Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

4) Лицеи — высшие учебные  заведения (одиннадцать на всю  Францию) — учреждаются взамен  схоластических университетов, являвшихся  оплотом феодальной реакции для  избранных, для верхушки буржуазного  общества.

Проект Кондорсе был в  целом прогрессивен, но в ряде его  положений отражены не интересы народа, а интересы восходящей буржуазии.

Так, Кондорсе ничего не предлагал  для решения вопроса о материальном обеспечении учащихся, а в то время  малоимущие родители не имели возможности  учить детей и содержать их, не включая в трудовую жизнь. Вместо религии был введен курс буржуазной морали, который должен был закрепить  основные нормы поведения в новом, буржуазном государстве.

Но в проекте Кондорсе выражены и передовые требования: исключено изучение религии, отстаивается реальная школа, подчеркивается большое  значение физико-математических наук, признано равенство мужчин и женщин в области образования.

Проект Кондорсе был заслушан в Законодательном собрании, но не был там принят. Его передали в  Конвент.

30 мая 1793 года Конвент  принял декрет, в основу которого  был положен проект Кондорсе. По этому декрету признавалась  обязанность государства давать  знания, необходимые всем гражданам  в пределах начальной школы,  но ничего не говорилось о  бесплатности и обязательности  обучения, о равенстве полов в  правах на образование, о светском  характере обучения.

 

Проект Лепелетье.  В  проекте Лепелетье ясно выражено желание установить подлинную общедоступность  школы и всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается  в труде». «Бедный ребенок, — писал  Лепелетье, — вы ему предлагаете  образование, но прежде дайте ему  кусок хлеба». В этом проекте, указывал Лепелетье, всеобщее начальное образование  лишь декларировано, на самом же деле следует обеспечить возможность  получить это образование малоимущей части населения.

Он предлагал организовать дома национального воспитания, которые  содержатся на средства государства, в  них получают подготовку все дети: мальчики с 5 до 12 лет и девочки  с 5 до 11 лет. Эти «дома» с контингентом до 600 детей должны организовываться по одному на район в городах и  по одному на кантон в деревнях. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться  от нежелательного влияния среды.  Одним из источников для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налог, тогда «дети бедных будут  воспитываться за счет богатых». Кроме  того, производительный труд самих  детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов».

В «домах национального  воспитания» должно быть обращено внимание на физическое воспитание детей, но не следует все ограничивать только гимнастическими упражнениями, необходимо планомерно организовать физический труд на полях и в специальных мастерских. Обслуживающего персонала в «домах»  не должно быть: делать все будут  сами дети. Работа закаляет тело, укрепляет  мышцы и, самое главное, воспитывает  «благоприятную привычку к труду».

Лепелетье выдвигал и широкую  программу умственного образования: в «домах» должны изучаться письмо, счет, элементы геометрии, мораль, общественное устройство (изучение «Декларации прав человека и гражданина»), рассказы из истории свободных народов и  французской революции, основы сельского  хозяйства и домоводства.

13 августа 1793 года проект  Лепелетье был принят, однако  со следующей поправкой: помещать  детей в «дома национального  воспитания» не обязательно, наряду  с «домами» следует открывать  школы и для приходящих детей.  Но и это решение было отменено  в октябре того же года.

 

  1. Вопросы воспитания ы трудах франц просветителей.

Среди французских философов-просветителей  наибольшей последовательностью в  своих взглядах и боевым характером своих принципиальных позиций выделялись философы-материалисты. Философы-материалисты решительно выступали против феодальных государственных учреждений и против церкви. Сочинения Дидро, Гельвеция, Гольбаха запрещались, конфисковывались, подвергались публичному сожжению властями, сами авторы нередко преследовались, зачастую принуждены были эмигрировать в другие страны.

Французские материалисты были последовательными, активными  борцами с религией, их атеистическое  мировоззрение оказывало огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения. Церковь  и религия являлись основной опорой феодализма, разрушение этой опоры было необходимым условием революции.

Философы-материалисты стремились доказать, что источниками религии  являются невежество, рабство, деспотизм  и обман масс священнослужителями. Священникам нет дела до просвещения  народа, писали они, и чем масса  менее просвещена, тем легче ее одурачить.  Французские материалисты считали, что просвещение ликвидирует  все суеверия. Наука, искусство, ремесла  дают людям новые силы, оказывают  им помощь в познании законов природы, которое должно привести их к отказу от религии.

 

Наибольшее значение имели  педагогические взгляды французских  материалистов Гельвеция и Дидро.

 

Педагогические взгляды  Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии  и существующего строя. Книга  была публично сожжена. Гельвеции уехал  за границу и в это время  написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его  воспитании» (издана в 1773 году).

Гельвеций отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что все представления и понятия  у человека образуются на основе чувственных  восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. По словам Гельвеция, «новые и главные воспитатели  юноши — форма правления государства, в котором он живет, и нравы, порождаемые  у народа этой формой правления».

Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь  портит человеческие характеры, религиозная  мораль лицемерна и бесчеловечна. «Горе нациям,— восклицает Гельвеции,—  которые доверяют попам воспитание своих граждан». Основу общества он видел в частной собственности.

 

Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Хотя «благо нации» Гельвеции трактовал  ограниченно, как буржуазный мыслитель, такое понимание целей воспитания имело исторически прогрессивный  характер.

Гельвеции утверждал, что  все люди в равной мере способны к образованию, так как они  рождаются с одинаковыми духовными  способностями. Это утверждение  «о природном равенстве людей» проникнуто демократизмом;  Карл Маркс указывал, что под воспитанием Гельвеций  «понимает не только воспитание в  обычном смысле этого слова, но и  совокупность всех условий жизни  индивидуума...». Гельвеций заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание  может все». Как роль воспитания, так и среды он переоценивал, полагая, что человек является воспитанником  всех окружающих его предметов, тех  положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с  ним случайностей.

Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих  людей, но и вообще здравомыслящего  человека. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать  ее светской и государственной и  уничтожить монополию привилегированной  касты дворян на образование. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций  надеялся, что в результате просвещения  и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье  с «благом наций».

 

Педагогические взгляды  Дени Дидро (1713—1784). Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его  работа «Письма о слепых в назидание  зрячим», Дидро был арестован.

 

Дидро решительно опровергает  положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что  воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что  дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные  задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию  человека, его природные особенности.

 

Дидро считал, что хорошие  природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно  чаще является носителем талантов, чем представители знати.

 

При этом Дидро справедливо  заявлял, что сплошь и рядом кроющиеся  в народных массах таланты гибнут, так как дурной общественный строй  лишает детей народа правильного  воспитания и образования. Он был  сторонником просвещения широких  народных масс, признавал его огромную освободительную роль. По словам Дидро, «просвещение дает человеку достоинство, и раб немедленно почувствует, что  он не рожден для рабства».

Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую  феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся  в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а  привилегированные средние школы  классического типа воспитывают  только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты. Вся система  обучения и воспитания негодна, «необходимо  изменить до самого основания метод  народного образования».

Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости  от их социальной принадлежности. Школы  должны быть изъяты из ведения духовенства  и сделаны государственными. Начальное  образование должно быть бесплатным и обязательным, в школах следует  установить общественное питание. Дети бедняков лучше знают цену просвещения, чем богатые. Дидро требовал решительной  перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них  преподавание на научных основах  математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении  реального образования.

 

  1. Пед теория Песталоцци. Цель воспитании я заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой.  Целью физического воспитания ребенка считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей — естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием.Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.Нравственное воспитание. Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным.Значение педагогической теории и практики Песталоцци. Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе. Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.

 

  1. Школа и педагогика в Российской империи в 18 в.

К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство.

Для развития педагогики и школы  большое значение имели такие  просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение  периодической прессы, в частности  издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием культурной жизни  России было открытие первых светских государственных школ.

Школа математических и навигационных  наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище  в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле (Германия) реальное учебное  заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало  всего несколько лет.

Московская школа, функционировавшая  в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось  ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.

В учебный план школы входили  математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь профессионально-техническим  учебным заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий..

В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной  науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости  от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.

По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые  учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование  в Морской академии, в которую  иногда попадали из «низшего чина»  люди, отличившиеся в Московской школе  своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали  самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для  изучения России.

 

Специальные и общеобразовательные  школы. В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы  в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы  в Москве.

В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны  были специалисты горнорудного дела.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в  то время управлял уральскими горными  заводами. Позже при всех уральских  государственных заводах были открыты  арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная  школа, руководившая всеми арифметическими  и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную  и специальную подготовку учащихся.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"