Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

2.Центральное место в  формировании народа должна занимать  сам язык как его сокровищница.

3.Воспитание должно быть  проникнуто целью формирования  высокоморального человека; для  которого труд – дело чести,  счастья, человека – патриота.

4.Женщине должно быть  обеспечено образование наряду  с мужчиной, т.к. они личности  равноправные, равно-самостоятельные,  равно-ответственные.

5.Всякое заимствование  и внедрение в практику воспитания  чуждых для народа иноземных  систем и опыта без критической  переработки в соответствии с  духом народа не допустимо.

 

  1. Новаторские идеи Л.Н. Толстого и их реализация в учебно-воспитательном процессе Яснополянской школы

В образовании настаивал  на устранении всех преград; разрешить  доступ всем лицам; преподавание вести  на тех языках, на которых говорят  дети. Говорил о прочности немецкого  образования; детально с ним знакомился. Толстой выступил против механического  переноса немецкой системы образования  в России, т.к. был против насилия  в школе, а в немецкой школе  ученик в таких границах и рамках, которые не дают развиться природным  способностям ученика. Изучив состояние  школы на Западе, пытался ответить на 2 вопроса: чему и как учить?

Простому народу надо дать элементарное образование, как считали  раньше. Толстой развивает принцип  природосообразности воспитания, говоря, что потребность в образовании  существует в каждом человеке от рождения. Толстой – последователь «естественного воспитания» Руссо; на ее основе создал теорию свободного воспитания. Учителями  в его школе работали студенты МГУ и ученые. Толстой хотел, чтобы  рамки урока не сковывали природные  задатки ученика, которые в таком  положении не разовьются. «От рождения ребенок – это первообраз правды, добра, красоты» (Толстой). Толстой делал  все так, чтобы ребенок сам  требовал, понимал необходимость  порядка. Свободное воспитание –  это не анархия. Через постепенное  вхождение ребенка в процесс  очень тонко, чтобы не навредить  ему. В результате длительных поисков  пришел к выводу, что насильственные приемы образования порождены отсутствием  у людей религиозного отношения  к миру; потерей нравственных приемов. Все люди общества должны понимать смысл и назначение человеческой жизни, как обучаемые, так и обучающие. Для него хороша та школа, которая  была бы маленькой педагогической и  религиозной общиной. По Толстому, ребенок  от рождения стремится к деятельности, принимает интерес к изучению окружающего мира. Принцип природосообразности  обучения и воспитания означает знание того, в какой последовательности следует осуществить формирование качеств личности, какие новые  возможности возникают в различные  периоды жизни. Естественность и  природность личности, по Толстому, не бедность, а богатство души. Хотя бы потому, что источник ее природы  необъятен.

Семья Толстого вся эмигрировала за границу. У Толстого много работ  о смысле жизни человека на этой земле; проблема жизни и смерти. Полемика с митрополитом. Когда Толстой  увидел, что религиозные служители, в Евангилиях искажают учение Христа. Тогда Толстой решает свою веру развивать  и его отлучают от церкви. Толстой  считал, что обучение – это сложный  труд, который требует большого напряжения для интеллигентных и физических возможностей человека – обучение нужно сделать как можно более  интересным, т.к. без интереса невозможно освоить сложные науки. Ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, если урок будет очень сложным  или очень простым. Все внимание должно быть поглощено ученикам. Не надо давать сложную задачу сейчас, а попозже. Принцип последовательности и постепенности – в основе его взглядов. Если ученик не понял  материал, то не надо идти дальше.

Одна из основных задач  учителя – развитие творческих способностей ученика. Только тот учитель, который  владеет педагогическим мастерством, способен развить эти способности  у детей. Средство их развития –  глубоко продуманные и хорошо организованный урок с использованием различных методов и приемов. Учение – это многосторонний процесс. Наука всегда стремится к обобщению  частностей, что должно быть усвоено  детьми. Основа науки – задача школы. «Задача педагогики как науки есть наведение ума на обобщение»; предложить уму такие частности, из которых делается обобщение. Выступал против шаблонных методов; необходимо применять разные методы. Воспитание творческого подхода ученика к процессу обучения. «Если ученик в школе сам не научился ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать».

Считал, что человек формируется  в деятельности. Ребенок должен постоянно  работать над собой; учитель в  пример ему должен работать над собой.

 

  1. Школа и педагогика в России во второй половине 19в.

В 1949г введено постановление  о всеобщем 7 летнем образовании.Открываются  техникумы,училища,дома молодежи. В 1943г  была открыта академия педагогических наук. После войны были опубликованы работы Ушинского и Макаренко. В 1940-50г успешно работает московская школа ученых во главе с И.Т.Огородниковым. В 1958г вышел закон"Об укреплении связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы образования". Вводят 8летнее образование. Школа должна быть связана с жизнью,нужно давать задания жезненного характера. В 1966г - постановление о мерах дальнейшего  улучшения работы средней школы. Необходимо использовать средства наглядности, обратить внимание на качество знаний. 1970г - новый устав средней общеобразовательной  школы. Типы образовательных учреждений : 1) начальная школа - 4 года, 2) 8летние школы - 5-8 классы, 10 летние - 9-10классы. После 8 класса можно было идти работать и  учиться в вечерней школе. После 10 класса - идти на производство. 1972г - необходимость  перехода на всеобщее среднее образование. Школатогда не была еще готова, исказились идеи - понизилось качество знаний. Ряд  педагогов разрабатывали новые  методы педагогического сотрудничества : Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов,С.Н.Лысенкова  и др. В 1972г этот переход был  завершен. В 1973г вышли основы законодательства союза и республик о народном образовании. В 1977г - постановление  о дальнейшем совершенствовании  образования и воспитания, и подготовки учителя к труду. Постановление  подчеркнуло важность осуществления  единства образования и воспитания, тесной взаимосвязи умстевнного, трудвого и нравственного воспитания. Было принято постановление о бесплатном пользовании учащимися и о  создании школьных библиотечных фондов учебников.В 1979г - "О дальнейшем улучшении  идеологической, политико- воспитательной работе",где обращается внимание на необходимость всемирно крепить  связь семьи,школы,общественности. В конце 70х-начале 80х созданы школы-комплексы: учреждения общественного воспитания детей(общеобразовательные школы, дома пионеров, детские клубы и общества, кружки детской художественой самодеятельности),такие  объединения должны были способствовать более успешному решению задач  общественного воспитания детей. В 80-х- завершение перехода к бесплатному  предоставлению учебников для учащихся всех классов общеобразовательной  школы. 26 съезд компартии постановил дальнейшее развитие сети и улучшения  работы яслей,дет садов. Были созданы  условия постепенного перехода на обучение детей с 6 летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательной школы.

 

  1. Русские религиозные философы В.С. Соловьев, Н.В. Бердяев, В.В. Зеньковский и другие о воспитании

В философско-пед. Концепции  русских религиозных философов  можно выделить ряд основополагающих принципов: церковность, самоценность и суверенность личности, целостность  и духовная свобода.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1901)

Работы: Красота в природе, Общий смысл искусства, Смысл  любви, Оправдание добра, Теоретическая  философия и др.

Единство всего – формула  религиозной онтологии Соловьева, обозначающая связь Бога и мира, божественного и человеческого  бытия.

Бог есть все. Обосновал  исключительное значение человеческого  творчества, способного во всех величайших проявлениях к подлинному религиозному преображению мира.

Выделял в гносеологии 3 вида познания: опытное, разумное и  мистическое. Без последнего остальные  одинаково приводят к абсурду. Вера выступает не только в ее религиозном  значении, но и постоянным компонентом  эмпирического и религиозного сознания.

Верил в абсолютное значение нравственных ценностей. Но особое место  среди них отводил понятию  добра.

Любовь – одно из ярких  и глубоких проявлений личностного  начала, «спасение индивидуальности». Истинная любовь – только разделенная  в браке.

 

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

Триада идей: свобода, творчество, личность легла в основу его философского антропологизма.

Основные работы: О назначении человека, Самопознание.Человек –  микрокосм и заключает в себе все. Человек есть существо многоэтажное.Человек  есть существо противоречивое.Личность человеческая более таинственна, чем  мир.

Цель человеческой жизни: не только «святость» и соответствие библейским заповедям, но и свободное  творчество.

Педагогические усилия должны быть направлены не на исправление  человека, а на его развитие.

Периоды творчества:

1.Созерцание прекрасного:  создание идеала высшей красоты.  Формирование умений различения  прекрасного и пошлого, истинного  и ложного, натурального и искусственного.     2.Освобождение: формирование понятий  независимости, свободы и ее  границ, хорошего вкуса, приличий. Проблема свободы и необходимости.

3.Переход к самостоятельному  творческому процессу; отход от  подражания; умение создавать свое, принимая опыт других; разумное  отрицание.

4.Воспитание терпения, спокойствия,  умеренного созерцания: обращение  внутрь себя.

5.Самостоятельное творчество: духовный взлет; стремление к  совершенству, принятие Бога в  себе.

6.Период зрелого творчества.

 

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962).

Основные работы: Принцип  индивидуальности в психологии и  педагогике; Социальное воспитание, его  задачи и пути; О педагогическом интеллектуализме; Психология детства; Педагогика и психология; О психологии современной молодежи; Проблемы воспитания в свете христианской антропологии; Русская педагогика ХХ века; История  русской философии; Проблемы психической  причинности и др.

Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.

Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни.

Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антропологии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.

Дал свое понимание понятий  социальная педагогика и социальное воспитание, выступая против сторонников  свободного воспитания.

Не отрицал свободы  в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.

Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения  и игры. Вторая – «воспитанию  души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души.

Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном  мировоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуиции.

Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности  души в жизнь церкви.

Физическое воспитание оправданно, «оно священно как устроение жизни  тела».

Сексуальное воспитание –  имеет чрезвычайно серьезное  значение. Энергия пола – одно из самых глубоких и творческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы  своей личности и достигнуть всецелого  и глубокого соединения с любимым  существом. Удовлетворение сексуальных  желаний без любви - –извращение  и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все  запросы и стремления, связанные  с полом, должны разрешаться только в браке.

Показал, что профессионализм  учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви  к детям, веры в возможности и  уникальность каждого ребенка. Без  этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.    Павел Александрович Флоренский (отец Павел) (1882-1937)

 

  1. Генезис среднего образования в России с начала 18в до октября 1917г.

1-ая гимназия в России  – 1725г. при Академии наук.  В Древней Греции гимназия  предназначалась для физического  развития детей.

1-ая гимназия в России  в 16-17в., что бы давать общее  среднее образование.  Гимназия 1725г.  – для подготовки молодежи  к поступлению в Академию наук, университет, обучение велось  на лат. языке.

До 1760г. гимназия не подготовила  ни одного гимназиста для поступления  в университет. В 1754г. по рекомендации ректора Крашенникова в университет  передано 8 гимназистов, но они не справлялись  с лекционным материалом на лат. яз.

В 1758г. по рекомендации Ломоносова в гимназии открыта русская школа; в учебный план гимназии введен русский  язык, также философии, тригонометрии, отечественной истории.

1761г. – количество  студентов больше с 20 до 30 человек.  С 1760-1765г – в число студентов  произведено 24 гимназиста. После  Ломоносова директор – Пишеп.  В 1805г. гимназия закрыта.

Другая гимназия открыта  при Московском университете в 1735г. Её цель – готовить гимназистов  для МГУ. В 50-х г. работала физико-математическая школа под руководством Холмогорова; поступать могли на механический факультет МГУ. При университете создана с 2-мя отделениями: для детей  дворян и разночинцев (кроме крепостных и крестьян). Сентябрь 1760г. – в  университет из обоих отделений  переведено 20 гимназистов в студенты. Вместе с ранее принятыми - обучалось 56 человек. В гимназии – 448 человек  числилось. В гимназии было 3 типа школы:

1)русская школа;

2)латинская школа;

3)школа новых европейских  языков (система аудиторов широко  применялась).

С 1768г. в гимназии основной формой обучения стал урок. В гимназию не допускалось применение телесных наказаний. Основной вид наказания  – словесные увещевания; исключительный случай – карцер, розги (инспектор + родители).

1804г. – гимназия реорганизована: стали принимать до 60 учеников  из губернских гимназий для  научной деятельности (4 года –  кур обучения). В 1812г. она закрыта.

В 1758г. гимназия открыта  в Казани; предназначалась для  подготовки гимназистов к поступлению  в МУ. После ее открытия спустя полгода  в ней обучалось 116 гимназистов.

В 1760г. куратор МУ Шувалов  внёс предложение в Сенат о  создании в России системы школьного  образования. Должна состоять из следующих  типов. В небольших городах создавать  школы для обучения детей русской  грамоте. В более крупных –  создавать гимназии. После обучения в гимназии – поступать в кадетский  корпус или университет.  Но проект не принят с воцарением Екатерины  П. По реформированию системного образования  создана государственная комиссия (Теплов, Миллер). Их предложения –  открыть во всех губернских и важных городах страны гимназии, которые  объединяли бы 3 ступени обучения: начальная, средняя, повышенная. Гимназии должны иметь по 3 класса по 4 года обучения в каждом. Обучаться в них могли  дети без всякого различия, кроме  крепостных крестьян. Гимназии предлагали делить на 4 категории по сословному принципу: училища для ученых людей, военные, гражданские, купеческие. В 1-ых классах курс обучения одинаков. Начиная  с 3-его – с учетом специфики  детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"