая игра "Поможем детям учиться". 
— Дискуссия "Поощрения и наказания в семье: польза и вред". 
— Размышления родителей о воспитании "Педагогические рецепты". 
5. Вечера вопросов и ответов — проводятся после проведения диагностики родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты (психологи, медики и др.). Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Вопросы на подобных вечерах могут подниматься различные: 
— Индивидуально-возрастные особенности детей старшего возраста. 
— Отцы и дети: преодоление "вечного конфликта". 
—Не бойтесь любить ребенка.(Прил.Г ) 
6. Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Для того чтобы данная форма принесла результат, требуется серьезная подготовка, т.к. этому должна предшествовать большая диагностическая, подготовительная работа как самого педагога, так и родителей. 
Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах: 
— Как помочь ребенку стать внимательным? 
— Поощрение и наказание в семье. 
— Нужно ли трудиться дома (в детском саду)? 
— Конфликт в семье: как его преодолеть? 
— Как правильно общаться?  
Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям "попрактиковаться в воспитании", проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения. 
7.  "Круглый стол", педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом хорошем коллективе, в ДОУ, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом групповом коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и воспитанники. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

-«Воспитание культуры  поведения у дошкольников» (прил.Д ) 
8. Собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов. 
9. Проигрывание педагогических ситуаций дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений. 
Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя: 
— изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения; 
— консультирование воспитателя со специалистами (психологам, методистом и т.д.) с целью подбора ситуации для обсуждения; 
— создание из числа педагогов, психологов, приглашенных специалистов группы экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения. 
Подобные формы начинаются с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации. 
Тематика подобных форм родительского просвещения многообразна и определяется при выявлении проблем в классе, семье, школе: 
— Семейные проблемы. Как их решать? 
— Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение? 
— Трудный ребенок. Какой он? 
— Ответственность. Как сформировать ее у детей? 
— Причины детской и взрослой агрессивности. 
10. Педагогические мастерские, мастерские общения — "психолого-театральное действо", которое эмоционально и духовно переживается участниками в его процессе: 
— Игры общения в семье. 
— Как правильно воспитывать детей? 
— Проблемы общения в детском коллективе. 
— Можно ли обойтись без наказаний.(Прил.Ж ) 
— Педагогический такт родителей. 
— Искусство любить детей. 
11. Совместные собрания вместе с детьми — формы работы, которые прекрасно сплачивают родителей и детей, дают возможность родителям "с другой стороны" увидеть своих детей, их возможности и таланты, достижения в дошкольной жизни: 
— Способности ребенка, пути их развития. 
— «Счастливые дети – счастливые родители» (Прил.К  ) 
— Взгляни на меня другими глазами. 
— Вот и стали мы на год взрослее. 
Данные формы многообразны. Они позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей. В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом. 
12. Родительские конференции, сходы, съезды — формы педагогического просвещения, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Проводятся на уровне группы, ДОУ, микрорайона, района, города не более одного раза в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К началу конференции готовят фото-, изо-, книжные выставки, выставки детского и семейного творчества, перед конференцией объявляются всевозможные конкурсы. На конференции (съезде, сходе) принимаются определенные решения, намечаются мероприятия по заявленной проблеме, могут быть приняты обращения родителей. 
Примерные вопросы для обсуждения: 
— Национальные семейные традиции: вчера, сегодня, завтра. 
— Хорошие родители. Кто они? 
— Как научить ребенка любить и быть любимым? 
— Роль отца в воспитании. 
— "Важней всего — погода в доме". (Как избежать конфликтов в семье.) 
— Роль семьи в выборе профессий. 
— Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни. 
— Свободное время детей. Как его занять? 
— Культура общения в семье и социуме и др. 
13. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу. 
Возможные варианты тематических консультаций: 
— Основы нравственных отношений в семье. (Прил.Л ) 
— Поощрения и наказания. Каким им быть? 
— Бабушка испортила мне сына (дочь). Так ли это? 
— Проблемы общения в семье. 
—Что такое родительский авторитет? (Прил. М ) 
— Грубость и непонимание в семье. 
— Воспитание детей – воспитание родителей.(Прил. Н) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нами была изучена следующая  проблема: «воспитательный потенциал  семьи как фактор нравственного  развития ребенка». Изучив психолого-педагогическую литературу, мы сделали вывод о  том, что данная проблема глубоко  и полно изучена в педагогической науке и представлена в специальной  литературе.

В результате проведения теоретического анализа были получены данные, которые  позволяют сделать вывод о  том, что современная наука располагает  данными о том, что семья –  первый наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Именно поэтому в функциях семьи  первостепенное значение, бесспорно, имеет  воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю  жизнь семьи и связана со всеми  аспектами ее деятельности. Но постоянное отсутствие родителей, физическое и  психологическое переутомление, связанное  со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и  гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что  одни родители не умеют растить и  способствовать развитию собственных  детей, другие не хотят, третьи не могут  в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому  должного значения. В наше время  эта проблема стоит очень остро, так как современные семьи  переживают не лучшие времена. В большинстве  нынешних семей основные силы и время  родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на нравственное воспитание своих детей.

На основе изученных данных была проведена опытно-педагогическая работа, в результате которой выдвигаемая  ранее гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.

Как видно из исследования, уровень  нравственного развития ребенка  имеет зависимость от воспитательного  потенциала семьи.

 

Разработанный нами тематический и методический материал поможет  воспитателям дошкольного учреждения в повышении родительской компетентности и воспитательного потенциала семей  воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Азаров, Ю.П. Семейная  педагогика: Педагогика Любви и  Свободы / Ю.П. Азаров. –М., 1993

2. Андреев Т.В. Семейная  психология: Учеб. Пособие.-СПб.: Речь, 2004.-244с.

3. Васильева М.А. Прграмма воспитания и обучения в детском саду.-6 изд.,2010.

4. Детство: Программа развития  и воспитания детей в детском  саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева,  Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой,

Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 с— СПб.: Детство-Пресс, 2004.

5. Гранки А.Ю. «Е.А.Аркин  о семейном воспитании»  журнал  Педагогика 2004, №6, С.80-84

6. Доронова Т., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Программа «Радуга». Просвещение, 2011.-

7. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности/- М.: Просвещение, 1997.-211с

8. Евдокимова Е. Образ  взрослого в событийной картине  дошкольного детства// Дошкольное  воспитание. -2008. -№11. –с.47-49

9. Зиновьева М.В. «Влияние  стиля родительского воспитания  на развитие предпосылок мировоззрения  у детей дошкольного возраста»  Психология наука и образование  2001 №1, с. 37-46

10. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. –4-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416с.

11. Козлова С.А/ Нравственное  и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.; Под ред. С.А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -С. 1-50.

12. Кон И.С/  Ребенок  и общество/   Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Москва: Издательский центр "Академия", 2003. 336 стр

13. Куликова Т.А. Семейная  педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. -232с.

14. Курочкина И. Н. Как  научить ребенка поступать нравственно.М.: Флинта, 2005. - 127 c

15. Кравченко А. И. Глава  16: Семья и брак // Социология. —  М.: Проспект, 2010. — с. 272-352. — 544 с.

16. Лаврентьева Г.П. Культура  общения дошкольников/ Г. П. Лаврентьева. - Киев : Рад. шк., 1988. - 125, [3] c.

17. Логинова В.И, Бабаева  Т. И, Ноткина Н. А. Программа «Детство». – СПб.: Акцидент, 1997

18. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// журнал практическая психология 1998, -№3.

19. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) – М..: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. -256с.

20.  Обухова Л.Ф. Детская  (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.

Информация о работе Семейный потенциал семьи как фактор нравственного развития ребенка дошкольного возраста