Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:10, шпаргалка
1 Методика как теория обучения иностранным языкам
2 Цели и содержание обучения иностранным языкам
3 Средства Обучения ИЯ
1. Знакомятся:с новыми словами,с речевыми моделями и клише, 1Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.2 Учатся быстро реагировать на определенные реплики.3Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.4 Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учителя. Путь «снизу вверх» 1. учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться образцом; 2. уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен; 3. предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся. Развивать умения: умение задавать вопросы разных типов; логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения; Обучение ДР осуществляется тремя способами: с использованием диалога-образца, на основе пошагового составления диалога, посредством создания ситуаций общения. Каждый из комплексов обладает своим набором упражнений, которые выполняются для достижения единой цели – обучение навыкам и умениям диалогического общения. Упражнения: подготовительные упражнения, формирующие материально-операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование); условно-коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определенной коммуникативной задачи, при которых учащиеся приобретают умения реплицировать (произносить стимулирующую и реагирующую реплики), соотносить действия друг с другом (утверждение – переспрос, вопрос – ответ), т.е. поддерживать двустороннюю активность. Контроль: качественные (адекватность реплик ситуации общения, смысловая и функциональная завершенность диалога, учет социального ранга, экспрессивность речи, темп, грамматическая, фонетическая чистота речи, структурное разнообразие реплик.) и количественные характеристики (бъем высказывания, т.е. количество реплик, отсутствие пауз.)
15. АУДИРОВАНИЕ
Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. На уроке практически невозм формировать лишь один речевой или языковой навык. Работа с аудиотекстами позволяет одновременно отрабатыв лексические, грамматические фонетические навыки. Аудиотексты дают инф для обсужд, что, в св оч предполагает дальнейшее разв-е нав говорения и письма. В этом случ аудир явл средством обучения. Термин “устная речь” предполагает как навыки аудир, так и нав говорен. Диалог как форма устноречев общ невозможен без хорошо сформир нав аудир и говорен. Аудир явл одним из сам сложн видов реч деят-ти Хар-ки аудир: 1) одноразовость предъявления - учиться поним текст с первого предъявл, т.к. в реальн повт часто исключ 2) невозможность изменить речь собеседн и приспособ его речь к своему поним – у каждого свой стиль 3)объективные трудности, препятствующ поним речи с первого раза.
А- понимание воспринимаемой на слух речи, составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
Структура реч.деят.Как и всякая другая деятельность человека, РД определяется уровневым или фазным строением.
По И.А. Зимней, в структуру РД
входят побудителъно-мотивационная, ориентировочно-
Говорение и А— две взаимосвязанные стороны устной речи. Фазы слушания и говорения в общении перемежаются. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.
Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устная форма общения, направленная на установление контакта с другими лицами.
Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и заканчивая самостоятельным развернутым высказыванием.
Роль Аудирование дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.
Хаар-ка А. как ВРД А-внешневыраженный процесс внутренней активности вызванный необходимостью формирования и формулированиязаданного из вне смыслового содержания,тюею необходимостью решения мыслитю задач вербальными средствами для самого себя(Зимняя)
А как цель и ср-во: Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через А.идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры. И в то же самое время А облегчает овладение говорением, чтением и письмом.
Механизмы А (Задейств.всепсихич.процессы(
Соловова: 1-реч. слух ,2-память(долговрем.,
В отеч методике выдел 4 основн механизма аудир: речевой слух, память (кратковр - 10с и долговр, оперативн), вероятностное прогнозир – порождение гипотез, предвосх ход событ (смысловое прогнозир – опред знанием контекста и линвистич прогнозир – опред объемом семант поля и смысловым прогн. ), артикулирование – внутреннее проговар, чем чётче проговар – тем выше ур аудир.
Трудности
Объективные:
1-от условий А (услов.А,
2лингвистич.(особ.говорящего(
3-текстов.специфика(тема высказывания,структура и композиция,кол-во предъявлений)
Субъективные(уровень функц.
Уровень сформир А навыков1. Уровень фрагментарного
(поверхностного) понима¬ния.2. Уровень
глобального (общего) понимания.(mult.choice)3.
Уровень детального (полного) понимания.(close
test, ответы на вопросы,пересказы планы))4.
Уровень критического понимания.(комментирование,
Упр-я1.подготовит(1) упр., напр. на сня¬тие трудностей лингвистического характера и 2) упр., напр. на преодоление трудностей психологи¬ческого характера.)
2.Речевые упражнения
+упр-я на развит. механизмов А.
Система упражнений на разв-е нав аудир. 1) Повтор инояз речи за диктором а) в паузу б) синхронно. Считается базовым, развив все 4 мех аудир. (услыш, разбить на синт – речев слух; запомнить, чтобы повт – память; вспомнить по догадке - вероятн прогноз; собсно прогнозир – артикулир-е). Особ хорошо тренир механизмы аудир при синхронном проговар. 2) Упражнения на развитие речевого слуха. Можно использ 1) аудир со зрит опорой – печ текст с иллюстрац 2) направленное аудир – на узнав конкретных слов, структур и извлеч инф. Может сопровожд действ – встать, хлопн в лад, показать карточку и т.д. 3) Упражнен на трен памяти – 1) согласиться или опровергн – подготовленное аудир.2) Сравнить прослуш с печатным 3) Запомнить все точные данные – даты, имена, и т.д. – затем повторить в той же посл 4) Сгруппировать прослушенн по как-л принципу или призн, стар не пропустить сл. 5) Прослуш слова, повторить лишь те, кот относ к как-л теме. 4)Упражнен на трен вероятностного прогнозир 1) Подобрать как м больш опред к слов 2) Состав словосочет с сущ, гла, нар 3)состав наиб типичн словосочет в рамках ситуац и перевести их 4) Упражн в логич развит смысла – закончить фразу, текст и т.д.5) определ содержан по заголовку, иллюстрац, ключ слов Система работы с аудиотекстами: Работу с аудиотекстом можно разб на 3 этапа: 1) до прослуш 2) во времы прослуш 3) после прослуш На дотекстовом этапе можно: 1) обсуждать вопросы/утвержд до прослуш – содерж вопросов/утверждений – не безлик, не примит 2) Догадка по заголовку/ нов слов/ иллюстрац! – о содерж 3) Кратк излож основн темы учит, введен в проблематику текста – можно превраит в беседу, опред что уч-ся уже знают о пробл. Этап прослуш – важна новизна задан, чтобы не потер мотивац 1) Прослуш текст и встав слова в предлож - почему пропущ именно эти 2) Прослуш слова и сказать, какие из предлож словосоч употребл в нём без измен 3) Прослуш и сказ какие опред к след словам в нём встреч. 4) Закончить предлож-я. 5) Прослуш и сказать что в нём говор о том-то и о том-то 6)Прослуш и найти русский/ англ эквивал в параллельн стоблце Послетекстов этап: Использовать ситуац текста в кач-ве языковой/ речевой / содержат опоры для развит умений в устной и письм речи!
16. ПИСЬМО
В лингвистике письмо – это граф система как одна из форм плана выражения. В методике под письмом понимается овладение учащимися графич и орфографич системами языка для фиксации речевого и языкового мат в целях его лучшего запоминания и в кач- вевспомогат ср-ва для овладения устной речью и чтением. Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мысли в графической форме. В методике письмо и письменная речь часто не противопост. На начальном и среднем этапе формирование письменной речи не рассматр в кач-ве цели обуч. Письмо как самост вид речевой деят-ти используют лишь на старшем, завершеющем этапе.
Письмо(лингв)-графич. система единиц,сост. из многочисл.форм выражения мыслей, чувств, эмоций.Письмо(мет)овладение учащимися графич. и орфографич. системами ИЯдля фиксации речевого и языкового материалав целях лучшего запоминанияи в кач-ве помощника в овладении устной речью и чтением
Письм. речь-процесс выражения мысли
в граф. форме, кот. представл. собой кодирование
информации с учетом графич. каналов связи.(Структура
п.речи:1эт.-мотивационно-
Лингвистич. особ. письм речи-1- форма построения высказывания,2- использ разых языковых регистров в завис от типа сообщения,3-наличие более сложной синтаксич стр-ры по сравн. с письм речью.4-невозможность скорой ответной реакции.
Обуч. письму как цель и средствоКак цель-научить писать на иностранном языкете же тексты,кот. Образованный человекумеет писать на родном.
Как средство-способств. развит.навыков говорения особ монологич речи.
Содержание обучения письму
В обучении письму всегда идут от простого к сложному поэту на начальном и среднем этапах нет цели формировать письменную речь.Такая цель ставится лишь на старшем этапе.
Обучение графикеОбучение графике в свою очередь связано с решением двух задач: овладение звуко-буквенными отношениями(обратная связь с чтением) и установление связей между различными функциональными вариантами каждой буквы. На данном этапе нужно учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки, писать правильно буквы,учить правильно соединять буквы в словах(сложности-межъязыковая и внутриязыковая интерференция)
Упр-я-на определение букв,написание букв под диктовку,узнать буквы написанные в воздухе,окончание написания буквы,контрольное списывание доски,самодиктанты,
Обучение орфографииСложности из-за исторического и идеографического принципов орфографии. В настоящее время обучение орфографии строится на основе правил и аналогии.
Упр-я-1группа-выписывания,
Важное место имеют наглядные пособия.
Обучение различным формам записи(промежут. этап перед обучением письм. речи)
Упр-я:списывание с доп.заданием, выписываниеиз текста или со слуха ключевых слов, ответов на вопросы, доводов, основных идей,упражнения на трансформации,нахождение ошибок,на логическое развитие замысла,на сжатиеи расширение текста.
Обучение письменной речи, Трудности-отсутствие опор,психологические затрудн.
Упр-я 1-подготовительные(с моделями)-трансформация моделей,распространение высказывания.2-речевые
Если письмо – это графика и орфография, то. Обучение графике: В совр прграммах определ-ся, что учащ-ся должны писать полуписьменным, полупечатным шрифтом. Пропись не нужна, создаёт дополнит трудности. На начальном этапе: 1)Учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать 2) Учить писать эти буквы правильно 3) Правильно соединять буквы в словах. Возможные трудности:межъязыковая интерференция; внутриязыковая интерференция. Как обучать графике: 1) Знакомство с буквой. Учитель называет её, говорит какие она может передавать звуки, и, если есть возможность, называет знакомые учащимся слова, в которых эта буква есть. 2) Написание. Учитель пишет на доске медленно, либо используют специальные пособия 3) Ученики пишут буквы по контурам, потом самостоятельно 4)Закрепление графического навыка. Задания: а)Написать буквы под диктовку; б) написать первую букву слов, произносимых учащимся; в) можно предложить учащимся узнать букву дибо по контуру в воздухе, либо на доске; г) закончить написание буквы, начатой учит; д) контрольное списывание букв и слов с доски; е) навыки также закрепляются при помощи самодиктанта (сами спис и сами провер) Обучение орфографии: Типологические группы написания слов и возможные трудности: 1)написание на основе фонетического принципа (кол-во букв = кол-ву звуков); 2) Слова, которые пишутся с буквами, не имеющими звукового эквивалента. В англ яз очень много. Снимать трудности: объяснять правила чтения. Учить слова-исключения. 3) Слова с типичными буквосочетаниями. Основная трудность в том, что правила могут меняться (head - great). 4)Трудные, словарные слова. Объяснить нельзя, можно только учить. Чаще всего это очень старые слова с древним корнем. Иногда сюда относ заимствования. Упражнения и задания на формирование орфографичесих навыков: рифмовка слов; группировка слов на основе фонемных соответствий; предложить учащ подобрать как можно больше слов с конкретным звуком или фонемой; группировка слов на осн графемных соответствий. Выбор слов, в кот разные звуки перед одной и той же графемой; вставить пропущенные буквы – лучше подбирать трудные слова!; закончить начатые слова; найти ошибки в данных словах - раньше такие зад считались недопустимыми; просто списать слова; зрительный диктант; словарный диктант/контрольный диктант. Обучение различным формам записи: Этот этап явл промежуточным перед обучением письменной речи. На этом этапе письмо может выступ в промеж роли. Упражнения и задания: 1) списывание с дополнительным заданием (раскрыть скобки, вставить проп слова) 2) Выписывание из текста или записыван со слуха при прослуш текста Записывание со слуха или выписывание из текста ответов на вопросы, либо аргументы «за» и «против», либо примеров на употребление слов или граммат структур. 3) Упражнения на трансформацию: перефразировать; передать одну и ту же мысль разн спос; передать то же самое разн способ 4) нахождение в предлож или в тексте ошибок, связ с наруш лексич, граммат или стилистич навыков; 5) завершить предлож; вопросы к ответам или ответы на вопр; соединить разрозненные части в логическом порядке; предвосхищ окончания текста, котор был прослуш лишь частично 6) упражнения на сжатие текста 7) упражнения на расширение текста; расширять можно за счёт прилаг, глаголов, предложений, собственн мыслей и комментариев. Составление плана-конспекта либо схемы-опоры. Обучение написанию различных письменных текстов: К оконч школы учащиеся должны владеть навыками написания различных типов текстов: резюме; сопровождающих резюме писем; уметь заполнять бланки; письма и статьи в молодежные журналы или газ; написание реценз на книгу или фильм; написание различн рассказов по карт, о событиях в личной ж; инструкции; репортажи. Задача учит – найти или разработать опоры для напис этих текстов для учеников. Как писать о прочитанном рассказе:1) о чём рассказ а)говорится ли в заголовке, о чем р б) кто является главными гер; в) что мы узнаём о них из расск г) кто рассказ историю 2) Кажутся ли герои реальными? Почему? 3)Где происх опис события?4) В чем конфликт расск? А) в каких сценах к? б)кто участвует в к? в) конфликт между гер? Между гер и окр миром? г) внутр конфл главн гер? д)как разр конфл? е) случ ли у вас похож?5) оказ ли соб влияние на гер? в чём изм проявл? 6) понра? а) удивил/ утомил? б)заста заду?