Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
На основе революционно-
Педагогические взгляды В.Г.Белинского.
О роли и сущности воспитания.
Он утверждал, что природа
щедро одаряет людей
Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных свойств и качеств.
Цели воспитания.
Он выдвинул требование общечеловеческого воспитания. Первоначальное воспитание – говорил он – должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. Воспитание развивает в ребенке такие качества и черты, которые должны иметь все люди вне зависимости от их социального положения, национальности, знатности, богатства.
Белинский сделал педагогические
выводы о необходимости воспитания
детей в духе любви к своей
родине. Нужно сделать русский
язык и отечественную литературу
важнейшими предметами обучения. Он призывал
формировать у детей
Содержание и методы школьного воспитания.
Физическое воспитание детей имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им также подчеркивалась необходимость соблюдения правил личной и общественной гигиены и усвоения естественнонаучных знаний о человеке. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным.
Белинский выступал против преподавания религии, за светское образование, повышение его уровня с учетом достижений отечественной науки.
Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (родной язык, литературу, историю).
Много внимания уделял Белинский вопросам семейного воспитания. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии.
Он считал, что следует давать мальчикам и девочкам равное образование.
Педагогические взгляды А.И.Герцена.
Он решительно выступал
против внедрения религии в
Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.
Придавая большое
Герцен стремился возбудить у молодежи живой интерес к изучению природы, выработать материалистический подход к окружающей действительности, сформулировать атеистические взгляды. Герцен был в то же время за систему всестороннего общего образования.
Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления.
Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития.
Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления — коллегий — министерствами.
Среди других министерств, организованных царской властью в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения.
В 1803 году были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», а затем, в 1804 году, — «Устав учебных заведений, подведомых университетам».
К этому времени в России
имелись три университета: в Москве,
Дерпте (ныне г. Тарту) и Вильно —
и должны были открываться университеты
еще в Петербурге, Казани и Харькове.
На университеты наряду с научными
и учебными возлагались и административно-
В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики, а также чтение некоторых отделов из книги «О должностях человека и граждадина», которая с 1786 года применялась в народных училищах как официальное пособие, рассчитанное на воспитание чувства преданности самодержавию. Занятия в школе должны были проводиться 9 часов в неделю.
Уездные училища с двухгодичным
сроком обучения создавались по одному
в губернских и уездных городах,
а при наличии средств —
и в большем числе. В городах
малые училища
Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, сообщить детям непривилегированных свободных сословий «необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности».
Уездные училища финансировались
лучше, чем малые училища. В то
время как малые училища
Гимназии учреждались
в каждом губернском городе на базе
главных народных училищ, там же,
где их не было, следовало открыть
новые средние школы. Курс обучения
в гимназии продолжался четыре года.
Целью гимназий, предназначенных
для дворян и чиновников, являлась,
во-первых, подготовка к университету,
а во-вторых, преподавание наук тем,
которые «пожелают приобрести сведения,
необходимые для
Учебный план гимназии был крайне обширным, энциклопедичным. В него входили латинский, немецкий и французский языки, география и история, статистика общая и Российского государства, начальный курс наук философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных (словесность, теория поэзии, эстетика), математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, естественная история (минералогия, ботаника, зоология), теория коммерции, технология и рисование.
В гимназии предлагалось иметь восемь учителей и учителя рисования, с нагрузкой от 16 до 20 недельных часов. Каждый учитель вел цикл предметов: философские и изящные науки, физико- математические дисциплины, экономические науки. Это создавало лучшие условия учебной работы педагогов средней школы для привилегированного населения по сравнению с уездными училищами, рассчитанными на простых людей.
В учебном плане гимназии отсутствовал закон божий.
Крепостные крестьяне, находившиеся
во владениях помещиков, учились
у дьячков и домашних учителей,
которые применяли
Школами для государственных крестьян (к началу 40-х годов XIX века государственных крестьян в России было более 20 миллионов) занимался Ученый комитет министерства государственных имуществ, в котором около четверти века (1838—1862) работал в должности старшего члена Комитета по народному образованию видный общественный деятель, писатель и музыковед, выдающийся педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский (1804—1869). Он осуществлял педагогическое руководство учебной деятельностью сельских училищ государственных крестьян.
Рост производительных сил
страны, промышленности и сельского
хозяйства вызвал некоторые сдвиги
в развитии профессионального образования.
Открываются высшие технические
учебные заведения (в 1828 году в Петербурге
открывается Технологический
Царское правительство считало, что юношеству недворянского происхождения следует давать больше практических и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.
1)Борьба прогрессивных сил за демократизацию школы.
2)Выступление большевиков
по вопросу народного
3)Буржуазно-демократическая педагогика, её главные представители – Вахтеров, Вендцель, Кахтерев.
1897г – перепись населения:
грамотность среди лиц
Основным типом начальной школы были «школы – грамоты» (срок обучения около 3-ех лет); 2-3- года – одно классные училища; 2-ух классные училища – 2 года во 2-ом классе.
Городские и уездные училища – высшее образование.
Более 90% школ – одно классные училища.
1896г- в 6808 школ обучалось.
В прогимназиях и гимназиях – 100000 человек, из них – большая часть – дети чиновников и дворян. Проведены военная, судебная, школьная реформы (с 1856г); школьная реформа готовилась 40 лет.
10 мая 1860г – Положение
о женских училищах Ведомства
министерства народного
Были 2 разрядов: 1-ый – 6 лет; 2-ой – 3 года (закон божий, география, математика, чистописание и др.)
Реформа высшей школы – Устав 1863г.
1866г- Положение о земских учреждениях: в 34 губерниях Европейской России вводились земства.
1869г – введены должности
инспектора в системе
Реальные гимназии в конце 19в. ликвидировали; все они стали классическими, где обучались дети дворян.
1887г – Уставом ликвидирована автономия. Земских школ было открыто вдвое меньше.
Начальная школа с 3-ех летним курсом обучения не могла обеспечить обучение. Созданы 2-уклассные с 5-ти летним курсом начального училища (3-1, 2-2), были городские училища с 6-ти летним курсом (закон божий, алгебра, геометрия, история, география, черчение, пение).
Были внесославные, но преобладали дети чиновников и дворян. Были кадетские, пажеские корпуса (только дети дворян).
Большевики разработали программу 1922г.; раздел «Об образовании»: профессиональное, всеобщее обязательное; бесплатное образование; отделение школы от церкви; снабжение бедных детей пищей, одеждой, учебными пособиями за счет государства; обучение на родном языке; воспрещение использовать труд детей в школьном возрасте до 16 лет; ограничение рабочего времени подростка 5 часами; устройство при заводах яслей для грудных детей; бесплатные учебники.
До 1958г в средней школе была установлена и плата за обучение (8, 9, 10, 11 кл.) «Фонд всеобуча».
К.Н.Вендцем: вместо школы
предложил домашнее свободное развитие
ребенка, где не было учебного плана
(возраст от 3 до 13 лет), объединялись
в подвижные группы по возрасту;
приходили со взрослыми; велись беседы,
из которых они выносили свои навыки.
Отсутствовали системные
Вахтерев: для начального и среднего подготовил много учебников: «Русский букварь», «Мир в рассказах для детей» (3ч.), отвергал революционный путь развития общества.
Кахтеров: из каждых 11 детей
обучается только 1 (до 1917г). Приветствовал
перемены 1917г. Разрушения у них больше,
чем созидании: «Новая школа в
новой России» – изложил
Журналы: «Ясная Поляна», «Вопросы воспитания». Все выступали за общедоступность образования, внедрение демократических начал.
Пирогов родился в Москве
в семье интенданского