Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Педагогика экзамен по вопросам.docx

— 133.95 Кб (Скачать файл)

Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труда, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы науки, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства.

 

(до 7 лет) Дошкольные  учреждения (детский сад, ясли, ясли-сад).

 

Начальная школа (4 года)

 

Школы- интернаты,школы  и группы продленного и полного  дня

 

Обязательная  общеобразовательная восьмилетняя трудовая политехническая школа  должна давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических  знаний,

воспитывать любовь к труду и готовность к общественно  полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.

 

Полное среднее  политехническое образование начиная  с 15-16 лет осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом.

 

Средняя общеобразовательная  трудовая политехническая школа  с производственным обучением (3 года)

 

Вечерняя сменная  общеобразовательная средняя школа (3 года)

 

Техникумы и др. средне-специальные учебные заведения (3-4 года)

 

Профтехнические училища (1-3 года)

 

НИИ и лаборатории  в вузах

 

Высшая школа (4-5лет)Главные задачи: подготовка высококвалифицированных  специалистов, воспитанных на основах  марксистско-ленинского учения, выполнение научноисследовательских работ, подготовка педагогических кадров, повышение квалификации специалистов, распространение научных  и политических знаний среди трудящихся.

 

Заводы-втузы, цеха при вузах

 

  1. Проблемы теории и практики обучения и воспитания в трудах А.С. Макаренко

В 1920-х г. современное  правительство стало создавать  колонии для несовершенных преступников.

Макаренко возглавил одну из них. Макаренко пишет: «Когда я  принял колонии, я не знал, с чего начинать». В  колонии Макаренко  был диктатор, а в коммуне имени  Дзержинского сменил методы работы. «Поразительно  удачный ваш эксперимент имеет мировое значение», - писал Горький. Его принцип – как можно больше уважения к личности, как можно больше требовательности к ней. Большое значение придавал воспитанию человека в коллективе. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - писал Маркс. Он пишет «Современная система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку». «Соединение огромного доверия с огромной требовательностью – есть тип нашего воспитания». Рядом с уважением к человеку должна быть требовательность к нему. Непреклонное, ясное, прямое требование – вот закон современной педагогики. Чем больше требований предъявляется к человеку, тем красивее становится он в нравственном отношении. Дал определение, что такое коллектив. Коллектив – это целеустремленный комплекс личностей, организованный, обладающими органами коллектива. Где есть органы коллектива, там есть организация доверенных, уполномоченных лиц. Вопрос отношения товарищей - это–не вопрос дружбы, любви, соседства, а это вопрос ответственной зависимости.

Коллектив должен иметь 2 признака: 1)наличие отчетливо намеченной цели организации и деятельности коллектива;  2)наличие определенных органов, направляющих жизнь и работу коллектива;

+ 3)наличие педагогического  руководства (если это детский  коллектив).

Макаренко разработал движения коллектива. Необходимо определить ближние, средние и дальние перспективы. Разработал принцип параллельного  действия: воспитывая личность, воздействуя  на отдельную личность, можно воздействовать на коллектив, членом которого она является.

Макаренко определил 3 основных этапа в развитии коллектива, в  зависимости от чего меняются требования воспитателя к воспитанникам:

1.Когда нет актива, коллектива, требование от воспитателя к  воспитаннику адресуется в прямой  форме;

2.Когда есть актив,  на смену прямого требования  приходит косвенное требование  со стороны воспитателя через  актив.

Признак коллектива – наличие  здорового общественного мнения.

3.На смену требования  воспитателя приходит требование  коллектива.

Макаренко исключительное значение придавал дисциплине. Дисциплина лежит в наказании и поощрений: требование должно быть доведено до последнего предела.

В статье «Мои педагогические воззрения»: «До сих пор в нашей  школьной практике говорят о дисциплине, как дисциплине торможения. Современная  дисциплина – дисциплина на стремление к чему-то; преодоление.

Принцип требования – доверия.

Человека нужно воспитать, соединяя воспитание с трудом.

Наказания должны быть:

1)продуманными;

2)не назначать сгоряча,  без системно;

3)наказание соответствовать  другому поступку;

4)не должно быть частыми;

5)чтобы коллектив признал  справедливость этих наказаний;

6)чтобы наказания пробуждали  в наказанном сознание справедливости  наказания и переживали чувство  вины.

Обосновал, применил на практике принципы воспитания дисциплиной:

1.Дисциплина украшает  коллектив и каждого отдельного  члена коллектива.

2.Дисциплина есть свобода,  она ставит личность в более  защищенное положение.

3.Дисциплина проявляется  не тогда, когда человек делает  что-либо приятное для себя, а  делает что-то тяжелое, неожиданное;  требующее значительных напряжений. Он это делает, т.к. убежден  в необходимости полезности этого  дела всего коллектива.

Книга «Лекция для родителей».

3 вида авторитета.

Виды ложного родительского  авторитета: чванства, любви, резонерства, подкупа и др.

Авторитет подавления (ложный) – свойственен отцам.

Авторитет (ложного) чванства: они самое заслуженное, самое  лучшее.

Авторитет (ложного) подкупа  – самый безнравственный, по Макаренко.

Настоящий вид авторитета – жизнь, труд своих родителей.

 

  1. Пед взгляды и деятельность А.С. Макаренко
  2. Закон РФ «Об образовании» (1992г.)

Рф провозглашает область  образования приоритетной. гуманистический  хар-р образования,приоритет общечеловеч  ценностей,жизни и здоровья ч-ка,свободного развития личности. Воспитание трудолюбия ,уважения к правам и свободам ч-ка,любви  к природе,Родине,семье; защита и  развитие нац культур,регион культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; свобода и плюрализм(позиция, согласно которой существует несколько или  множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов  бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.) в образовании; Автономность образовательных учреждений. Гражданам гарантируется возможность  получения образования независимо от пола,расы,национальности,языка.

Задачи в области образования : создание правовых гарантий для функционирования и развития системы образования; определение прав,обязанностей,полномочий и ответственности физических и  юридических лиц в области  образования + правовое регулирование  их отношений в данной области.

В законе следующие пункты - Образовательные программы. Формы  получения образования. Учредитель образовательного учреждения(ОУ). Негосударственные  ОУ + правила оформления устава для  ОУ. Общие требования к содержанию образования. Общие требования к  организации образовательного процесса(ОП регламентируется учебным планом, ОУ самостоятельно в выборе системы  оценок,формы,порядка контроля учащихся. Общее,среднее и проф образования  завершается итоговой аттестацией  выпускниокв. Дисциплина=на основе уважения человеч достоинства учащегося,педагогов. Физич и психич насилия не допускаются. Родителям - возможность ознакомления с ходом и содержанием ОП + с  оценками успеваемости). Общие требования к приему граждан в ОУ. Реализация общеообразовательных программ. Социальные гарнтии реализации прав граждан  на образование. Права и соц защита учащегося. Охрана здоровья. Права и  обязанности родителей. Занятие  пед деятельностью. Права работников ОУ,из соц гарантии и льготы. Международная  деятельность в области образования.

 

  1. Закон РФ «Об образовании» (2012г.)

 

  1. Пед деятельность Н.К. Крупской.

1)Жизнь и педагогическая  деятельность Крупской.

2)Крупская о целях  школы и воспитания в новых  условиях.

3)Крупская о содержании  и методах обучения.

4)Крупская о трудовом  воспитании и политехническом  обучении.

5)Крупская о детском  коммунистическом движении.

6)Крупская об учителе,  его педагогическом мастерстве.

Крупская внесла огромный вклад с точки зрения теории и  практики в школу в послеоктябрьский период.

«Народное образование и  демократия» (1915): попытка изложить идеи ведущих педагогов в истории  педагогики с точки зрения воспитания, роли труда в обучении.

Принцип политехнизма в  образовании. Опубликовала работы в  журнале «Свободное воспитание»: «К вопросу о свободной школе».

«Самоубийство среди учащихся и свободная трудовая школа».

«Следует ли обучать мальчиков  бабьему делу».

Рецензию на книгу «Народное  образование и демократия» написал  Горький: 1-ая марксиская книга, где  изложены основы трудового обучения; политехнизма образования; критическое  отношение к школе.

Занимала руководящие  посты в органах образования:

Читала лекции в Академии…  воспитания. Была депутатом, членом Президиумс, Академии наук; доктор педагогических наук.

Покровский ко дню 60-летия  Крупской сказал: «Если Н.Крупская является одним из основателей нашей партии…, то по отношению к марксиской педагогике она является единственным основателем».

2.основные идеи, определившие  путь ее педагогической разработки  новой школы:

1.необходимость воспитания  всесторонне развитых активных  строителей социализма на основе  тесной связи школы с жизнью.

2.высокая оценка возможностей  человека и роли коллектива; уважение  к личности ребенка.

Личность ребенка рассматривала  в ее неразрывной связи с коллективом, подчеркивая его решающее значение, где личность может наиболее полно  и всесторонне развиваться.

Статья «К вопросу о  целях школы» (1923г)

Цели буржуазного государства  ведут к подавлению личности громадного числа людей, к затемнению их сознания; идут в разрез с сознанием ребенка. В школе рабочего класса цели –  расширение кругозора, углубление сознания; обогащения переживаний и др.

Ее задача – поднять  уровень культуры, науки в условиях нового времени.

В процессе формирования мировоззрения  в школе каждому предмету придают  огромное значение.

Литература учит детей  жизни, разбираться в людях, формирование морали.

История – исторический взгляд на ход истории.

Биология – формирование материалистического мировоззрения.

Большой вклад внесла в  разработку вопроса о методике обучения: связь методов с целью,Поставленная перед новой школой, с содержанием  изучаемого материала. Одно из условий  успешности обучения – учет возрастных и индивидуальных способностей человека.

Она не считает, что в  процессе преподавания не нужно.

Доклад «О начальной и  средней школе» (1933) – критический  подход ко всем зарубежным, методическим новинкам в чистом виде, т.к. их нужно  пропустить через марксистскую точку  зрения.

В 20г. 20в из американской школы был перенесен метод  «Дальтон – план»: в современной  школе – бригадно – лабораторный метод; метод учит работать индивидуально; выступает против ведущей роли учителя.

Огромный вклад – в  разработку методик обучения.

Что касается изучения языка, то это должно быть связано с историей развития языка и письма.

Статья «К вопросу о  морально –дефективных детях» (1923г): к  морально –дефективным детям причисляли детей на основе тестов по умственным способностям.

Разработала методику морального воспитания детей, ее принципы:

1)действенность коммунистической  морали, ее соответствия с поведением  человека;

2)коллективизм;

3)принцип учета возрастных  особенностей детей.

Одна из основоположников политехнического обучения. Указала  на тесную связь политехнического и  общего образования. Политехнизм –  составная часть общего образования.

Статьи «Следует ли обучать  мальчиков…», «Совместное обучение»; «Вопрос о трудной школе на Берлинском конгрессе немецких учителей»: роль труда в процессе обучения; в политехническом образовании  – способ образования, воспитания, разносторонне развитого человека; средство ликвидации разницы между  этическим и умственный труд.

«О политехнизме» (1929г): сущность политехнизма; его отношения к  основам наук. Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания. Он должен пронизывать все дисциплины; отразиться на подборе материала  и в физике, и в химии, и в  обществознании. Частью политехнического образования – это обладание  умениями и навыками обращения с  основными предметами труда. Она  указывала на большую опасность, увлечения трудом за счет снижения уровня общеобразовательной подготовки. Условием указала необходимость  учета возрастных особенностей –  посильность труда.

Создание детских коммунистических организаций.

Осуществила критический  анализ движения бой -скаутов; считала, что в основе этого движения лежат  не физические, а политические цели.

«Методы работы с детьми» (1919г)

«РКСМ и бойскаутизм».

Сущность бойскаутизма реакционна, цель которой враждебны коммунистической идеологии.

«Школа и пионер –  движение»: центр тяжести в школе  кладется на учебу; в пионерской организации  – на воспитании.

Заложила основы, формы, цели, методы работы  пионерской организации, «Письма пионерам», «О дисциплине; дисциплинарность – неотъемлемое качество творческой личности; это политическая организация  подростков; пионер – движение; которая  должна воспитать волю, характер, навыки работы и поведения в коллективе.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"