Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:42, шпаргалка
1. Определение педагогики
2. Основные задачи педагогической науки
3. Определение воспитания
4. Определение обучения
5. Определение и виды образования
Действие увещевания
почти целиком зависит от принятой
воспитателем формы обращения. Применяя
увещевание как воспитательный метод,
педагог проектирует в личности
воспитанника положительное, вселяет
веру в лучшее, в возможность достигнуть
высоких результатов. Опора на положительное,
похвала, обращение к чувствам собственного
достоинства, чести создают необходимые
предпосылки для почти
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Предметом беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
2. Нельзя допускать,
чтобы этическая беседа
3. Нельзя допускать
также, чтобы беседа
4. Материал для
беседы должен быть близок
эмоциональному опыту
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.
6. Правильное руководство
этической беседой заключается
в том, чтобы помочь
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Упражнение - способ привлечения к деятельности - практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнения - устойчивые качества личности - навыки и привычки.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:
1) системы упражнений;
2) их содержания;
3) доступности и посильности упражнений;
4) объема;
5) частоты повторений;
6) контроля и коррекции;
7) личностных особенностей воспитанников;
8) места и времени выполнения упражнений;
9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
10) мотивации и стимулирования упражнений.
Требование - это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств.
По форме предъявления различаются прямые (императивность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) требования. Требование-совет - это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Требование-игра - это требование в игровом оформлении. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования.
Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии. Условия Правильного применения приучения следующие.
1. Ясное представление
о цели воспитания у самого
воспитателя и его
2. Приучая, надо
четко и ясно формулировать
правило, но не давать казенно-
3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников.
4. Показывайте, как выполняются действия, каковы результаты.
5. Лучше использовать
последовательно-параллельную
6. Приучение требует постоянного контроля.
7. Значительный
педагогический эффект дает
Поощрение можно
назвать выражением положительной
оценки действий воспитанников. Оно
закрепляет положительные навыки и
привычки. Действие поощрения основано
на возбуждении положительных
Эффективность поощрения зависит от следующих правил.
1. Поощряя, воспитатели
должны стремиться, чтобы поведение
воспитанника мотивировалось и
направлялось не стремлением
получить похвалу или награду,
а внутренними убеждениями,
2. Поощрение не
должно противопоставлять
3. Поощрение должно
начинаться с ответа на
4. Поощрение требует личностного подхода,
5. Поощрение требует
соблюдения справедливости. Решая
вопрос о поощрении, чаще
Соревнование - это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Организация соревнования - трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых выделяют следующие:
1) организация соревнования - основа его эффективности.
Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей;
2) должны быть установлены направленность и содержание соревнования.
Наказание ~ это
метод педагогического
1) наложением дополнительных обязательств;
2) лишением или
ограничением определенных
3) выражением морального порицания, осуждения.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, выделяются следующие:
1) сила наказания
увеличивается, если оно
2) не рекомендуется применять групповое наказание;
3) если решение
о наказании принято, то
4) наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;
5) употребляя наказание,
нельзя оскорблять
6) при решении
вопроса, за что наказать, рекомендуется
соблюдать такую линию
7) основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация;
8) не допускайте
превращения наказания в
9) наказание требует
педагогического такта,
Субъективно-прагматический
метод стимулирования деятельности
и поведения воспитанников
Конкретные модификации
субъективно-прагматического
1) контракты, которые
заключают воспитанники с
2) личные карточки
самосовершенствования,
3) дифференцированные группы по интересам;
4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника;
5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования, конкурсы;
6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания.
На практике теория
осуществляется с помощью технологии.
В производственном процессе технология
- это система предложенных наукой
алгоритмов, способов и средств, применение
которых ведет к заранее
К числу главных факторов воспитания относятся:
1) сложившийся образ
жизни школьника, который
2) условия жизни,
которые содействуют
3) средства массовой информации и пропаганды;
4) уровень развития
и условия жизни коллектива, непосредственно
влияющие на личность
5) нормы взаимоотношений,
сложившиеся в первичных
6) индивидуальные
и личностные особенности
Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования.
1. Воздействуют
на воспитанников по трем
2. Положительный
результат достигается при
3. Единство и
координация усилий всех
4. Заданные качества
личности формируются через
5. Комплексный подход
предполагает системный подход
к процессу воспитания и
Воспитательное дело - это вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. В любом деле выделяются следующие этапы:
1) целеполагание (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей);
2) планирования;
3) организации и подготовки;
4) непосредственного осуществления дела;
5) анализа достигнутых результатов.