Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:10, шпаргалка
1 Методика как теория обучения иностранным языкам
2 Цели и содержание обучения иностранным языкам
3 Средства Обучения ИЯ
1 Методика
как теория обучения
Фактор, определяющий научную самостоятельность Методики: Методика располагает категориально-понятийным аппаратом и экспериментальной базой для проверки научных гипотез.
Попытки рассмотреть методику как прикладной языкознание или прикладную психологию. 30ые годы, проф.Рыт. Методика- прикладная лингвистика, практическое приложение сравнительного языкознания. Не было разработано системы методов исследования. Методические рекомендации строились на наблюдениях. 2ая половина 60ых (возрождение проблемы методики из-за языковых контактов) лингвисты ищут универсалии. Розенцвейг делает вывод о том, что языковые универсалии-зоны благоприятного изучения, а зоны контрастирования – неблагоприятные зоны интерпретации, трудности в усвоении. Методика становится прикладной областью лингвистики. Лингвистика- база для методики.
Проф. Беляев полагает, что методика – прикладная психология. Он анализировал деятельность анализаторов при изучении ИЯ. Эта точка зрения не получила распространения.
Нач. 40ых Методика определяется как педагогическая наука. У педагогики и методики один и тот же объект- процессы обучения, воспитания и научения в разных типах учебных заведений. Необходимо признать методику самостоятельной педагогической дисциплиной, т.к. есть свой предмет, закономерности, свои методы исследования.
Объект методики – все реальные педагогические явления связанные с обучением и воспитанием учащихся средствами ИЯ и некоторые результаты познания в этой области, выступающие в объективированном материальном виде (программы, учебники, средства обучения, пособия и др).
Предмет методики – вся проблематика, связанная с преподаванием ИЯ и изучением ИЯ как сферы деятельности и представляющая идел. Подсистемы знаний о целях, содержании, методах и приемах обучения.
Попытки выделить специфические методические закономерности
50ые годы Рахманов
1-Обучение ИЯ должно осуществляться на основе родного языка.
Учитель ИЯ должен изгонять родной язык с урока, но не может изгнать из сознания учащихся. (Сопоставительные методы – признают существование мышления на РЯ. Прямые методы – забывают о родном языке, не учитывают при обучении. Обучение ИЯ уподобляют обучению РЯ.)
5 форм опоры на РЯ:
Отбор языкового материала и последовательное введение
Сопоставление с РЯ при объяснении «остраннения»
Дозировка временных затрат при обучении конкретному материалу.
Исследование двуязычных упражнений
2- обучение ИЯ должно основываться у учащихся на формировании слухо-моторных связей независимо от цели обучения. С точки зрения психофизиологии мы говорим о неразрывности анализаторов коры головного мозга. При чтении необходимо воспринимать зрительный сигнал. Узнать слово – перекодировать сигнал в смысловую единицу. Графические сигналы не обладают смыслом, необходимо создавать слухо-моторый образ, т.к. в памяти они хранятся в слухо-моторных образах.
Методика – наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале ИЯ. Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения ИЯ независимо от того, о каком ИЯ идет речь. Частная методика изучает обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного ИЯ.
Прием – это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия.
Способ=прием
Метод – обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ИЯ, в основе которой лежит доминирующая идея решении главной методической задачи.
Система обучения – всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.
Форма работы- разный характер взаимосвязи между обучаемым и обучающим: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, командная.
Специфика предмета ИЯ
По номенклатуре целей и направленности
на ЗУН: общеобразовательная –
Щерба считает изучение ИЯ как средства человеческого общения. Гольскова отрицает эти цели, главное- овладение коммуникативной компетенцией, создание 2ой языковой личности.
Зимняя. ИЯ- беспредметен, беспределен и неоднороден. 1-трудно преподавать беспредметный урок. Сложно заинтересовать ребенка. 2-когда есть пределы в предмете, ребенок радуется достигнутому, а в языке необходимо все и сразу. Из-за этого делят ИЯ на сферы общения-темы. 3- язык понимается как глобальная деятельность общества, язык- система знаков со своими правилами. Специфика и изучения ИЯ как учебного предмета- необходимость знакомства с политикой, религией (язык+культура), отражение своей культуры в культуре изучаемого языка.
Существует классификация
В 20ые гг. Берлах- главное в ИЯ практические навыки. И так как нет общеобразовательного значения, предлагает изъять ИЯ из современной школы.
Корндорф и Михайлова попытались доказать, что у ИЯ есть общеобразовательное значение. Под содержанием образования надо понимать систему теоретических знаний.
Щерба. Обучение ИЯ- овладение речевой деятельностью как функцией человеческого общения. Изучение ИЯ не самоцель, но при помощи ИЯ можно и знания получать, и можно развивать любую творческую деятельность.
Современная позиция. ИЯ- еще одно средство общения. 2009г Обучение ИЯ предусматривает овладение не только языком, но и в целом с культурой изучаемого языка. –средство приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов.
Близость предметов ИЯ и РЯ.
Цели (практическая, общеобразовательная, воспитательная) общие и для Родного языка, и для ИЯ. Однако у предмета «родной язык» практические цели не на 1ом месте. Здесь на первом месте общеобразовательная цель. В ИЯ на 1ом месте коммуникативная/практическая цель-главная и ведущая, другие цели реализуются в процессе достижения коммуникативной цели.
Общеобразовательная цель - вклад в развитие мышления, совершенствование мыслительных операций и приобретение новых сведений. Вносится вклад в филологическое образование, сведения о странах изучаемого языка.
Щерба. При изучении ИЯ человек осознает свое мышление. В сознании человека, который никогда не владел ИЯ, мышление отливается в форме родного языка.
Воспитательная цель: формирование мировоззрения, развитие психических функций (внимание, память, ощущение, восприятие).Развивающая цель- воля, ответственность, владение собой, целеустремленность, трудолюбие,
2 Цели и
содержание обучения
Содержание обучения – это все то, чем должен овладеть учащийся на занятиях по языку. Основу содержания обучения составляют речевые навыки и умения.
Компоненты содержания обучения:
1. Языковой материал.
2. Речевой материал
3. Знания. Необходимо знание правил оперирования речевым материалом, т.е. правил его образования и употребления в процессе общения.
4. Навыки. Конечной целью овладения языком является формирование на основе приобретенных знаний речевых навыков и умений. Речевой навык - это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. Навыки вырабатываются в результате выполнения подготовительных упражнений.
5. Умения – это способность применять приобретенные знания и сформированные навыки в различных ситуациях общения.
Содержание обучения определяется
целями и обусловлено конкретно
исторически обстоятельствами, уровнем
развития методики и смежных с
ней наук, уровнем разработки средств
обучения (программы, учебники, учеб. пособия),
уровнем подготовки педагогических кадров.
Цели обучения:
^ Практическая цель. Учащиеся должны
овладеть ИЯ как средством общения, уметь
им пользоваться в устной и письменной
формах: при понимании речи на слух (аудирование),
в собственных высказываниях (говорение),
в чтении и письме.
^ Воспитательная цель. При обучении
осуществляется воспитание важных моральных
качеств личности.
^ Образовательная цель. Учащийся овладевает вторым языком и, следовательно, новым средством для выражения мысли. Правильное употребление языковых средств обеспечивает возможность понимать друг друга, воспринимать и передавать мысли при общении. Изучение ИЯ повышает общую языковую культуру выражения мысли как на родном, так и на ИЯ.
Развивающая цель.
4 группы умений и навыков:
учебно-организационные: формируются
в учебном процессе при использовании
разных режимов работы: учитель - класс,
при осуществлении
учебно-интеллектуальные развиваются
за счёт организации работы с учебным
материалом при соответствующей
его подаче.
учебно-информационные: как при работе
над устной речью, так и при чтении.
учебно-коммуникативные: Устная речь служит
и средством, и целью изучения
языка.
И. Б. Бим — СО: 1) языковой и речевой материал
разного уровня организации (от слова
до звучащего текста) и правила оформления,
и оперирование им («лингвистическая»
информация), элементы «языковой культуры»;
2) предметное содержание, передаваемое
с помощью этих единиц в рамках темы, применительно
к ситуации общения; 3) предметные и умственные
действия с иноязычным материалом, на
основе которых формируются знания, навыки
и умения в русле основных видов РД (экстралингвистической
информация).
С. Ф. Шатилов выделяет 4 основных аспекта.
1) Языковой материал, который должен
быть соответствующим образом
Г. В. Рогова: 1) лингвистический, 2) психологический;
3) методологический
^ Лингвистический компонент содержания
обучения — языковой материал: строго
отобранный фонетический, грамматический,
лексический минимумы и речевой материал,
а также образцы речевых высказываний
разной протяженности, ситуативно-тематически
обусловленные.
В обучении ИЯ в школе следует придерживаться
последовательности от речи к языку, т.е.
обучать системе языка через речь в процессе
организованного целенаправленного общения.
^ Психологический компонент содержания
обучения ИЯ — формируемые навыки
и умения
В результате осуществления речевой деятельности
формируются механизмы речи, обеспечивающие
восприятие при аудировании и чтении и
производство (порождение) речевых высказываний
(говорение, письмо). Предмет РД — (содержательный
план высказывания). РД находит реализацию
в конкретных действиях и операциях, которые
обеспечивают работу соответствующих
механизмов речи, ответственных за аудирование,
говорение, чтение и письмо.
В психологии речевое действие определяется
как процесс взаимодействия его компонентов
(участников общения; коммуникативного
намерения или цели; предметного содержания:
темы, ситуации; языковых средств; экстралингвистических
и паралингвистических средств), направленный
ан порождение высказывания в конкретной
ситуации общения.
^ Методологический компонент содержания
обучения ИЯ — связан с овладением
учащимися приемами учения, познанием
нового для них предмета, развитием самостоятельного
труда.
Учебный процесс невозможен без активной
деятельности учеников как субъектов
учения. При такой постановке вопроса
возрастает роль учителя как организатора
учебно-воспитательного процесса. Возникает
необходимость в смещении акцента с активной
деятельности учителя на активную деятельность
учащихся.
3 Средства Обучения ИЯ
Средства(отвечает на вопрос с помощью чего обучать иностранному языку)- всё то,что оказывает помощь в процессе обучения/изучения ИЯ дома и в классе.Проблема в том,как из большого кол-ва предлагаемых ср-в выбрать более эффективные. Средства бывают: обязательными (основными) и вспомогательными; ориентированными на ученика и на учителя; техническими и нетехническими. К основным отн. УМК (учебно-метод.компоненты)
Дополнит.ср-ва: различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самим учителем(книги для чтения;
• разнообразные видео- и аудиоматериалы;сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения;компьютерные программы;таблицы и схемы;карточки;
• картинки;музыка и песни). Технич-ие ср-ва:
аудио- и видеоматериалы.В настоящее время
на уроке иностранного языка трудно обойтись
без технических средств обучения.Нетехнич-е
ср-ва: картины,таблицы,фото,чертежи,
4.Современные
технологии обучения
современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний;
с другой стороны
– находить пути включения каждого
ученика в процесс урока, используя
индивидуальные особенности учащихся.
Овладевая коммуникативным