Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

педагогика .doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Цели обучения психологии:

    • овладение способами познания личности и поведения др. людей;
    • формирование способности у учащихся преобразовывать себя.

Необходимо различать цели преподавание психологии в школе и в ВУЗе. Осн. целью преп-ия в школе яв-ся формирование психологической культуры личности  (псих-ая культура включает комплекс культурно-психологических стремлений и соответствующих умений, таких как: систематическое самовоспитание, навыки конструктивного межличностного и делового общения, навыки псих-ой саморегуляции, умение познавать и реалистически оценивать свою личность. Псих-ая культура включает в себя как образованность, так и основные параметры развития личности.)

 

11. Отечественные  концепции и программы преподавания психологии Нечаева, И.В.Дубровиной, Л.И. Колмогоровой и др.

В настоящее время психология как  учебная дисциплина начинает занимать заметное место в современной  системе образования.

В настоящее время преподавание психологии – лишь эпизодические включения в процесс обучения: отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных дисциплин, многие психологи сами разрабатывают программы, основанные на разных научно-методических источниках, а так же собственных представлениях о курсе психологии для учащихся.

Так, например, Дубровина (2003) считает, что психология должна вводить ребенка  в систему научных знаний и  способствовать овладению каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры. Попова и Забродин (2002) главной целью преподавания психологии ставят формирование у ребенка адекватного видения мира и видение человека, который в этом мире живет. Никольская, Кардинер (2004) предлагают в качестве цели преподавания психологии рассматривать всестороннее психологическое сопровождение развития ребенка. Вачков (2003)  в качестве цели преподавания психологии видит помощь в становлении самосознания и саморазвития детей и самого учителя.

Вывод: в вопросах целей преподавания существуют разногласия: одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, и таким образом, обогащать общую культуру школьников, другие – прежде всего, нацелены на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования.

На сегодняшний момент нет единого  стандарта, единого представления  о содержании вводимой учебной дисциплины. Каждый автор предлагает свое видение  того, как и какую психологию преподавать  школьникам.

Дубровина предлагает в содержание курса включать как

  1. Общие научные знания в области психологии
  2. Знание основных закономерностей психического и личностного развития на этапах школьного детства, отрочества, ранней юности

Содержанием уроков Поповой и  Забродина  выступают знания об особенностях строения психологической культуры, о месте человека в этой культуре, о его роли в этом окружающем мире, о его взаимоотношениях  с этим многосложным миром и другими людьми.

Содержание любой преподаваемой  дисциплины предполагает определенные методы обучения, которые определяются целями и задачами обучения и обуславливаются содержанием обучения, спецификой учебного предмета и характером учебного материала.

Нечаевым впервые была высказана  идея об экспериментальном изучении психологии: использовании методов самой науки – методов наблюдения и эксперимента.

Л.С. Колмогорова Становление психологической культуры школьника.

Возвращению современной школе  ее культуросозидающей роли посвящены  работы Асмолова, Газмана, Зинченко, Петровского  и др. «Базовая культура личности» как ориентир современного образования. Современное образование призвано обеспечить развитие личности, способной к самоопределению в социуме и культуре, к многоаспектной творческой деятельности, т.е. становление ее базисной культуры.

Основные черты курса:

  1. Интеграция знаний о человеке (в основном, психологических, этических). Выделение этих аспектов человекознания в качестве приоритетных связано, 1 они крайне недостаточно представлены в содержании современного образования.2 Психология в школе должна быть самым непосредственным образом связана с этикой, а знания о человеке-усвоены на основе нравственности. Осознание необходимости усиления доминанты здоровья и здорового образа жизни.
  2. Приоритет практического аспекта образования над теоретическим. Основная цель курса – подготовка к решению проблем собственной жизни как в настоящем, так и в обозримом будущем.
  3. Педагогический процесс, построенный с позиций личностно-ориентированной педагогики и психологии, предполагает учет потребностей и запросов учащихся.
  4. Непрерывность и системность в изучении материала с постепенным наращиванием уровня сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся, включение сквозных тем курса.
  5. Приобщение детей к культуре должно иметь национальные корни при сравнительном изучении других культур в пространстве и времени.
  6. Образовательная программа нацелена на повышение психологической, нравственной культуры учащихся.

Программа: (с 1 по 11 кл.)

  1. Сущность и природа человека
  2. Самопонимание, саморегуляция, самосовершенствование
  3. Психические процессы
  4. Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура.
  5. Поведение в различных ситуациях. Культура поведения.
  6. Пространственные основы жизни человека.
  7. Культура самоопределения.
  8. Мир семьи. Культура семейных отношений.
  9. Здоровье и здоровый образ жизни.
  10. Таинственные и загадочные явления психики.

 

 

12. Методы преподавания психологии.

Классификация: словесные, активные, наглядные (предметная наг-ть художественная, текстовая), практические.

 

13. Образование  как социо-культурное явление. Субъекты образования.

Образование-это специально организаванная система условий, создаваемых в обществе для развития чел-ка. Обр-ие подразделяется на общее и специальное.

Уровни образования: начальное, среднее, высшее, поствузовское.

Задача образования- это есть развитие и саморазвитие человека как личности в процессе обучения.

Содержание образования:  это первоначально отчужденный от обуч-ся опыт чел-ва, кот-ый передается для усвоения.

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

     В понятие образования  включены не только знания, навыки  и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

     Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). 
В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса. 
      Итак, образование как социальное явление — это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. 
  В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

В современной отечественной педагогической науке существуют разные концепции  содержания образования. В целом  содержание образования определяется запросами общества, его социально-экономическими условиями и культурой. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п.

В наибольшей степени соответствует  этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо “готовых” знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из отмеченных видов социального  опыта представляет собой специфический  вид содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах  деятельности. Усвоение этих знаний  обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- опыт осуществления известных  способов деятельности, воплощающихся  вместе со знанием в умениях  и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;

- опыт творческой, поисковой деятельности  по решению новых проблем, возникающих  перед обществом. Он требует  самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать, складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;

- опыт ценностного отношения  к объектам или средствам деятельности  человека, его проявление в отношении  к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, “перенос” социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"