Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

 

  1. Школьные реформы 60х гг20в.

Под влиянием общественного  движения 60-х годов царское правительство  вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.

 

По характеристике В. И. Ленина, эти реформы по своему содержанию были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками. Поэтому  на них лежала печать половинчатости, двойственности. Эти особенности  присущи и школьным реформам 60-х  годов, в частности реформе начальной  и средней школы в 1864 году и  реформе университетов в 1863 году.Подготовка к школьным реформам велась в течение  восьми лет (начиная с 1856 года). Вырабатывались и перерабатывались несколько раз  проекты реформ. В начале 60-х годов  проекты реформ, в том числе  школьных, были более либеральными, нежели последующие их варианты и  законы, утвержденные в 1863—1864 годах.

 

Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную  переработку проекта этого устава, Герцен писал: «Правительство делало, как иерусалимские паломники, слишком  много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один все же оставался». Эти слова вполне применимы и  к подготовке реформы начальной  и средней школы.

 

«Положение о начальных  народных училищах».19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных  народных училищах». По этому «Положению»  цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные  и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (§ 1). К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся  за счет казны, обществ и частных  лиц (§ 2).

 

В начальных школах преподавались  закон божий, чтение «пo книгам гражданской  и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении»  не указана. Фактически она была в  лучших (земских, городских) школах три  года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в  «Положении» и возраст учащихся.

 

Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где  не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков  и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ  и лиц, за счет которых училища  содержались. Обычно оно было бесплатным.

 

Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право  быть церковники (священники, дьяконы  и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких  документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда  как светские лица могли быть учителями  начальных народных училищ в том  случае, если «получали на звание учителя  или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известных» (§ 16).

 

Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении  различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного  просвещения, однако для начальных  училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.

 

 

Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по «Положению» 1864 года учреждались  уездные и губернские училищные  советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель  гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной  полиции), представитель духовного  ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.

 

Уездный училищный совет  руководил начальными школами, давал  разрешения на открытие, перевод и  закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея — председатель совета, губернатора, губернского директора  училищ и двух представителей от губернского  земства) рассматривал главным образом  жалобы на постановления уездных  советов данной губернии.

 

В «Положении о начальных  народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в  ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы  образования. Новыми были замена крепостнически-сословной  начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать  народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам  и частным лицам, допущение к  преподаванию женщин, учреждение коллегиальных  органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определении  цели народных училищ выдвигалось распространение  религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без  каких-либо удостоверений, тогда как  светские лица — только по получении  удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.

 

В начале 60-х годов был  сделан шаг вперед и в отношении  женского образования, хотя и этот вопрос был разрешен половинчато.

 

10 мая 1860 года было  утверждено «Положение о женских  училищах ведомства министерства  народного просвещения». По этому  «Положению» женские училища  могли быть двух разрядов. Училища  первого разряда имели шестилетний  срок обучения. В них преподавались  закон божий, русский язык и  словесность, арифметика и начала  геометрии, география, история  (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие.  К необязательным предметам были  отнесены французский и немецкий  языки, рисование, музыка, пение  и танцы. Женские училища второго  разряда имели трехлетний курс  обучения. В них преподавались  закон божий, русский язык, география,  русская история, арифметика, чистописание  и рукоделие. Принимались в  женские училища девочки всех  сословий.

 

По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого  разряда имели на один год меньшую  продолжительность и значительно  суженные программы обучения. Они, как  это видно из формулировки «Положения о женских училищах», предназначались  для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью  подготовить женщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всей России было всего 37 женских училищ первого  разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы  в женские гимназии и прогимназии.

 

В общественном движении 60-х  годов большое участие приняли  профессора и студенты. Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые  правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всех студентов  С.-Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено  было пойти на некоторые уступки. Началась разработка нового университетского устава. Проект его перерабатывался  пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав  был утвержден под давлением  общественного движения.

 

По этому наиболее прогрессивному из всех университетских уставов  дореволюционной России университетам  предоставлялась некоторая автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора (на четырехлетний  срок); избрание по конкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов. Было увеличено число кафедр, предоставлена  им возможность вести научную  работу. Более чем в полтора  раза увеличился состав преподавателей.

 

Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные  заведения существовавшие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское выcшее  техническое училище, Петровско-Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический  институт.

 

  1. К. Д. Ушинский – основоположник русской отечественной педагогики.

Ушинский прожил немного, но внес огромный вклад в развитие российской педагогики. Окончил МГУ, юридический факультет (Ярославский, демидовский лицей – места  его работы и др.) Считал, что педагогика как наука должна иметь философскую  основу: «Если педагогика нам раскрывает предмет воспитания, то философия  нам раскрывает идею воспитания» (Ушинский). Без философии тяжело осмысливать  процессы воспитания. Путь его развития: от идеализма к материализму; стоял  на материалистических позициях. Его  фундаментальный труд – «Человек как предмет воспитания» –  указывает на его стремление глубоко  вникнуть в процесс обучения; вник в психологию ребенка. Один из первых признал, что движущей силой развития в обществе является не какое-то внешнее  воздействие, а что движение происходит благодаря внутренним воздействиям. Педагогика как наука; его методологическая опора – в зачаточном состоянии, в основе которой лежит антропологический  принцип; пытался на его основе подойти  к научному решению формирования человека как целостной личности; один из 1-ых понял необходимость  всестороннего знания человека для  его всестороннего развития. Проблема человека является проблемой изучения ряда наук: педагогики, психологии, анатомии, физиологии, ряда общественных наук. Пришел к выводу, что лучшей основой для  педагогической теории является передовой  педагогический опыт. В статье «Труд  в его психическом и воспитательном значении» он показывает, раскрывает роль и значение труда в жизни  общества, в воспитании человека. Под  педагогикой Ушинский считал воспитание, куда входят обучение; образование, воспитание. Педагогика – это социальная наука, т.к. воспитание – социальное явление  в обществе. Основной педагогической категорией Ушинский считает воспитание. По Ушинскому, воспитание является сложным  процессом формирования в человеке сознания, воли, нравственных привычек и физических сил. Воспитание и обучение человека имеет свои объективные  законы, знание которых необходимо для того, чтобы педагог мог  сообразовывать свою деятельность с  ними. Зная законы развития ребенка, педагог  должен являться не автоматическим исполнителем разных педагогических правил, рецептов, а созидателем, борцом, художником слова. Поэтому педагогика – это искусство  самое обширное, сложное, высокое  и необходимое из всех искусств. Ушинский утверждал, что педагогу недостаточно усвоить конкретные правила, принципы воспитательной работы, ему необходимо вооружиться знанием основных законов  человеческой природы и применять  уметь в конкретных условиях. Главный  метод научно-педагогического исследования – наблюдение.    Статьи К.Д.Ушинского "Родное слово"и "О пользе педагогической литературы" Ушинский составил две  учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось  для первоначального обучения, начиная  с букваря, в котором главное  внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» - для учащихся несколько  более старших (примерно третий и  четвертый годы обучения), в нем  центр тяжести лежит на сообщении  детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.Обе эти учебные  книги являются образцом богатства  содержания, совершенства языка и  методики. Они пользовались заслуженным  успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала  около 150 изданий). На этих книгах воспитывались  многие поколения русских учащихся. Книги послужили примером, по которому составлялись учебные книги для  детей других народов России; например, учебные книги на грузинском языке - известным грузинским педагогом Я. С. Гогебашвили (последователем Ушинского) и другими, а также в ряде славянских стран (например, в Болгарии).Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения.Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи - и оба перешли благополучно».Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать. Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений - таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.Ушинский считал учебник «фундаментом хорошего преподавания». Оценивая cуществовавшие в то время в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основных недостатка их: бедность фактического материала (фактов, имен, дат) при наличии больших обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов, переобременяющих память, при бедности обобщений и идей.Принцип народности в педагогической системе К.Д.Ушинского. (Статья К.Д.Ушинского "О народности в общественном воспитании")Принцип народности должен быть положен в основу обучения и воспитания. Он полагал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Принцип народности описан в работах: «О народности в общественном воспитании». «3 элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Вопросы о народных школах». Под народностью Ушинский понимал стремление народа сохранить свое национальное «Я» и способствовать его поступательному развитию во всех областях. «Народ без народности, тело – без души» (Ушинский). Каждому народу суждено сыграть в истории свою особую роль; если он забыл эту роль, то должен удалиться со сцены, он более не нужен. Народ – не только создатель материального источника и всех творений искусства, по мнению Ушинского. Связующим звеном в цепи поколений является родной язык. В человеке от рождения заложено природное что-то, что позволяет проникнуть в глубины языка. Он считал, что язык – связующее звено отжившего, живущего и будущего поколения в единое целое. Принцип народности содержит следующие элементы: 1.Воспитание должно быть народным, т.е. должны охватывать через широко развернутую сеть школ все подрастающее поколения народа в порядке обязательного обучения. Делом воспитания руководит народ. 2.Центральное место в формировании народа должна занимать сам язык как его сокровищница.  3.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека; для которого труд – дело чести, счастья, человека – патриота.  4.Женщине должно быть обеспечено образование наряду с мужчиной, т.к. они личности равноправные, равно-самостоятельные, равно-ответственные. 5.Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом народа не допустимо.  К.Д.Ушинский о роли труда в воспитании личности (Статья "Труд в его психическом и воспитательном значении")Ушинский говорит, что 1)труд-источник всех духовных и материальных ценностей в обществе; 2)труд – это средство воспитания деятельности.   Считал, что труд умственный должен сочетаться с трудом физическим. Лучший отдых для человека – смена видов труда, по Ушинскому. Нравственное воспитание Ушинский считал ведущим в процессе формирования личности. Учение – это путь нравственного совершенствования человека. Ушинский был крупнейшим методистом: «Детский мир», «Родное слово» и др. (труды его для учителей).   Разработал принципы дидактики. Работа «О пользе педагогической литературы». На значение педагога-теоретика указывал; практика – база для педагогической теории. Задача педагога – теоретика – освещать своими теориями путь педагога-практика. Принципы дидактики:     1.Принцип сознательности и активности.   2.Последовательность изложения материала. 3.Наглядность.     4.Осмысленность, основательность

 

  1. Статьи К.Д. Ушинского «Родное слово» и «О пользе пед литературы»

Ушинский составил две  учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось  для первоначального обучения, начиная  с букваря, в котором главное  внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.

Обе эти учебные книги  являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они  пользовались заслуженным успехом  и широко распространялись в дореволюционной  России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения  русских учащихся. Книги послужили  примером, по которому составлялись учебные  книги для детей других народов  России; например, учебные книги  на грузинском языке - известным грузинским педагогом Я. С. Гогебашвили (последователем Ушинского) и другими, а также  в ряде славянских стран (например, в Болгарии).

Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших  рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и  т. п., которые отличаются замечательной  простотой, лаконичностью, научным  содержанием, изяществом и образностью  изложения.

Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось  слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого  на плечи - и оба перешли благополучно».

Широко использованы в  «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны  упражнения для развития у детей  умения сравнивать, различать, обобщать.

Простота, образность и эмоциональность  изложения, разнообразие и богатство  материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного  элементов, разнообразие и богатство  упражнений - таковы достоинства «Детского  мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые  использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.

Ушинский считал учебник  «фундаментом хорошего преподавания». Оценивая cуществовавшие в то время  в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основных недостатка их: бедность фактического материала (фактов, имен, дат) при наличии больших  обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов, переобременяющих память, при бедности обобщений и  идей.

  1. К.Д. Ушинский о роли труда  воспитании личности ( Статья «Труд в его психическом и воспитательном значении»

Ушинский говорит, что 1)труд-источник всех духовных и материальных ценностей  в обществе; 2)труд – это средство воспитания деятельности.

Считал, что труд умственный должен сочетаться с трудом физическим. Лучший отдых для человека – смена  видов труда, по Ушинскому. Нравственное воспитание Ушинский считал ведущим  в процессе формирования личности. Учение – это путь нравственного  совершенствования человека. Ушинский был крупнейшим методистом: «Детский мир», «Родное слово» и др. (труды  его для учителей).

Разработал принципы дидактики. Работа «О пользе педагогической литературы». На значение педагога-теоретика указывал; практика – база для педагогической теории. Задача педагога – теоретика  – освещать своими теориями путь педагога-практика.

Принципы дидактики:

1.Принцип сознательности  и активности.

2.Последовательность изложения  материала.

3.Наглядность.

4.Осмысленность, основательность

 

  1. Принцип народности в пед системе К. Д. Ушинского. (Статья Ушинского « О народности в общественном воспитании»

Принцип народности должен быть положен в основу обучения и  воспитания. Он полагал, что воспитание, созданное самим народом и  основанное на народных началах, имеет  ту воспитательную силу, которой нет  в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Принцип народности описан в работах: «О народности в  общественном воспитании». «3 элемента школы», «Труд в его психическом  и воспитательном значении», «Вопросы о народных школах». Под народностью  Ушинский понимал стремление народа сохранить свое национальное «Я»  и способствовать его поступательному  развитию во всех областях. «Народ без  народности, тело – без души» (Ушинский). Каждому народу суждено сыграть в истории свою особую роль; если он забыл эту роль, то должен удалиться со сцены, он более не нужен. Народ – не только создатель материального источника и всех творений искусства, по мнению Ушинского. Связующим звеном в цепи поколений является родной язык. В человеке от рождения заложено природное что-то, что позволяет проникнуть в глубины языка. Он считал, что язык – связующее звено отжившего, живущего и будущего поколения в единое целое. Принцип народности содержит следующие элементы:

1.Воспитание должно быть  народным, т.е. должны охватывать  через широко развернутую сеть  школ все подрастающее поколения  народа в порядке обязательного  обучения. Делом воспитания руководит  народ.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"