Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Цели обучения психологии:
Необходимо различать цели преподавание психологии в школе и в ВУЗе. Осн. целью преп-ия в школе яв-ся формирование психологической культуры личности (псих-ая культура включает комплекс культурно-психологических стремлений и соответствующих умений, таких как: систематическое самовоспитание, навыки конструктивного межличностного и делового общения, навыки псих-ой саморегуляции, умение познавать и реалистически оценивать свою личность. Псих-ая культура включает в себя как образованность, так и основные параметры развития личности.)
11. Отечественные концепции и программы преподавания психологии Нечаева, И.В.Дубровиной, Л.И. Колмогоровой и др.
В настоящее время психология как учебная дисциплина начинает занимать заметное место в современной системе образования.
В настоящее время преподавание психологии – лишь эпизодические включения в процесс обучения: отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных дисциплин, многие психологи сами разрабатывают программы, основанные на разных научно-методических источниках, а так же собственных представлениях о курсе психологии для учащихся.
Так, например, Дубровина (2003) считает, что психология должна вводить ребенка в систему научных знаний и способствовать овладению каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры. Попова и Забродин (2002) главной целью преподавания психологии ставят формирование у ребенка адекватного видения мира и видение человека, который в этом мире живет. Никольская, Кардинер (2004) предлагают в качестве цели преподавания психологии рассматривать всестороннее психологическое сопровождение развития ребенка. Вачков (2003) в качестве цели преподавания психологии видит помощь в становлении самосознания и саморазвития детей и самого учителя.
Вывод: в вопросах целей преподавания существуют разногласия: одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, и таким образом, обогащать общую культуру школьников, другие – прежде всего, нацелены на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования.
На сегодняшний момент нет единого стандарта, единого представления о содержании вводимой учебной дисциплины. Каждый автор предлагает свое видение того, как и какую психологию преподавать школьникам.
Дубровина предлагает в содержание курса включать как
Содержанием уроков Поповой и Забродина выступают знания об особенностях строения психологической культуры, о месте человека в этой культуре, о его роли в этом окружающем мире, о его взаимоотношениях с этим многосложным миром и другими людьми.
Содержание любой
Нечаевым впервые была высказана идея об экспериментальном изучении психологии: использовании методов самой науки – методов наблюдения и эксперимента.
Л.С. Колмогорова Становление психологической культуры школьника.
Возвращению современной школе ее культуросозидающей роли посвящены работы Асмолова, Газмана, Зинченко, Петровского и др. «Базовая культура личности» как ориентир современного образования. Современное образование призвано обеспечить развитие личности, способной к самоопределению в социуме и культуре, к многоаспектной творческой деятельности, т.е. становление ее базисной культуры.
Основные черты курса:
Программа: (с 1 по 11 кл.)
12. Методы преподавания
Классификация: словесные, активные, наглядные (предметная наг-ть художественная, текстовая), практические.
13. Образование
как социо-культурное явление.
Образование-это специально организаванная система условий, создаваемых в обществе для развития чел-ка. Обр-ие подразделяется на общее и специальное.
Уровни образования: начальное, среднее, высшее, поствузовское.
Задача образования- это есть развитие и саморазвитие человека как личности в процессе обучения.
Содержание образования: это первоначально отчужденный от обуч-ся опыт чел-ва, кот-ый передается для усвоения.
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
В понятие образования
включены не только знания, навыки
и умения как результат
Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.
Под образованием понимается единый
процесс физического и духовного становления
личности, процесс социализации, сознательно
ориентированный на некоторые идеальные
образы, на исторически зафиксированные
в общественном сознании социальные эталоны
(например, спартанский воин, добродетельный
христианин, энергичный предприниматель,
гармонично развитая личность).
В современных условиях на первый план
выходят требования гармонично развитой
личности, которые вытекают из логики
социального и технического прогресса.
Сегодня мировое сообщество неотвратимо
идет к реализации гуманистических идеалов
в образовании путем повышения социальной,
педагогической и экономической эффективности
его функционирования. Социальная эффективность
выражается в многообразных формах утверждения
гуманизма, как в обществе, так и в самом
содержании и технологиях образования
как педагогического процесса.
Итак, образование как социальное явление
— это, прежде всего объективная общественная
ценность. Нравственный, интеллектуальный,
научно-технический, духовно-культурный
и экономический потенциал любого общества
непосредственно зависит от уровня развития
образовательной сферы. Однако образование,
имея общественную природу и исторический
характер, в свою очередь, обусловлено
историческим типом общества, которое
реализует эту социальную функцию. Оно
отражает задачи социального развития,
уровень экономики и культуры в обществе,
характер его политических и идеологических
установок, так как и педагоги, и воспитанники
являются субъектами общественных отношений.
Образование как социальное явление —
это относительно самостоятельная система,
функцией которой является систематическое
обучение и воспитание членов общества,
ориентированная на овладение определенными
знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными
ценностями, умениями, навыками, нормами
поведения, содержание которых, в конечном
счете, определяется социально-экономическим
и политическим строем данного общества
и уровнем его материально-технического
развития.
В своем структурном срезе, образование,
как, впрочем, и обучение представляет
собой триединый процесс, характеризующийся
такими его сторонами, как усвоение опыта,
воспитание качеств поведения, физическое
и умственное развитие. Тем самым образование
детерминировано определенными представлениями
о социальных функциях человека.
В современной отечественной
В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо “готовых” знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.
Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:
- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;
- опыт творческой, поисковой деятельности
по решению новых проблем,
- опыт ценностного отношения
к объектам или средствам