Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
4) Лицеи — высшие учебные
заведения (одиннадцать на всю
Францию) — учреждаются взамен
схоластических университетов,
Проект Кондорсе был в целом прогрессивен, но в ряде его положений отражены не интересы народа, а интересы восходящей буржуазии.
Так, Кондорсе ничего не предлагал
для решения вопроса о
Но в проекте Кондорсе выражены и передовые требования: исключено изучение религии, отстаивается реальная школа, подчеркивается большое значение физико-математических наук, признано равенство мужчин и женщин в области образования.
Проект Кондорсе был заслушан в Законодательном собрании, но не был там принят. Его передали в Конвент.
30 мая 1793 года Конвент
принял декрет, в основу которого
был положен проект Кондорсе.
По этому декрету признавалась
обязанность государства
Проект Лепелетье. В проекте Лепелетье ясно выражено желание установить подлинную общедоступность школы и всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается в труде». «Бедный ребенок, — писал Лепелетье, — вы ему предлагаете образование, но прежде дайте ему кусок хлеба». В этом проекте, указывал Лепелетье, всеобщее начальное образование лишь декларировано, на самом же деле следует обеспечить возможность получить это образование малоимущей части населения.
Он предлагал организовать дома национального воспитания, которые содержатся на средства государства, в них получают подготовку все дети: мальчики с 5 до 12 лет и девочки с 5 до 11 лет. Эти «дома» с контингентом до 600 детей должны организовываться по одному на район в городах и по одному на кантон в деревнях. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться от нежелательного влияния среды. Одним из источников для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налог, тогда «дети бедных будут воспитываться за счет богатых». Кроме того, производительный труд самих детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов».
В «домах национального
воспитания» должно быть обращено внимание
на физическое воспитание детей, но не
следует все ограничивать только
гимнастическими упражнениями, необходимо
планомерно организовать физический труд
на полях и в специальных
Лепелетье выдвигал и широкую
программу умственного
13 августа 1793 года проект
Лепелетье был принят, однако
со следующей поправкой:
Среди французских философов-
Французские материалисты
были последовательными, активными
борцами с религией, их атеистическое
мировоззрение оказывало
Философы-материалисты стремились доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс священнослужителями. Священникам нет дела до просвещения народа, писали они, и чем масса менее просвещена, тем легче ее одурачить. Французские материалисты считали, что просвещение ликвидирует все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, оказывают им помощь в познании законов природы, которое должно привести их к отказу от религии.
Наибольшее значение имели
педагогические взгляды французских
материалистов Гельвеция и
Педагогические взгляды Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Гельвеции уехал за границу и в это время написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (издана в 1773 году).
Гельвеций отрицал врожденные
идеи и, будучи сенсуалистом, полагал,
что все представления и
Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры, религиозная мораль лицемерна и бесчеловечна. «Горе нациям,— восклицает Гельвеции,— которые доверяют попам воспитание своих граждан». Основу общества он видел в частной собственности.
Надо воспитывать патриотов,
которые в состоянии объединить
идею личного блага и «благо нации».
Хотя «благо нации» Гельвеции трактовал
ограниченно, как буржуазный мыслитель,
такое понимание целей
Гельвеции утверждал, что
все люди в равной мере способны
к образованию, так как они
рождаются с одинаковыми
Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих людей, но и вообще здравомыслящего человека. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и государственной и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье с «благом наций».
Педагогические взгляды Дени Дидро (1713—1784). Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован.
Дидро решительно опровергает положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.
Дидро считал, что хорошие
природные задатки имеются
При этом Дидро справедливо
заявлял, что сплошь и рядом кроющиеся
в народных массах таланты гибнут,
так как дурной общественный строй
лишает детей народа правильного
воспитания и образования. Он был
сторонником просвещения
Так же как и Гельвеций,
Дидро решительно критиковал французскую
феодальную систему воспитания, подчеркивая,
что начальные школы, находящиеся
в руках духовенства, пренебрегают
воспитанием детей из народа, а
привилегированные средние
Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их социальной принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны государственными. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует установить общественное питание. Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.
К XVIII веку Россия превратилась в обширное
многонациональное феодально-
Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ.
Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.
Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.
В учебный план школы входили
математика (арифметика, алгебра, геометрия,
тригонометрия), астрономия, географические
сведения и специальные науки: геодезия,
мореплавание и другие светские науки.
Являясь профессионально-
В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.
По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.
Специальные и общеобразовательные школы. В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.
В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.
В 1721 году на Урале создается первая
горнозаводская школа под руководством
русского ученого и государственного
деятеля В. Н. Татищева, который в
то время управлял уральскими горными
заводами. Позже при всех уральских
государственных заводах были открыты
арифметические школы, на некоторых - горнозаводские
школы, в Екатеринбурге-Центральная
школа, руководившая всеми арифметическими
и горнозаводскими школами