Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
Принят план Бедского: должны создаваться школы закрытого типа по сословному принципу (Смольный институт). В начале 19в. опубликован манифест (8 сентября 1802г), по которому учреждались вместо коллегий министерства (министерство народного просвещения). В 1804г. был принят устав учебных заведений подведомых университетов. 4 типа: приходские училища, уездные, гимназии, университет.
Перед гимназией стояла цель двоякая: 1)подготовить к поступлению в университет;
2)преподавание наук, необходимых
при практической работе; подготовка
к практической работе. Срок обучения
в гимназии 4 года. Предметы: математика
(алгебра, тригонометрия,
В 1809г – 32 гимназии в России.
Устав 1828г. изменил сроки обучения в гимназии (курс обучения – 7 лет); исключены философия, политическая экономика, как вольнодумные науки, но введен – закон божий, греч. язык. Жесткая дисциплина. Всего было 11 дисциплин: русский язык, лат., греч, франц., нем., математика (широкий план, всеобщая и русская география, физика, история).
В 1852г. произошло дальнейшее сокращение знаний. Общее образование – в 1-ых 4-ех классах, а последние 3 года – 3 направления в гимназии
1)естественная история и законоведение;
2)законоведение, готовящее для службы;
3)лат. и греч. язык в большом объеме.
В 1860-ые г. – 1-ые женские гимназии.
В 1864г. – устав гимназии и прогимназии. Устанавливал следующие типы гимназии: 1)классическая гимназия с греч. и лат. языками; 2)классическая гимназия с лат. языком;
3)реальная гимназия без
древних языков, но с естественными
науками в большом объеме. Из 61
гимназии только 16 были реальными,
остальные - классические. В
Уставе 1864г. отмечалось: гимназия
должна обеспечивать юношеству
возможность поступления в
Конец 80-х г. 19в. под влиянием дискуссии признано, что в учебном плане гимназистского образования есть проблемы. В 1869г. создана специальная комиссия под руководством Болконского для пересмотра учебных программ гимназии. Было уменьшено часы, отводимые на древние языки, а на закон божий – увеличено. Новый устав принят в 1871г., узаконив классическую гимназию как основной тип средней школы России. Вместо 7 летнего курса введен 9-ти летний курс: классическая гимназия имела один приготовительный класс и 7 основных классов, но в 7-ом классе учились 2 года.
В новом учебном древние языки и математика представлены как главные предметы. Число часов, отведенных на древние языки, сокращены: 1-ый класс – 8 часов; русский язык – 4 ч., греч. яз. – с 3-его класса по 5 часов; русский язык – 4 ч. В 7-ом классе вводился краткий курс логики – 1 ч. в неделю; изучение философских часов древних писателей; сокращались уроки истории (противоречит правильному умственному развитию), словесности.
В 1872г. гимназия получила общегосударственные программы. Курс физики и естествознания сведен к минимуму (материалистическое мировоззрение). С 1872г-1895г было 136 гимназии, стало 167.
В 1870 утверждено Положение
о женских гимназиях
Изучение математики –
с 5 кл. В мужских гимназиях –
с 3-его класса. Распространялись частные
женские гимназии. Предельно дорогое
обучение. С 1874г были введены конкурсные
экзамены при поступлении в гимназию
12-ти бальная система при
Большевики обвинили гимназию, что в ней образование оторвано от жизни. После революции 1917г началась перестройка образования. Проект образования разработали: Луначарский, Покровский, Липкис, Крупская.
В январе 1918г ликвидированы
учебного округа. 18 июня 1918г Совнарком
принял «Положение об организации
дела народного образования в
российской и современной республике»,
по которому общее руководство народным
образованием возлагалось на орган-
Государственную комиссию по просвещению,
которой стали подчиняться
11 декабря 1917г принято
постановление «О передаче
Принцип Ленина: обсуждение – сообща, ответственность – единолично.
20 января 1918г. – принят декрет СНК «О свободе совести в церковных и религиозных обществах», который провозгласил школы от церкви, церкви от государства.
Май 1918г – наркопрос принял постановление, на основе которого введено совместное обучение лиц обоего пола.
На 1-ом Всероссийском съезде по просвещению (1918г 25 августа – 4 сентября) была одобрена общеобразовательная трудовая политехническая школа с 9 летним курсом (1 ступень – 5 лет; 2 ступень – 4 года). Учителя относились неодобрительно к переменам.
Всероссийский учительский союз (учителя выступали против политики государства в образовании).
Союз учителей – интернационалистов (союз учителей, согласных с политикой государства, поддерживающих ее).
Август 1918г в Москве проходил 1-ый Всероссийский съезд по просвещению, на котором обсужден проект концепции «Основные принципы единой трудовой школы» (30 августа 1918г.) ВЦИК утвердил документ «Положение о единой трудовой школы РСФСР». Методологическое обоснование концепции – Луначарский. 16 октября 1918г документы опубликованы и вступили в силу.
1-ая статья «Положения…»:
«Всем школам РСФСР, за
В 8, 26, 27, 29, 30, 31 статьях определяют,
в чем состоит и проявляется
школьная демократия. На 1-ом месте избираемость
всех школьных работников, мысль о
составе школьного совета (орган
школьного самоуправления): должны
входить все школьные работники,
представители трудового
Прежде в школьные низы ее страдали крайней запущенностью.
Прежде, чем сказать о
цели, предостерегает: не должно быть социального
соревнования; все должно быть продумано.
Его концепция гарантирует «
Элементарно-логическое толкование принципа единства – т.е. то, что дети поступают в один тип школы, могут идти вверх по школьной лестнице все до самой вершины. Вводилась политехническая школа.
Политехнизм – ознакомление на теории и практике со всеми главными видами производств и вооружение практическими навыками владения этими производствами.
В области содержания и методов работы в декларации указывалось на огромную воспитательную роль трудового обучения (обучение в труде и для труда). Огромное внимание – развитию личности ученика; его разностороннего развития.
Нормы и положения:
1)проведения бесплатного
общего и политехнического
2)создание сети дошкольного образования;
3)полное осуществление
принципов единой трудовой
4)обоего пола детей обучение;
5)светский характер обучения;
6)снабжение детей обувью,
одеждой, учебная литература
1919г – созданы специальные
учебные образовательные
Декабрь 1919г – декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
Обязывал все население современной республики от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном языке.
До 1-ой мировой войны – 2,5 млн. беспризорных детей.
К 1921г. современное правительство открыло 5000 детдомов.
Вводится 7-летняя школа для рабочих. Основной формой подготовки рабочей смены был техникум (4,3 г.).
Система образования Российской республики:
1 3-7 лет – детский сад
П нулевая группа при школах в городах (7-8 лет)
Ш начальная школа (8-12 лет)
1У 1-ый концентр школ
2-ой ступени: ФЗС (фабрика -
у 2-ой концентр – 9-тилетки (2г.) (15-17 лет)
У1 техникумы (3г.) на базе 7 летней школы
УП вузы, академии (3-5 лет)
УШ аспирантура (3г.)
В 1922-1929г школа претерпела изменения.
1923-1924г – интенсивное развитие получила ШКМ (школа крестьянской молодежи)
1925-1929г – развитие ФЗС.
Создан ГУС (государственный ученый совет) для разработки программ и учебников; по предметам программ не было.
Природа и человек Труд Общество Программа
Нужны, что 1)приблизить школу к жизни;
2)комплексное построение
программ не обеспечивало
До 1927-28г. школы не имели
учебных планов. К концу 1929г. возникла
потребность реорганизации
Система образования после 1929г.
1 массовая школа (4г.)
П 7-летняя школа (в городах)
Ш ФЗС (в крупных промышленных центрах)
1У ШКМ; ФЗУ (фабрико-
У школа 2-ой стадии с профессионализированными. 2-ым концентром
У1 Рабфак (4г)
УП Техникум
УШ Вуз
В 1931г Совнарком принял документ «О начальной и средней школе» (5 сен.)
Изменился состав обучающихся: пришли дети из простых семей. Коренной недостаток: не дает достаточных систематических знаний по основам наук (нельзя поступать в техникум).
Для школы важный момент теперь – овладение основами наук. Предложена дальнейшая переработка содержания учебных программ. Наметился переход от построения комплексные на предметные программы.
1930г – «О всеобщем начальном обучении».
С 1930-1931г. вводилось всеобщее начальное обучение детей, начиная с 8-летнего возраста. В крупных городах – на обязательное 7 летнее образование.
Февраль 1933г – «Об учебниках для начальных и средних школ». Задача – подготовить стабильного ученика, по которым дети могут учиться ряд лет.
Сентябрь 1936г. – «О педагогических извращениях». Педагоги удалены из школ. Предложено переучиваться на учителя. Главную роль стал играть классный руководитель.
Новая марксистская теория воспитания доказала, что никаких враждебных способностей у человека нет. Выпустить новое улучшенное издание человека – главная задача коммунизма теперь.
Коменский: «Чуждо лишь, то, к чему не лежит натура ученика».
Август 1918г в Москве проходил 1-ый Всероссийский съезд по просвещению, на котором обсужден проект концепции «Основные принципы единой трудовой школы» (30 августа 1918г.) ВЦИК утвердил документ «Положение о единой трудовой школы РСФСР». Методологическое обоснование концепции – Луначарский.
16 октября 1918г документы опубликованы и вступили в силу.
1-ая статья «Положения…»:
«Всем школам РСФСР, за
В 8, 26, 27, 29, 30, 31 статьях определяют,
в чем состоит и проявляется
школьная демократия. На 1-ом месте избираемость
всех школьных работников, мысль о
составе школьного совета (орган
школьного самоуправления): должны
входить все школьные работники,
представители трудового
Прежде в школьные низы ее страдали крайней запущенностью.
Прежде, чем сказать о
цели, предостерегает: не должно быть социального
соревнования; все должно быть продумано.
Его концепция гарантирует «
Элементарно-логическое толкование принципа единства – т.е. то, что дети поступают в один тип школы, могут идти вверх по школьной лестнице все до самой вершины. Вводилась политехническая школа.
Политехнизм – ознакомление на теории и практике со всеми главными видами производств и вооружение практическими навыками владения этими производствами.
В области содержания и методов работы в декларации указывалось на огромную воспитательную роль трудового обучения (обучение в труде и для труда). Огромное внимание – развитию личности ученика; его разностороннего развития.