Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
Нормы и положения:
1)проведения бесплатного
общего и политехнического
2)создание сети дошкольного образования;
3)полное осуществление
принципов единой трудовой
4)обоего пола детей обучение;
5)светский характер обучения;
6)снабжение детей обувью,
одеждой, учебная литература
Наша страна из отсталой
аграрной превращалась в передовую
индустриальную державу. Бурным развитием
культурной революции, завоеваниями которой
явилось ликвидация неграмотности,
осуществление всеобщего
В истории советского общества 30-е годы ознаменовались историческими завоеваниями советского народа в политической, экономической и культурной областях.
По всему Советскому Союзу
развернулась энергичная работа по введению
всеобщего обязательного
Постановления ЦК ВКП(б) об организации и содержании работы советской школы.
В 1931 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе».
ЦК ВКП(б) предложил построить политехническое обучение в тесной связи с прочным усвоением основ наук.
Вскоре после этого постановления были утверждены новые учебные планы, построенные на основе предметного преподавания, составлены и во втором полугодии 1931/32 учебного года введены в действие новые программы по основным учебным предметам. Обобщив результаты этого изучения, ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».
ЦК ВКП(б) определил, что
основной организационной формой учебной
работы являются урок с твердым составом
учащихся и определенным расписанием;
при обучении должны применяться
систематическое изложение
Большое значение для улучшения воспитательной работы имело постановление ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации», принятое в апреле 1932 года в связи с десятилетием этой организации.
В результате этого постановления, проникнутого большой любовью и вниманием к детям, во всех республиках стали открываться и расширять свою
работу Дворцы и Дома пионеров, детские туристские станции и базы.
Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Но учебно-воспитательная работа школы стала принимать все более односторонний характер: не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937 году отменено, школьные мастерские оказались ликвидированными и накопленный опыт советской школы по трудовому воспитанию не использовался. Учитель является центральной фигурой учебного процесса в школе.
9 апреля 1935 года было
принято постановление СНК
Развитие педагогической науки.
В 30-е годы расширяются научные исследования по вопросам дидактики и теории воспитания.
Серьезному пересмотру в этот период подверглись важные вопросы теории обучения: воспитание активного мышления учащихся во всех звеньях учебного процесса, связь теории с практикой в обучении, учет возрастных особенностей учащихся и индивидуальный подход к ним, дидактические требования к уроку и др.
В конце 50-х-60-е годы наша страна вступила в период развитого социализма.
В 1958 году верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который установил в нашей стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
Программа Коммунистической
партии Советского Союза, принятая на
ХХП съезде партии (19961), провозгласила
необходимость всеобщего
Наиболее важными задачами
в области народного
В соответствии с решениями ХХШ съезда КПСС (1966) Центральный Комитет партии и Совет Министров СССР 10 ноября 1966 года приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В постановлении были определены меры по укреплению материально-технической базы общеобразовательной школы (строительство новых улучшенных зданий, разработка и выпуск новых учебных пособий и оборудования для школьных кабинетов и мастерских, необходимого спортивного инвентаря и т.п.).
Согласно этому постановлению
произошла определенная перестройка
учебно-воспитательного
На основе этого государственного
документа выпускники восьмилетних
школ могли продолжать образование:
в общеобразовательных полных средних
(десятилетних) школах (1Х-Х классы),
в средних специальных учебных
заведениях – техникумах (3-4 года обучения),
в средних профессионально-
В июне 1972 года на основе решений ХХ1У съезда партии ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Это постановление подвело итоги длительной напряженной работы партии, Советского государства, органов народного образования, работников школы и указало пути совершенствования и улучшения качества учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений, осуществляющих всеобщее среднее образование.
Перед органами народного
образования выдвигалась задача
завершить к 1975 году переход на новые
учебные планы и программы, оборудовать
во всех средних школах учебные кабинеты,
обеспечить учащихся новыми учебниками,
издаваемыми миллионными
В постановлении от 22 декабря
1977 года «О дальнейшем совершенствовании
обучения, воспитания учащихся общеобразовательных
школ и подготовки их к труду». Неуклонно
прививать подрастающему
Одновременно было принято специальное постановление о бесплатном пользовании учебниками и о создании школьных библиотечных фондов учебников.
Введение всеобщего
Величайшим событием жизни советского общества в 70-е годы было введение всеобщего обязательного среднего образования.
В отличие от развитых буржуазных стран, где формально провозглашено всеобщее обучение, в СССР всеобщий и обязательный характер полного среднего образования закреплен и гарантирован Конституцией СССР (1977).
«Граждане СССР имеют право
на образование», - гласит 45-я статья
Конституции СССР, - это право
обеспечивается бесплатностью всех
видов образования, осуществлением
всеобщего обязательного
В 60-70-е годы произошли некоторые изменения в системе народного образования СССР, появились новые типы воспитательно-образовательных заведений, изменилась структура школьной сети страны.
По сравнению с предыдущим периодом, характеризующимся увеличением числа восьмилетних школ в связи с введением с 1959 года восьмилетнего всеобуча, ныне в школьной сети значительно повысился удельный вес полных средних школ.
Большие успехи достигнуты в совершенствовании трудового воспитания и обучения, в работе по профессиональной ориентации школьников.
Возникли и усиленно развиваются
межшкольные учебно-
В течение 70-х годов во всех ступенях и классах общеобразовательной школы осуществился переход на новое содержание обучения, ознаменовавшийся сближением изучаемых в школе основ наук с важнейшими достижениями советской науки и практики народного хозяйства.
Новые учебные программы
для начальных классов
Опыт учебно-воспитательной работы школы после перехода на новое содержание образования показал, что важнейшим средством достижения поставленных целей являются организация и методы обучения.
В 70-е годы благодаря вниманию государства, промышленных предприятий, совхозов и колхозов возросло материальное обеспечение школы.
Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей.
В военных условиях советской
школе предстояло продолжить работу
по охвату всех детей школьного возраста
всеобщим обучением; придать преподаванию
основ наук большую идейно-политическую
направленность, обеспечить необходимую
физическую подготовку учащихся, организовать
агротехническую подготовку молодежи
для широкого ее участия в общественно
полезном труде; развернуть массовую оборонную
и политико-просветительную
Борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военной обстановке.
Война затормозила осуществление
всеобщего семилетнего
Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться.
Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов и матерей.
С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.
Учебно-воспитательная работа школы. Общественно полезный труд школьников.
Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев – Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.
Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов.
Известное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся.
С 1943/44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное обучение мальчиков и девочек (в огромном большинстве школ оставалось совместное обучение).
В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: 1)обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости – оканчивающими среднюю школу; 2)награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу.
Деятельность советской
школы в годы Великой Отечественной
войны подтвердила