Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
2.Центральное место в
формировании народа должна
3.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека; для которого труд – дело чести, счастья, человека – патриота.
4.Женщине должно быть обеспечено образование наряду с мужчиной, т.к. они личности равноправные, равно-самостоятельные, равно-ответственные.
5.Всякое заимствование
и внедрение в практику
В образовании настаивал на устранении всех преград; разрешить доступ всем лицам; преподавание вести на тех языках, на которых говорят дети. Говорил о прочности немецкого образования; детально с ним знакомился. Толстой выступил против механического переноса немецкой системы образования в России, т.к. был против насилия в школе, а в немецкой школе ученик в таких границах и рамках, которые не дают развиться природным способностям ученика. Изучив состояние школы на Западе, пытался ответить на 2 вопроса: чему и как учить?
Простому народу надо дать
элементарное образование, как считали
раньше. Толстой развивает принцип
природосообразности
Семья Толстого вся эмигрировала за границу. У Толстого много работ о смысле жизни человека на этой земле; проблема жизни и смерти. Полемика с митрополитом. Когда Толстой увидел, что религиозные служители, в Евангилиях искажают учение Христа. Тогда Толстой решает свою веру развивать и его отлучают от церкви. Толстой считал, что обучение – это сложный труд, который требует большого напряжения для интеллигентных и физических возможностей человека – обучение нужно сделать как можно более интересным, т.к. без интереса невозможно освоить сложные науки. Ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, если урок будет очень сложным или очень простым. Все внимание должно быть поглощено ученикам. Не надо давать сложную задачу сейчас, а попозже. Принцип последовательности и постепенности – в основе его взглядов. Если ученик не понял материал, то не надо идти дальше.
Одна из основных задач учителя – развитие творческих способностей ученика. Только тот учитель, который владеет педагогическим мастерством, способен развить эти способности у детей. Средство их развития – глубоко продуманные и хорошо организованный урок с использованием различных методов и приемов. Учение – это многосторонний процесс. Наука всегда стремится к обобщению частностей, что должно быть усвоено детьми. Основа науки – задача школы. «Задача педагогики как науки есть наведение ума на обобщение»; предложить уму такие частности, из которых делается обобщение. Выступал против шаблонных методов; необходимо применять разные методы. Воспитание творческого подхода ученика к процессу обучения. «Если ученик в школе сам не научился ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать».
Считал, что человек формируется в деятельности. Ребенок должен постоянно работать над собой; учитель в пример ему должен работать над собой.
В 1949г введено постановление
о всеобщем 7 летнем образовании.Открываются
техникумы,училища,дома молодежи. В 1943г
была открыта академия педагогических
наук. После войны были опубликованы
работы Ушинского и Макаренко. В
1940-50г успешно работает московская
школа ученых во главе с И.Т.Огородниковым.
В 1958г вышел закон"Об укреплении
связи школы с жизнью и о
дальнейшем развитии системы образования".
Вводят 8летнее образование. Школа должна
быть связана с жизнью,нужно давать
задания жезненного характера. В 1966г
- постановление о мерах
В философско-пед. Концепции русских религиозных философов можно выделить ряд основополагающих принципов: церковность, самоценность и суверенность личности, целостность и духовная свобода.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1901)
Работы: Красота в природе, Общий смысл искусства, Смысл любви, Оправдание добра, Теоретическая философия и др.
Единство всего – формула
религиозной онтологии
Бог есть все. Обосновал исключительное значение человеческого творчества, способного во всех величайших проявлениях к подлинному религиозному преображению мира.
Выделял в гносеологии 3 вида познания: опытное, разумное и мистическое. Без последнего остальные одинаково приводят к абсурду. Вера выступает не только в ее религиозном значении, но и постоянным компонентом эмпирического и религиозного сознания.
Верил в абсолютное значение нравственных ценностей. Но особое место среди них отводил понятию добра.
Любовь – одно из ярких и глубоких проявлений личностного начала, «спасение индивидуальности». Истинная любовь – только разделенная в браке.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Триада идей: свобода, творчество, личность легла в основу его философского антропологизма.
Основные работы: О назначении человека, Самопознание.Человек – микрокосм и заключает в себе все. Человек есть существо многоэтажное.Человек есть существо противоречивое.Личность человеческая более таинственна, чем мир.
Цель человеческой жизни: не только «святость» и соответствие библейским заповедям, но и свободное творчество.
Педагогические усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие.
Периоды творчества:
1.Созерцание прекрасного:
создание идеала высшей
3.Переход к самостоятельному творческому процессу; отход от подражания; умение создавать свое, принимая опыт других; разумное отрицание.
4.Воспитание терпения, спокойствия, умеренного созерцания: обращение внутрь себя.
5.Самостоятельное творчество: духовный взлет; стремление к совершенству, принятие Бога в себе.
6.Период зрелого творчества.
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962).
Основные работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике; Социальное воспитание, его задачи и пути; О педагогическом интеллектуализме; Психология детства; Педагогика и психология; О психологии современной молодежи; Проблемы воспитания в свете христианской антропологии; Русская педагогика ХХ века; История русской философии; Проблемы психической причинности и др.
Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.
Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни.
Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антропологии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.
Дал свое понимание понятий социальная педагогика и социальное воспитание, выступая против сторонников свободного воспитания.
Не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.
Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая – «воспитанию души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души.
Интеллектуальное воспитание
развивает потребность в
Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церкви.
Физическое воспитание оправданно, «оно священно как устроение жизни тела».
Сексуальное воспитание – имеет чрезвычайно серьезное значение. Энергия пола – одно из самых глубоких и творческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без любви - –извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке.
Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства. Павел Александрович Флоренский (отец Павел) (1882-1937)
1-ая гимназия в России
– 1725г. при Академии наук.
В Древней Греции гимназия
предназначалась для
1-ая гимназия в России в 16-17в., что бы давать общее среднее образование. Гимназия 1725г. – для подготовки молодежи к поступлению в Академию наук, университет, обучение велось на лат. языке.
До 1760г. гимназия не подготовила ни одного гимназиста для поступления в университет. В 1754г. по рекомендации ректора Крашенникова в университет передано 8 гимназистов, но они не справлялись с лекционным материалом на лат. яз.
В 1758г. по рекомендации Ломоносова в гимназии открыта русская школа; в учебный план гимназии введен русский язык, также философии, тригонометрии, отечественной истории.
1761г. – количество
студентов больше с 20 до 30 человек.
С 1760-1765г – в число
Другая гимназия открыта при Московском университете в 1735г. Её цель – готовить гимназистов для МГУ. В 50-х г. работала физико-математическая школа под руководством Холмогорова; поступать могли на механический факультет МГУ. При университете создана с 2-мя отделениями: для детей дворян и разночинцев (кроме крепостных и крестьян). Сентябрь 1760г. – в университет из обоих отделений переведено 20 гимназистов в студенты. Вместе с ранее принятыми - обучалось 56 человек. В гимназии – 448 человек числилось. В гимназии было 3 типа школы:
1)русская школа;
2)латинская школа;
3)школа новых европейских языков (система аудиторов широко применялась).
С 1768г. в гимназии основной формой обучения стал урок. В гимназию не допускалось применение телесных наказаний. Основной вид наказания – словесные увещевания; исключительный случай – карцер, розги (инспектор + родители).
1804г. – гимназия
В 1758г. гимназия открыта в Казани; предназначалась для подготовки гимназистов к поступлению в МУ. После ее открытия спустя полгода в ней обучалось 116 гимназистов.
В 1760г. куратор МУ Шувалов
внёс предложение в Сенат о
создании в России системы школьного
образования. Должна состоять из следующих
типов. В небольших городах создавать
школы для обучения детей русской
грамоте. В более крупных –
создавать гимназии. После обучения
в гимназии – поступать в кадетский
корпус или университет. Но проект
не принят с воцарением Екатерины
П. По реформированию системного образования
создана государственная