Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труда, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы науки, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства.
(до 7 лет) Дошкольные учреждения (детский сад, ясли, ясли-сад).
Начальная школа (4 года)
Школы- интернаты,школы и группы продленного и полного дня
Обязательная
общеобразовательная
воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.
Полное среднее
политехническое образование
Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением (3 года)
Вечерняя сменная
общеобразовательная средняя
Техникумы и др.
средне-специальные учебные
Профтехнические училища (1-3 года)
НИИ и лаборатории в вузах
Высшая школа (4-5лет)Главные задачи: подготовка высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основах марксистско-ленинского учения, выполнение научноисследовательских работ, подготовка педагогических кадров, повышение квалификации специалистов, распространение научных и политических знаний среди трудящихся.
Заводы-втузы, цеха при вузах
В 1920-х г. современное
правительство стало создавать
колонии для несовершенных
Макаренко возглавил одну из них. Макаренко пишет: «Когда я принял колонии, я не знал, с чего начинать». В колонии Макаренко был диктатор, а в коммуне имени Дзержинского сменил методы работы. «Поразительно удачный ваш эксперимент имеет мировое значение», - писал Горький. Его принцип – как можно больше уважения к личности, как можно больше требовательности к ней. Большое значение придавал воспитанию человека в коллективе. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - писал Маркс. Он пишет «Современная система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку». «Соединение огромного доверия с огромной требовательностью – есть тип нашего воспитания». Рядом с уважением к человеку должна быть требовательность к нему. Непреклонное, ясное, прямое требование – вот закон современной педагогики. Чем больше требований предъявляется к человеку, тем красивее становится он в нравственном отношении. Дал определение, что такое коллектив. Коллектив – это целеустремленный комплекс личностей, организованный, обладающими органами коллектива. Где есть органы коллектива, там есть организация доверенных, уполномоченных лиц. Вопрос отношения товарищей - это–не вопрос дружбы, любви, соседства, а это вопрос ответственной зависимости.
Коллектив должен иметь 2 признака: 1)наличие отчетливо намеченной цели организации и деятельности коллектива; 2)наличие определенных органов, направляющих жизнь и работу коллектива;
+ 3)наличие педагогического руководства (если это детский коллектив).
Макаренко разработал движения коллектива. Необходимо определить ближние, средние и дальние перспективы. Разработал принцип параллельного действия: воспитывая личность, воздействуя на отдельную личность, можно воздействовать на коллектив, членом которого она является.
Макаренко определил 3 основных этапа в развитии коллектива, в зависимости от чего меняются требования воспитателя к воспитанникам:
1.Когда нет актива, коллектива,
требование от воспитателя к
воспитаннику адресуется в
2.Когда есть актив, на смену прямого требования приходит косвенное требование со стороны воспитателя через актив.
Признак коллектива – наличие
здорового общественного
3.На смену требования
воспитателя приходит
Макаренко исключительное значение придавал дисциплине. Дисциплина лежит в наказании и поощрений: требование должно быть доведено до последнего предела.
В статье «Мои педагогические воззрения»: «До сих пор в нашей школьной практике говорят о дисциплине, как дисциплине торможения. Современная дисциплина – дисциплина на стремление к чему-то; преодоление.
Принцип требования – доверия.
Человека нужно воспитать, соединяя воспитание с трудом.
Наказания должны быть:
1)продуманными;
2)не назначать сгоряча, без системно;
3)наказание соответствовать другому поступку;
4)не должно быть частыми;
5)чтобы коллектив признал справедливость этих наказаний;
6)чтобы наказания пробуждали
в наказанном сознание
Обосновал, применил на практике принципы воспитания дисциплиной:
1.Дисциплина украшает
коллектив и каждого
2.Дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное положение.
3.Дисциплина проявляется
не тогда, когда человек
Книга «Лекция для родителей».
3 вида авторитета.
Виды ложного родительского авторитета: чванства, любви, резонерства, подкупа и др.
Авторитет подавления (ложный) – свойственен отцам.
Авторитет (ложного) чванства: они самое заслуженное, самое лучшее.
Авторитет (ложного) подкупа – самый безнравственный, по Макаренко.
Настоящий вид авторитета – жизнь, труд своих родителей.
Рф провозглашает область
образования приоритетной. гуманистический
хар-р образования,приоритет
Задачи в области образования
: создание правовых гарантий для функционирования
и развития системы образования;
определение прав,обязанностей,
В законе следующие пункты
- Образовательные программы. Формы
получения образования. Учредитель
образовательного учреждения(ОУ). Негосударственные
ОУ + правила оформления устава для
ОУ. Общие требования к содержанию
образования. Общие требования к
организации образовательного процесса(ОП
регламентируется учебным планом, ОУ
самостоятельно в выборе системы
оценок,формы,порядка контроля учащихся.
Общее,среднее и проф образования
завершается итоговой аттестацией
выпускниокв. Дисциплина=на основе уважения
человеч достоинства учащегося,
1)Жизнь и педагогическая деятельность Крупской.
2)Крупская о целях школы и воспитания в новых условиях.
3)Крупская о содержании и методах обучения.
4)Крупская о трудовом воспитании и политехническом обучении.
5)Крупская о детском коммунистическом движении.
6)Крупская об учителе, его педагогическом мастерстве.
Крупская внесла огромный вклад с точки зрения теории и практики в школу в послеоктябрьский период.
«Народное образование и демократия» (1915): попытка изложить идеи ведущих педагогов в истории педагогики с точки зрения воспитания, роли труда в обучении.
Принцип политехнизма в образовании. Опубликовала работы в журнале «Свободное воспитание»: «К вопросу о свободной школе».
«Самоубийство среди учащихся и свободная трудовая школа».
«Следует ли обучать мальчиков бабьему делу».
Рецензию на книгу «Народное
образование и демократия»
Занимала руководящие посты в органах образования:
Читала лекции в Академии… воспитания. Была депутатом, членом Президиумс, Академии наук; доктор педагогических наук.
Покровский ко дню 60-летия Крупской сказал: «Если Н.Крупская является одним из основателей нашей партии…, то по отношению к марксиской педагогике она является единственным основателем».
2.основные идеи, определившие
путь ее педагогической
1.необходимость воспитания
всесторонне развитых активных
строителей социализма на
2.высокая оценка возможностей человека и роли коллектива; уважение к личности ребенка.
Личность ребенка
Статья «К вопросу о целях школы» (1923г)
Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного числа людей, к затемнению их сознания; идут в разрез с сознанием ребенка. В школе рабочего класса цели – расширение кругозора, углубление сознания; обогащения переживаний и др.
Ее задача – поднять уровень культуры, науки в условиях нового времени.
В процессе формирования мировоззрения в школе каждому предмету придают огромное значение.
Литература учит детей жизни, разбираться в людях, формирование морали.
История – исторический взгляд на ход истории.
Биология – формирование
материалистического
Большой вклад внесла в
разработку вопроса о методике обучения:
связь методов с целью,
Она не считает, что в процессе преподавания не нужно.
Доклад «О начальной и средней школе» (1933) – критический подход ко всем зарубежным, методическим новинкам в чистом виде, т.к. их нужно пропустить через марксистскую точку зрения.
В 20г. 20в из американской школы был перенесен метод «Дальтон – план»: в современной школе – бригадно – лабораторный метод; метод учит работать индивидуально; выступает против ведущей роли учителя.
Огромный вклад – в разработку методик обучения.
Что касается изучения языка, то это должно быть связано с историей развития языка и письма.
Статья «К вопросу о морально –дефективных детях» (1923г): к морально –дефективным детям причисляли детей на основе тестов по умственным способностям.
Разработала методику морального воспитания детей, ее принципы:
1)действенность
2)коллективизм;
3)принцип учета возрастных особенностей детей.
Одна из основоположников политехнического обучения. Указала на тесную связь политехнического и общего образования. Политехнизм – составная часть общего образования.
Статьи «Следует ли обучать
мальчиков…», «Совместное обучение»;
«Вопрос о трудной школе на
Берлинском конгрессе немецких учителей»:
роль труда в процессе обучения;
в политехническом образовании
– способ образования, воспитания,
разносторонне развитого
«О политехнизме» (1929г): сущность
политехнизма; его отношения к
основам наук. Политехнизм не есть
какой-то особый предмет преподавания.
Он должен пронизывать все дисциплины;
отразиться на подборе материала
и в физике, и в химии, и в
обществознании. Частью политехнического
образования – это обладание
умениями и навыками обращения с
основными предметами труда. Она
указывала на большую опасность,
увлечения трудом за счет снижения
уровня общеобразовательной
Создание детских
Осуществила критический анализ движения бой -скаутов; считала, что в основе этого движения лежат не физические, а политические цели.
«Методы работы с детьми» (1919г)
«РКСМ и бойскаутизм».
Сущность бойскаутизма реакционна,
цель которой враждебны
«Школа и пионер – движение»: центр тяжести в школе кладется на учебу; в пионерской организации – на воспитании.
Заложила основы, формы, цели, методы работы пионерской организации, «Письма пионерам», «О дисциплине; дисциплинарность – неотъемлемое качество творческой личности; это политическая организация подростков; пионер – движение; которая должна воспитать волю, характер, навыки работы и поведения в коллективе.